Падшие ангелы прошлого
04.10.2015 13:47:00
2134
0
В Киров приехала выставка «Эрарты» - крупнейшего в России и всей Восточной Европе музейного комплекса, вбирающего в себя современное искусство.
На каком веке вы в основном останавливаетесь, вспоминая о современном искусстве? Правильно, на прошлом, XX-ом. А художники творят и сегодня: в 2005-ом, 2009-ом и даже 2015-ом годах. Узнать их имена и полюбить их живопись можно в «Галерее Прогресса» уже сегодня.
К нам приехала выставка «Эрарты» - крупнейшего в России и всей Восточной Европе музейного комплекса, вбирающего в себя современное искусство. «Эрарта» в основном покупает работы современных художников, представленных в жанрах живописи, графики, скульптуры, инсталляции и видео. Сейчас в коллекции комплекса представлено более 2 тысяч произведений художников из 27 российских городов.
– Уже несколько лет 60 живописных работ ездят по регионам России, - рассказывает директор музея и куратор проекта Владимир Назанский, который лично приехал к нам на открытие. – Сейчас ни один из российских музеев не приобретает современную живопись – если только им ее подарят. Мы же покупаем искусство, хотя тоже лишь по тем ценам, которые для нас приемлемы. Самые дорогие работы наших художников уходят за границу.
Направления современной живописи всем знакомы: абстракционизм, экспрессионизм, примитивизм и даже соцреализм. Новы сами идеи. Если осматривать зал слева, сразу в глаза бросается «Танец мертвых зайцев» Юрия Татьянина из Липецка. Это некая перекличка в Матиссом: как бы выглядел его знаменитый «Танец» в современной реальности? И если сначала зайцы кажутся веселыми, то при сравнении с живописью XX века невольно начинаешь грустить.
Интересны образы Юрия Сычева: огромные портреты мальчика и девочки с пакетиком сухариков и молодой человек под необычным, казалось бы, ракурсом: обутая в кеды нога выходит на первый план, а все остальное где-то вверху. Своими яркими красками картины напоминают пин-ап, образами окунают в социалистическую реальность, а мелкими деталями – возвращают в реальность.
Дальше «Оркестр отдыхает» Владимира Овчинникова. Отдыхает на кладбище. Обезличенные люди навалились на черный крест, играют в карты и курят. Назанский утверждает, что автор показал советскую обезличенную массу, лишенную индивидуальности, в том числе и творческой. Однако, с ним можно и поспорить.
Самые философские работы – в соседнем зале. Илья Гапонов вдруг вспомнил о соцреализме и написал спины уходящих шахтеров под невеселым заголовком «Прощание». В связи с последними событиями эта картина обрастает огромным количеством смыслов. Да и ее масштабы обязывают задуматься.
Перевернутые на крыши легковые автомобили художник Виталий Пушницкий назвал «Падшими ангелами». Это настоящий гимн в честь крушения ложных ценностей, которые раньше считались фетишем успеха.
– В художественной среде возникло новое гуманитарное поколение, не зацикленное на успехе, зарабатывании денег и безудержной жажде развлечений, - говорит Назанский. – Художники сейчас поднимают философские, экологические аспекты бытия, характерные человеку как виду.
Если это действительно так, и живопись, представленная в «Галерее Прогресса», угадала и предсказала веяния времени, браво художникам. Тогда это действительно актуальное искусство. Чувствующее свое время.
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
lena.okatieva@yandex.ru