Ответят все
Претензии за повышение цен на олимпийские объекты предъявлять некому.
Чехарда, связанная с вопросами по поводу завышения сметы объектов, и неясности, кто именно за что отвечает, сопровождали олимпийские стройки с самого начала. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться в том, как федеральные и краевые власти делят с частным бизнесом ответственность за подготовку к Зимним играм.
В четверг президент Путин на совещании в Сочи потребовал удвоить усилия по подготовке к Олимпийским играм, которые должны открыться ровно через год.
По словам президента, олимпийский проект перешел в стадию оперативной готовности. «Но последний этап – самый ответственный, – привел Путин слова куратора сочинской Олимпиады от МОК Жана-Клода Кили. – Он известный горнолыжник, и он сказал, что можно пройти все ворота, а на последних завалиться, и тогда результат будет нулевой; мы не можем допустить такого развития событий».
Ранее в четверг стало известно, что занимающий пост главы госкомпании «Курорты Северного Кавказа» Ахмед Билалов будет освобожден от должности в связи с неудовлетворительной работой его компании при строительстве олимпийских объектов в Сочи. Одновременно Билалов ведет и личный строительный бизнес (ему принадлежит компания «Красная поляна», которая строит олимпийские объекты), а также занимает пост вице-президента Олимпийского комитета. Накануне Путин раскритиковал Билалова при посещении комплекса трамплинов «Русские горки». Президент выяснил, что эта стройка должна была быть закончена еще летом 2011 года.
Кто за что отвечает
Путь России к проведению зимней Олимпиады начался с создания заявочного комитета «Сочи-2014», который в октябре 2005 года возглавил тогдашний вице-премьер Александр Жуков (сейчас возглавляет Олимпийский комитет России и занимает должность вице-спикера Госдумы). В октябре 2008 года его полномочия перешли к министру регионального развития Дмитрию Козаку, ставшему новым «олимпийским» вице-премьером. В январе этого года Козак также возглавил госкомиссию по подготовке и проведению игр.
5 июня 2007 года Россия победила в заявке на проведение зимней Олимпиады 2014 года. Для строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта в октябре того же года была создана государственная корпорация («Олимпстрой»). Ее целью стал контроль и управление процессами, связанными с проектированием, строительством, реконструкцией спортивных объектов, объектов транспортной, инженерной инфраструктуры, туристических объектов, необходимых для проведения Олимпиады.
Бюджет «Олимпстроя» достиг тогда 171 млрд рублей. Из 14 спортивных объектов, которые строятся к Олимпиаде, госкорпорация инвестирует в строительство шести. Среди них санно-бобслейная трасса, комплекс учебно-тренировочных трамплинов, ледовый дворец для фигурного катания, большая ледовая арена для хоккея с шайбой, объекты Олимпийского парка, а также Центральный олимпийский стадион.
Органами управления корпорации являются наблюдательный совет, возглавляемый Козаком, правление корпорации и президент корпорации.
Кто за что платит
Что касается затрат на проведение Олимпиады, то эти суммы постоянно увеличивались. В 2007 году согласно Федеральной целевой программе по развитию Сочи, на Олимпиаду предполагалось выделить 313,9 млрд рублей, из которых 185,8 млрд – из федерального бюджета, за счет средств бюджета Краснодарского края и Сочи – 9,2 млрд, а все остальное – за счет частных инвестиций.
В 2008 году председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что эти расходы вдвое превысят заявленную стоимость. В этом же году ФЦП преобразовали в правительственную программу строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта.
В 2009 году Минрегион подготовил так называемую «Карту проекта: создание механизмов эффективной региональной политики», где назывались уже иные суммы. В 2009–2012 годах на реализацию правительственной программы планировалось потратить 1,054 трлн руб., из которых 699,3 млрд руб. выделял бы федеральный бюджет. Еще спустя год Минрегионразвития официально переоценило размер инвестиций в Олимпиаду – до 950 млрд руб.
В Минфине тогда же неофициально сообщили, что «с 2008 по 2014 г. затраты составят 1,3 трлн руб., из которых около 800 млрд приходится на федеральный бюджет». Таким образом, первоначальный бюджет Олимпиады за 4 года вырос в три-четыре раза.
На прошлой неделе госкомиссия во главе с Козаком по подготовке зимних Олимпийских игр в Сочи назвала еще большие суммы. По его словам, сейчас предполагаемый объем составляет 1 трлн 525 млрд 900 млн рублей, что в пять раз больше сметы 2007 года. С начала реализации программы «Олимпстрой» затратил 111 млрд 700 млн рублей, федеральные власти – 209 млрд 700 млн рублей, инвесторы – 737 млрд рублей, власти Краснодарского края и Сочи – 77 млрд 700 млн рублей.
В русле финансовых потоков
Отметим, что власти в прошлом году попытались разобраться в причинах превышения намеченных расходов. В августе были возбуждены уголовные дела по фактам попыток хищения бюджетных средств. При строительстве санно-бобслейной трассы было предотвращено хищение 2,5 млрд, а при возведении центрального стадиона – 5,6 млрд рублей. Завышение сметы выявили проверки Счетной палаты. Также были выявлены случаи превышения расходов на двух других объектах. Общее превышение сметы по четырем объектам составило 17,7 млрд рублей, но дела были заведены пока только по двум случаям.
Одним из поводов для проверок стали скандальные заявления одного из подрядчиков олимпийской стройки. Весной 2010 года владелец ОАО «Москонверспром» Валерий Морозов в интервью британской газете The Sunday Times рассказал о схеме распределения контрактов. По словам бизнесмена, который не отрицал и своего участия в коррупционной схеме, подряды на этих стройках покупаются за миллионы долларов. Генпрокуратура начала тщательную проверку заявлений бизнесмена, а «Олимпстрой» разорвал с ним контракт из-за «невыполнения условий договора».
В Минрегионе тогда решили разобраться, кто ответственен за завышение цен. Соответствующие запросы были отправлены в «Олимпстрой» с требованием провести служебные проверки и назвать должностных лиц, принявших решение об изменении стоимости. В самом «Олимпстрое» отмечали, что цена меняется в связи с дополнительными требованиями, предъявляемыми уже в процессе проектирования и строительства.
«Беда российской и мировой стройиндустрии»
Пресс-секретарь Козака Илья Джус, комментируя тогда действия правоохранительных органов, говорил, что «выявленные факты позволили предотвратить существенное удорожание строительства отдельных объектов». При этом он признал, что «попытки проектных и строительных организаций завысить стоимость строительно-монтажных работ являются общей бедой российской и мировой строительной индустрии».
Пересмотр олимпийских смет характерен и для других стран. Летняя Олимпиада в Афинах в 2004 году обошлась более чем в 15 млрд долларов при первоначальном бюджете в 2 млрд.
По мнению экспертов, понять, как распределяются денежные потоки, кто подписывает и утверждает расходы, очень сложно. Так, в 2009 году глава экологического совета при администрации города Сочи Владимир Остапук напомнил, что принятая ФЦП просуществовала 1,5 года, но ничего так и не было сделано. По его словам, в постановлении о Федеральной целевой программе «Развитие Сочи как горноклиматического курорта» вместо ФЦП были указаны только названия мероприятий и кто за них ответственен, а конкретные суммы и схема распределения средств и сроки не уточнялись.
Олимпийские цены росли безбожно
В августе прошлого года аудитор Счетной палаты Александр Пискунов направил письмо Козаку, в котором констатировал, что Сочи стал «системой коллективной безответственности». Полномочия между организаторами строительных работ приводят к противоречиям, а на неразбериху накладывается конфликт корпоративных и ведомственных интересов. На низовом уровне, по мнению аудитора, не выполняются решения «Олимпстроя». Что касается самой этой организации, то распоряжения в ней подписывают все топ-менеджеры вместе, порождая систему безответственности, отмечал аудитор.
Также сообщалось, что разница между первоначальным планом и реальным объемом затрат появилась также в результате сильной инфляции, вызванной финансовым кризисом и из-за дополнительных изысканий в связи с экологическими требованиями, сложным рельефом и необходимостью выкупать земельные участки под строительство у собственников по рыночной цене.
Счетная палата также обнаружила, что заемщики-получатели госсредств являются лишь проектными компаниями, а ответственных за расходование средств найти не удастся, потому что конечные бенефициары находятся в офшорах и юридически не связаны с застройщиками в рамках российского законодательства.
«Убыточны в принципе»
Козак на этой неделе признал, что властям следует поблагодарить частных инвесторов за их участие в строительстве, поскольку их доля составляет почти 50%.
Самые крупные вложения, по словам Козака, поступили от Сбербанка, а также от холдингов «Интеррос» и «Базэл». Наибольшие суммы получили горнолыжные курорты «Красная поляна» и «Роза-хутор».
Всего в Сочи три частных инвестора: компании Олега Дерипаски («Базовый элемент»), Владимира Потанина («Интеррос») и Ахмеда Билалова («Красная поляна»). Кстати, сметы расходов росли и у частников. Например, инвестиции в горнолыжный курорт «Роза-хутор» компании «Интеррос» Владимира Потанина возросли кратно. За пять лет планировала окупить тут затраты и компания «Красная поляна», которая предполагала вложить в курорт и деревню 400 млн долларов. Проект начинал владелец «Нортгаза» Фархад Ахмедов, который продал «Красную поляну» Ахмеду Билалову. Именно деятельность этой компании и раскритиковал накануне Путин, проверяя состояние одного из олимпийских трамплинов.
В 2007 году компания «Альтиус девелопмент» Олега Дерипаски собралась инвестировать 2 млрд долларов в строительство курортного города в Имеретинской долине. Одним из проектов Газпрома в Сочи стали лыжно-биатлонный комплекс «Лаура» и горная олимпийская деревня на хребте Псехако. Кредиты на эти и другие спортивные объекты выдают ВТБ, Сбербанк и ВЭБ.
Впрочем, эксперты не уверены, что частные инвесторы не смогут в обозримом будущем вернуть вложенные средства. Как писала в 2011 году газета «Ведомости», они просили у государства как минимум субсидировать процентную ставку по кредитам ВЭБа, а в лучшем случае выкупить долю в компаниях или сами спортивные сооружения. Эксперты тогда сочли, что олимпийские объекты «убыточны в принципе», а расчеты стоимости подготовки к играм «делались на коленке», в итоге смета расходов выросла в разы.
Евгений Романов
Первоисточник: vz.ru
Фото: www.livekuban.ru
Кстати
Счетная палата обнаружила, что ответственных за расходование средств найти не удастся, потому что конечные бенефициары находятся в офшорах и юридически не связаны с застройщиками в рамках российского законодательства.
Шаткое место
Кресло президента «Олимпстроя» оказалось очень шатким. Первым его главой по приглашению Владимира Путина стал бывший руководитель «Транснефти» Семен Вайншток. Но уже через полгода – в апреле 2008 года – Вайншток ушел на пенсию. Эксперты были уверены, что он не смог противодействовать местным и столичным группам влияния.
Его сменил бывший мэр Сочи Виктор Колодяжный, который через год – в начале июня 2009 года – ушел в отставку из-за проблем со здоровьем. Он попросил себе должность, связанную с постоянным пребыванием в Краснодаре. Ранее у Колодяжного погибла внучка.
Его сменил основатель пивоваренной компании «Балтика», вице-президент «Олимпстроя» Таймураз Боллоев. Однако в январе 2011 года Боллоев подал в отставку – тоже по состоянию здоровья. Последние месяцы в прессе сообщали, что у Боллоева плохое самочувствие.
С тех пор госкорпорацию возглавляет бывший замглавы аппарата правительства Сергей Гапликов, который курировал в правительстве финансово-экономические вопросы.