Оппозиционный октябрь
Политическая напряженность в стране в октябре резко выросла и не намерена сбавлять обороты.
Политическая температура в России накаляется, общество радикализуется, а равнодушных людей ближе к зиме становится меньше. К такому выводу по результатам опроса населения нескольких городов пришли в московском Центре проблемного анализа. Киров исключением не стал.
Разогрелись
Центр проблемного анализа с апреля прошлого года ведет замер политических предпочтений граждан в пяти городах: Барнаул, Казань, Нижний Новгород, Киров и Томск. С октября опросы идут также в Иваново, Брянске и Смоленске. Задача - замерить политический спектр страны, весь набор идей и мнений. Люди выражают свое отношение к решениям правящей верхушки. Причем на выбор предлагается множество вариантов ответов от категорического «за» до категорического «против» относительно избранного властями курса. Затем из всего спектра мнений специалисты вычисляют по математическим формулам политическую температуру в обществе. Политическая температура характеризует степень напряжения в обществе в связи с оппозицией официальному курсу правящего политического режима. Как поясняют в Центре, история показывает, что резкие повышения политической температуры приводили к революциям, снижения – к стагнации в развитии страны.
Результаты исследований за прошлый год показали: революционные настроения в обществе еще не назрели, а попытка средств массовой информации преподнести «шумиху» на площадях как новое состояние страны, «воспрянувшей ото сна», не адекватна положению дел. Хотя политическая температура к концу года постоянно росла, а количество лоялистов режима, а также равнодушных и аполитичных граждан снижалось. Ближе к декабрю 2011 года общество и вовсе все больше радикализовалось, сдвиг мнений в сторону крайних позиций (ответы: «абсолютно поддерживаю» и «абсолютно не поддерживаю» выбранный курс) был максимальным. Примерно такая ситуация в обществе была характерна в истории страны для социальных потрясений, гражданских войн и революций, пояснили в Центре. В целом же общее прошлогоднее состояние в обществе Центр проблемного анализа оценил как «разогревающееся».
Дело в бензине
Как менялась политическая температура в этом году?
В 2012 году Центр опросил 1754 человека и пришел к выводу (он применим и для Кирова), что большинство респондентов формально поддерживает власть. Политическая температура в весенне-летние месяцы была достаточно спокойной, однако в октябре резко возросло число критически настроенных оппозиционеров, которые абсолютно не поддерживают выбранный курс развития страны. Значительно выросла в октябре и политическая температура (см график «Динамика и прогноз»), чего не наблюдалось в октябре прошлого года, когда напряжение в обществе начало плавно расти уже с августа. В Кирове, впрочем, и в прошлом году в августе еще продолжалось снижение политической температуры (лето на Вятке короткое, не до политики), рост произошел только в октябре.
Что конкретно подогрело общественность в октябре 2012 года? Учитывая, что процент абсолютных оппозиционеров был высоким во всех категориях респондентов, независимо от дохода, возраста, уровня образования и рода деятельности, причину резкого повышения температуры нужно искать во «внешних факторах», считают в Центре. Так, одной из возможных причин мог стать скачек цен на бензин, ведь увеличение цен на топливо является звеном цепной реакции увеличения цен и на продовольствие. Кроме того, специалисты Центра обращают внимание на то, что все участвующие в опросе города входят в рейтинг 250 самых крупных промышленных городов России, поэтому повышение политической температуры в этих городах может косвенно свидетельствовать в пользу того, что промышленная политика страны нуждается в серьезных коррективах.
В Центре предостерегают: оппозиционные настроения будут расти и дальше.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
Алексей Скутнев, директор Кировского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов:
Протестные настроения в России - явление, которое развивается весьма скачкообразно. Я как раз недавно прорабатывал этот вопрос по просьбе Общественной палаты. В Кировской области в прошлом году пик протестных настроений приходился на осень. В конце зимы пошел спад. Можно предположить, что этот сезонный рост протестов был связан с тем, что в декабре проходили выборы. Экономика тоже влияет: инфляция как раз разгоняется где-то с осени, соответственно растут цены. И причин можно найти много. Но менталитет - такая штука, что социологами она до конца не просчитывается. Допустим, мы говорим о том, что увеличивается число протестных настроений, но на деле на выборах побеждает одна и та же партия. Так что рост протестных настроений - это иллюзия или нет? Также можно почитать воспоминания диссидентов 60-70-х годов и создастся впечатление, что в то время был буквально шквал диссидентских настроений и все были недовольны, но если опросить население, то выяснится, что диссидентов большинство людей вообще в глаза не видело. Кроме того, надо понимать, что оппозиционно настроенные люди есть везде и всегда. Спросите жителя Техаса, и он вам скажет, что без центральной власти, без президента, тем более чернокожего, он играючи проживет. В России протестные настроения, безусловно, присутствуют, но реальной опасности не представляют: люди, которые выходят на митинги, крайне редко доводят дело до конца.
Алексей Мухин, политолог:
Утверждение о том, что протестные настроения будут расти — это, мне кажется, некоторое нагнетании обстановки. За выражение политического протеста принимается социальное напряжение (а это, как говорят в Одессе, две большие разницы), которое в обществе действительно присутствует. Но оно развивается неравномерно и та терапия, которой сейчас занимаются власти, пока является довольно действенной. Те легальные формы, которые предложил федеральный центр (я имею в виду активное партобразование), позволили снять определенную часть политической напряженности, а вот социальная активность пока высока, и с этим придется плотно работать региональным властям. В свою очередь, кремлевские институты уже инициировали несколько тем для дискуссий, предложив упростить или усложнить процедуру выбора губернатора или упростить муниципальный фильтр и так далее.