Отходные планы
Региональное правительство не оставляет надежду превратить сбор и переработку отходов из дотационной в прибыльную отрасль. На прошедшем комитете Заксобрания по экологии выяснилось, что Кировская область имеет все шансы стать первым регионом в России, где отходы будут приносить доход. В том числе – в бюджет. При этом, из бюджета на реализацию полномасштабного проекта не потребуется ни копейки. Фантастика?
Новый старый проект
Нельзя сказать, что идея как-то принципиально нова. Разработкой системы управления отходами на территории Кировской области департамент экологии и природопользования вплотную занялся в 2011 году. Новый проект рассчитан аж на 32 года и делится на три этапа. Первый – до 2018 года – был презентован депутатам осенью прошлого года. На заседании комитета по экологической безопасности, природопользованию и лесному комплексу законодателям представили второй этап – до 2023 года. Правда, стоит отметить, что о подобном проекте некоторые народные избранники услышали впервые. По крайней мере, впечатление было именно такое.
«Еще в 2010 году была утверждена концепция в сфере обращения с отходами, - говорит глава департамента экологии Алла Албегова. - Ее основной идеей было строительство на территории области 57 полигонов. Начиная с 2006 года, мы на территории области построили 12 полигонов и обустроили 14 свалок. Однако, в итоге, как показала практика, не получилось создать эффективную систему сбора и транспортировки отходов в муниципальных образованиях. Фактически вновь построенные объекты стали только объектами районных центров, а для сельских поселений системы сбора и транспортировки мусора не было создано. Мы поняли, что надо менять подходы к решению данной проблемы».
Менять начали с составления технического задания под новый проект и приглашения московских специалистов. Работа шла сразу по трем направлениям: техническая часть (проектировка), финансовая и юридическая часть.
Принципиальная разница нового проекта от всех предыдущих, по мнению одного из его авторов - зав.кафедрой МГМУ (г.Москва) Адама Гонопольского, заключается в том, что затратной и дотационной система переработки ТБО бывает тогда, когда она прервана на стадии оказания услуги. Чтобы превратить ее из дотационной в прибыльную, на ее «хвосте» нужно создать товарное производство, которое даст концентрацию производства, снижение производительных расходов и выход на максимальную доходность. Собственно, эти идеи и будут реализовываться в проекте в три этапа.
На первом этапе была прозонирована территория Кировской области и создана территориально-производственная схема из пяти зон, согласно которым дана рекомендация формирования инвестиционных площадок с определенными объектами и предполагаемыми источниками финансирования. Впрочем, непосредственно в инвестпроект пока включены только три: центральная, юго-восточная и юго-западная в виду наибольшей загрязненности.
«Это не значит, что по северо-западной и северо-восточной зонам не будут решаться вопросы, - заверила присутствующих (и особенно возмущающего депутата от Подосиновского района Василия Митюкова) на комитете Алла Викторовна. - Они будут решаться. Но либо за счет государственных средств, либо в рамках другого проекта. Причина, почему не включили эти две зоны: низкая плотность населения, очень высокое транспортное «плечо», и объем образования отходов составляет не более 10% от областного уровня. И пока там невозможно выстроить экономическую модель».
По заверениям главы департамента, инвестпроект не будет реализован с чистого листа. Новая модель предусматривает адаптацию существующих методов: природоохранные объекты, соответствующие всем нормативам, будут продолжать свою работу.
Есть даже список потенциальных инвесторов проекта (правда, пока не оглашаются) и условия вхождения в проект.
В рамках второго этапа уже составлена схема по размещению объектов, логистики движения отходов и инвестиционной целесообразности, которая по заверениям авторов проекта является экономически выгодной. Она предусматривает очистку территорий муниципальных образований в радиусе 70 км зоны от областного центра и районных центров.
Товарные ниши
Если говорить о конкретных результатах работы, то они следующие. Во-первых, уже определено 14 инвестплощадок. Например, в Слободском и ряде других районов центральной и юго-восточной зоны планируют разместить полигон ТБО и мусоросортировочную станцию.
В юго-западной зоне «повезет» только Яранскому району, там построят мусоросортировочную станцию и полигон ТБО. Совместно с муниципальными образованиями уже произведен подбор мест инвестплощадок.
Цифры инвестиций и сроки их возврата депутатов даже несколько обескуражили - 10,9 млрд рублей — это стоимость реализации проекта на весь срок (около 30 лет).
«Пусть эти цифры вас не пугают. Они взяты по оценочным показателям, по аналогичному объекту в Москве. Стоимость будет уточнена после объектного проектирования», - заверила присутствующих Алла Албегова.
Средства, которые потребуются от инвестора составляют 1,6 млрд рублей, заемные средства — от 9 млрд рублей, при этом, срок возврата инвестиций колеблется в промежутке от 6 до 8 лет, а налоги и сборы в областной бюджет от реализации проекта составят 2,3 млрд рублей в год (или 76,2 млрд рублей за 32 года его реализации). Цифры, прямо скажем, для регионального бюджета фантастические, поэтому депутаты-руководители предприятий первый же вопрос задали, что называет, «в лоб».
«За счет чего достигается такая окупаемость?» - поинтересовался Сергей Момцемлидзе, руководитель ЗМУ КЧХК.
«Я ожидал этот вопрос, - ответил прибывший к тому моменту хоть и с опозданием Адам Гонопольский. - В проект заложено три основных идеи. Первое - объектовая система размещения отходов неэффективна и крайне затратна, от нее отказались во всем мире и пришли к системе зонирования территорий, где у каждой зоны — свой потенциал, рельеф, демографический и промышленный сценарий. Система переработки отходов затратна только тогда, когда она оборвана на стадии затратной услуги. А если эта система на хвосте имеет товарное производство из сепарированных фракций отходов, имеющих коммерческую ценность, то она очень легко превращается в доходную. Есть товарные ниши, которые можно занять изделиями из вторсырья (мы уже провели соответствующее маркетинговое исследование), это доказано десятками подобных систем во всем мире. Это вторая идея».
Третья, по словам Адама Михайловича, заключается в том, что необходима концентрация производства. Соответственно, необходима система создания коммунально-промышленных территорий, принятая во всем мире, где сосредотачивается рециклинговое и электрогенерирующее производство (особенно это важно для Кировской области, где дефицит энергоресурсов велик).
Кстати, пока аналогичная система создана только в городе Янино Ленинградской области. Кировская область – в случае подписания соответствующего соглашения – станет первым, пилотным регионом, который к 2046 году может избавиться от отходов потребления и производства, превратив их в чистую прибыль. При оптимистичном раскладе, конечно.
Однако, депутаты оптимизма не разделили.
«Я не удовлетворен ответом. Он слишком размытый», - заявил Сергей Момцемлидзе.
«Что я должен сказать?» - удивился московский профессор.
Сергей Раулиевич, как заправский хозяйственник, стал раскладывать по полочкам:
«Смотрите, объект стоит 8 млрд рублей. Он за восемь лет окупается. Это значит, что надо миллиард прибыли в год зарабатывать. Значит, общий оборот компании, которая будет управлять этими активами, должен составлять размер бюджета Кировской области. Я не понимаю, на каких продуктах можно заработать такие суммы?»
Гонопольский перечислил товарные ниши: изделия из полимеров (полиэтилентерефталат, тара, упаковка, полиэтилен), ниша технического компоста, электрическая и тепловая энергия, которой можно будет не только насытить местный рынок, но и продавать по системе ФОРЭКС.
«1 кВт-час электроэнергии на мусоросжигательном заводе стоит 42 копейки, тепловой энергии — 6-7 копеек. Если мы берем и закладываем стоимость киловатта в товар по цене электроэнергии для конечного потребителя (чтобы не демпинговать), вот вам и получается прибыль», - заверил Гонопольский.
За чужой счет
Естественно, у депутатов возник вопрос: за чей счет будет сей банкет. Оказалось, ни много — ни мало, проект готов финансировать «Внешэкономбанк».
«То есть, ВЭБ готов дать кредит под 10%? - уточнил Момцемлидзе.
«Нет, это не кредит, это совершенно другие отношения, - наперебой стали объяснять Адам Гонопольский и присутствующая на заседании Альбина Дударева, зам. председателя координационного совета по развитию отрасли обращения с отходами при полпреде в ЦФО. - Обязанность ВЭБа найти инвестора. Если он не находит инвестора, то он финансирует проект сам. У ВЭБа на самом деле стоит очередь на финансирование данного проекта, но пока собранных и структурированных проектов, выставленных на конкурс, нет. Вы - пилотный регион, второй по счету. ВЭБ, имея около 56 млрд рублей на подобные проекты, как государственная финансовая корпорация, имеет право их расходовать на подобные инфраструктурные проекты. Суть в том, что ВЭБ вместе с субъектом федерации подготавливает и проводит торги для инвесторов. Приходит инвестор и выкупает право создания того или иного объекта».
Депутаты несколько секунд обдумывали такую щедрость «Внешэкономбанка», а потом «напали» с вопросами «А вы что думаете? Какова позиция правительства?» на молчавшего зампреда Сергея Щерчкова.
«Когда мы заказывали эту работу, мы пытались понять, как должна выглядеть идеальная модель обращения с отходами в Кировской области, а вторая задача: не использовать бюджетные средства, - отбивался Сергей Владимирович. - Этот проект поможет решить обе задачи. Единственная сложность — это сложность с соглашением. В частности, со стороны нашего департамента экономики и юридического управления, так как опыта заключения подобных соглашений и в России-то немного, а у нас их просто нет».
Алла Албегова призвала депутатов в рассуждениях об экономической целесообразности не забывать про экологическую.
«Мы упускаем, что это, во-первых, было поручение президента - разобраться с отходами на уровне региона. Мы завалены свалками, мы не знаем, что делать с мусором. Реализация проекта позволит навести порядок в области», - считает Алла Викторовна.
Члены комитета, хоть и несколько неуверенно, но приняли решение поддержать проект единогласно.
«Главный аргумент для меня — это то, что денег из бюджета не надо», — пошутил Сергей Момцемлидзе.
Железный аргумент.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru