Охота на туризм
Нефти и газа нет, морей и гор тоже, может, попробовать зацепиться за дичь? Способна ли фауна наших лесов оживить внутренний туризм Кировской области? Сегодня в «багаже» региона имеются село Великорецкое и крестный ход в него, село Рябово как родина художников с мировым именем, праздник «Истобенский огурец». И как раз на последнем появилась еще одна идея, которую нам посоветовали активно развивать блогеры, - популяризировать охоту в кировских лесах. Только как это сделать, не знают ни они сами, ни власти, ни туроператоры с охотниками.
Только для мужиков
- Ехать надо за фишкой, - сказал Сергей Доля, популярный путешественник-блогер, генеральный директор компании Soundline. - Вот, к примеру, Астрахань известна широкой публике своей рыбалкой, а ваш истобенский огурец, простите меня, конечно, за нелюбезность, - не такое уж и интересное мероприятие. Вы, Никита Юрьевич, говорили о том, что в кировском регионе очень популярна охота - почему бы не сделать акцент на ней?
В еще более ярких красках увидел эту идею Тим Керби, блогер, американец, живущий в Москве. «Почему бы, например, не делать в Кирове самую лучшую в мире охоту, - заявил он на прошлой неделе в интервью газете «Бизнес Новости». - Если будет место, где все подготовлено, где тебе выдадут оружие, научат им пользоваться, развлекут, где можно будет показать сыну, как отдыхают настоящие мужики, - люди будут приезжать. Но, конечно, в первую очередь, правительство должно создать условия, чтобы бизнес мог работать нормально».
У губернатора Белых во время таких речей на слете блогеров, недавно прошедшем в Истобенске, засветились глаза, но с губ слетела отнюдь не обнадеживающая фраза: почему опять власть, почему бизнес не может организоваться самостоятельно, спросил он. И намекнул даже на то, что если предприниматели не оживут, он сам пойдет в эту отрасль. Прозвучало угрожающе. А почему же, правда, такой, казалось бы, бесконечный в нашем краю ресурс, как природа, не используется на широкую ногу?
Что имеем: леса занимают более половины территории Кировской области. Впечатляет? Площадь наших охотничьих угодий составляет 11 млн га. Тоже неплохо. Однако всего за прошлый год у нас побывали только 250 иностранных охотников (по словам экспертов, это примерно 10% всех приезжающих охотников в Россию) и неизвестно сколько гостей из соседних регионов.
Последних учет не ведется – подходящие методики не придуманы. Для сравнения, в Венгрию, например, где очень сильно развит этот вид туризма, ежегодно приезжает до 25 тыс. гостей из других стран. По подсчетам экспертов, комплекс услуг, оказываемых туристам в этой стране, можно оценить в 10 млн евро. При этом площадь страны даже меньше площади Кировской области. За чем же дело стало?
Если обратить внимание на всю гамму нашей статистики в сфере туризма, то за 2010 год фирмами Кировской области было обслужено 25822 человека, из которых только 2052 отдали предпочтение отдыху в нашем регионе, 9302 человека путешествовали по территории России, а 16520 - по зарубежным странам. Все же море и экзотика привлекают людей куда больше, чем деревенский экстрим и кировские медведи. Да и недешевое это удовольствие - передвигаться по нашим селам и лесам.
Эксклюзивный спрос
Как сделать так, чтобы турист вместо жаркого побережья Турции или античных развалин Греции выбрал охоту на тетерева в лесах Кировской области? Обратим свой взор сначала, как и многие туристы, в Интернет. Ссылок по запросу «кировская охота» выпадает достаточно много. Вот, к примеру, информация с сайта одного чешского туристического агентства: «Охота на рысь в Кировской области: на нее отводится 5 охотничьих дней. Проживание в небольшом деревенском доме. Баня ежедневно (по желанию). Группа не более 2-х охотников. Оружие на охоте - гладкоствольное, патроны-картечь. Пакет на одного охотника стоит 2500 евро. В стоимость входит: проживание, обслуживание, питание, баня. Возврат в случае не отстрела: 900 евро». Иногда к таким объявлениям прилагаются фотографии с изображением уютных интерьеров лесных пристанищ для охотников и вновь построенных баз для туристов. Таким образом наш регион «засвечен» на многих зарубежных сайтах, связанных с охотой. Почему же нет толп туристов? Казалось бы, такое сарафанное радио должно обеспечить немалую прибыль. Но оказывается, этой приманки мало. Слишком индивидуален и эксклюзивен этот вид туризма.
- В охоте не может быть масс народа, - заявляет Виктор Макарющенко, старший научный сотрудник Всесоюзного НИИ охотничьего хозяйства и звероводства (ВНИИОЗ). - На добывание каждого вида животного есть свой лимит и, соответственно, выходить за его рамки нельзя. Есть у нас, к примеру, 100 лосей, мы можем добыть максимум 10, а остальные должны остаться для дальнейшего воспроизводства.
Всего, к примеру, за сезон 2009-2010 годов любители охоты подстрелили 861 лося и 280 медведей. Это, конечно, только официальные данные (есть еще браконьеры, вылавливать которых просто нет средств) и в качестве охотников были не только туристы: в самой Кировской области таковых около 45 тысяч. Если у них есть желание и средства, то сделать охоту своим хобби ничего не стоит - об этом говорят досье многих известных в Кирове статусных людей. А вот обслужить в России иностранца куда более накладно.
Очень сложны, к примеру, правила по ввозу в нашу страну огнестрельного оружия и вывозу из нее добытых трофеев. По рассказу Виктора Макарющенко, уже 1,5 года на российской таможне в Шереметьево лежит трофей, добытый испанскими охотниками на Камчатке - из-за недопониманий между контролирующими органами бумаги на него потерялись и теперь никто не знает, как его забрать. Это только один пример российской бюрократии в этом виде туризма. Помимо всего прочего, туроператору, занимающемуся охотой, необходимо оборудовать оружейную комнату, а также - по последним требованиям Евросоюза - место для первичной обработки трофея (для каждого охотничьего угодья это влетит в копеечку). Он должен застраховать свою деятельность финансовым обеспечением или банковским депозитом на 10 млн рублей - также, как и операторы, отправляющие тысячи людей за границу. Ответственность получается одинаковая: что 150 охотников, что в пять раз больше человек в Египте.
- При этом мы не можем повысить цены на свои услуги, - говорит Александр Гайдар, директор компании «Кировохота». - Если у иностранцев в 2000 году медведь стоил 2000 долларов, то и сейчас он у них стоит также, и они не понимают, что в России очень большая инфляция, они просто не поедут к нам, если у нас вырастут цены. При этом надо постоянно вкладываться и в поддержание угодий в норме.
Так, к примеру, если у «Кировохоты» в 2000-2005 годах прибыль на один вложенный рубль составляла 2,5 рубля, то сегодня - лишь 1,67 рубля. Эффективность коммерческих охот снизилась из-за роста цен на ГСМ, аренду транспорта и жилья. Эти расходы в общей прибыли по коммерческой охоте сегодня составляют 90,3%.
Для понимания, «Кировохота», «ВНИИОЗ» и «Кировское областное общество охотников и рыболовов» - самые крупные охотпользователи нашего региона, и именно через них к нам в гости приезжают «официальные» иностранные туристы. Остальной охотничий бизнес имеет совсем другую структуру и масштабы. Но он не более рентабелен, как говорят охотники
Больше для себя
- Кировская природа развита в плане охоты, но при этом у нас мало баз, которые бы соответствовали современным требованиям в этом виде туризма, - говорит Павел Сырцев, начальник управления международных и региональных связей правительства Кировской области, заядлый охотник. - Большинство организаций, занимающихся охотой, получают клиентов через московских посредников. Самим создавать инфраструктуру и рекламу сложно, поскольку срок окупаемости в этой сфере слишком длинный. Но и цивилизованных отношений между владельцами наших угодий и столичными фирмами нет. Последние часто не доплачивают первым.
А иностранцев вообще надо по-особому встречать: пригнать за ними транспорт, создать комфортные условия проживания, подать водку определенной марки, сувениры, иногда они требуют даже вертолет. Кировская же область - не такой уж и охотничий рай. Если, например, на Камчатку едут за медведем и лосем (и там они гораздо больше по размерам, чем наши), в Курган - за сибирской косулей, то главный бренд Кировской области не настолько эксклюзивный - глухарь-тетерев. Причем если у нас цена отстрела одного глухаря - 500 евро, то на Камчатке стоимость одного медведя превышает эту цифру в несколько раз. Плюс ко всему необходимое для охоты обмундирование обходится любителям и профессионалам в десятки тысяч евро. Не каждому по карману.
Поэтому те кировские агентства, базы и владельцы охотугодий, которые занимаются охотой как бизнесом, имеют от этого весьма нестабильные заработки. Так, по словам представителя базы «Кордон Донаурово», приглашающей туристов на охоту и рыбалку, всего за сезон они принимают около 30 охотников. Получают с каждого по 2000 рублей за проживание в день, остальное - отдается за лицензию на добычу животных и егерям в охотугодье, с которым заключен договор. Гораздо больше желающих порыбачить.
- Мы, как турагентство, предлагаем охоту, но туристы-охотники воспользовались этой услугой у нас только три-четыре раза за пару лет, - рассказывает Павел Березин, директор «Алекс-тур». - Большого дохода нам, естественно, это не приносит - мы воспринимаем охоту лишь как дополнение ко всей линейке наших предложений. Хотя развивать это направление можно, но нужна государственная помощь, быть может, не конкретные денежные вливания, а какие-то льготы по налогам бизнесу.
Так и живет охотничий промысел в нашем краю своей жизнью. Охотугодья берутся желающими кировчанами большей частью для себя - они сами ухаживают, сами вкладывают деньги. И у них отдельное лесное государство, практически не имеющее никакого отношения к туризму. Нужно ли его расшевелить и будет ли какой-то от этого толк? Все в один голос твердят - перспективы есть, только очень длительные. И тут вряд ли помогут блогеры-путешественники, замолвив слово на своих страничках о нашей туристической «фишке». Но все равно, приятно.
Елена Окатьева
lena_vuali@mail.ru