Опоздал любить?
Очень пронзительно. Очень искренне. О самом главном, что есть у каждого человека - о любви к дому и родителям - создал свой спектакль режиссер Захар Пантелеев в кировском драмтеатре.
Спектакль «Тихий шорох уходящих шагов» поставлен по пьесе молодого белорусского автора Дмитрия Богославского. Он уже не раз принимал участие в разных литературных премиях, получал призы, а эта его пьеса ставилась и в белорусских и российских театрах.
В Кирове на премьере она собрала полный зал. Вода. Много воды — целое маленькое озеро. Веревки, стул, вызывающий ассоциации с какой-то тюрьмой. Возможно, это так и есть — и речь идет о той темнице, которую каждый может создать внутри себя. Комната, железная кровать, шкаф и качалка-лошадь.
В таком маленьком пространстве режиссеру, кажется, удалось уместить все и даже больше: действие разворачивается и в настоящем, и в прошлом, и во сне, и наяву. Главный герой — Александр (или Сасик, как его называют сестры) — чувствует себя виноватым перед собственным отцом. Или чувствует его вину перед собой? И при этом обязательно желает узнать, а любил ли он его. Но уже поздно. Он хватается за каждый шанс что-то изменить, он держится до последнего за дом, в котором выросла вся его семья и не понимает, почему его сестры готовы ради денег продать то, что их роднило больше всего.
Четыре его сестры — это четыре разных мира. За короткое время спектакля режиссер сумел раскрыть каждую. Одна уехала за океан в поисках лучшей жизни, но потеряла все, а теперь гордость не позволяет ей вернуться обратно. Вторая не ценит свою благородную профессию и готова выпивать по поводу и без повода. Третья — рациональная мещанка, а четвертая — простая деревенская баба, воспитывающая нескольких детей и известная своей добротой.
Эту семью собирает в одно целое не очередная дата после смерти отца (как должно бы быть), а меркантильное желание продать дом и разделить деньги. Александр же, прослуживший почти всю свою молодость, именно сейчас понимает, как ему нужен этот дом. Он опоздал? И действительно ли он любит дом или его гложет какая-то обида?
Режиссер со свойственным ему энтузиазмом начинающего творца будто желает уложить в один спектакль сразу все свои мысли и идеи. Он говорит со зрителем и о любви, и об утрате элементарных человеческих ценностей в обществе, и о деньгах, и даже о жизни после смерти. И вот эта последняя тема заслуживает отдельного внимания — в первую очередь, не в мистическом плане, а скорее — в метафорическом. Главный герой попадает в другой мир, но не с той целью, как это бывает, скажем, в голливудских фильмах. Он как будто желает наверстать упущенное, просто поговорить с отцом, ощутить его около себя, понять прошлое, чтобы жить дальше. И в этом читается особый посыл зрителю — цените каждый момент, каждую минуту, каждое слово любимых.