Перелетный Киров
17 января Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ о предоставлении федеральных субсидий авиаперевозчикам в рамках реализации программы доступных местных перелетов в ПФО. Собственно программа начнёт действовать с 1 апреля 2013 года и свяжет между собой воздушным сообщением 15 крупнейших городов ПФО, в том числе Киров, Пермь, Самару, Нижний Новгород, Казань, Оренбург, Ижевск, Саранск и другие. Программа призвана реанимировать местную сеть авиамаршрутов и дать возможность гражданам летать прямыми рейсами внутри округа.
Круглый стол
Участники:
Николай Липатников, президент Вятской ТПП
Михаил Бабич, полномочный представитель президента в ПФО
Василий Зонов, директор компании «Ключ здоровья»
Василий Созинов, директор кировского филиала страховой компании «Цюрих»
Олег Кочкин, президент компании «Вяткаавиа»
По идее, данная инициатива должна быть интересна, в первую очередь, бизнес-сообществу. Никто так не экономит время и не умеет так считать выгоду, как бизнесмены. Однако даже они увидели в программе не только плюсы, но и минусы.
Стратегическое направление
Михаил Бабич:
Самая главная цель проекта - дать посыл авиакомпаниям, что государство всерьез занялось региональной авиацией и создает долгосрочные условия формирования этого рынка, государственной поддержки. Будут простимулированы отечественная промышленность и авиакомпании для разработки, производства и закупки именно российских самолетов, по-другому они просто появиться не могут. За перерыв в несколько десятилетий, когда мы производили последнюю машину малой авиации, были утрачены технологии, кадры, кооперационные цепочки. Чтобы все субъекты рынка поверили, что этим нужно заниматься и что поддержка будет, в том числе - лизинговыми программами и субсидированием.
Проект повысит транспортную мобильность населения, так как появятся новые удобные маршруты и билеты для всех россиян без ограничения возраста будут в два раза дешевле существующих. Это станет возможным за счет 50% субсидирования проекта из федерального бюджета.
Кроме того, в течение нескольких лет будет создан пассажиропоток, достаточный для того, чтобы сформировался устойчивый рынок региональных пассажирских авиаперевозок, а значит, и у производителей авиационной техники появятся экономические стимулы для разработки линейки отечественных региональных самолетов.
Николай Липатников:
Я вообще считаю, что областной центр, который не имеет воздушного сообщения, не может считаться современным промышленным городом. Такой город никогда не привлечет серьезных инвесторов. Как правило, деловые люди передвигаются в большинстве случаев на самолетах, ибо он позволяет экономить такой ценный ресурс, как время. Согласитесь, совершенно нерентабельно ехать 12-14 часов на поезде (или авто) ради 2-3-часового совещания.
В 1998 году, когда Киров лишился регулярного рейса на Москву, мы очень сильно проиграли по многим направлениям. Поэтому позиция Михаила Викторовича абсолютно верная. Более того, я бы сказал, что это стратегическая позиция.
Олег Кочкин:
Мне кажется, что перелеты внутри ПФО – это не самая актуальная сейчас проблема в авиасообщении. Более актуальными были бы дальние перелеты: Петербург, Новосибирск, регион кавказских Минеральных вод, Сочи. А также придание аэропорту статуса международного, чтобы можно было выполнять международные рейсы. Не секрет, что многие турфирмы собирают группы и везут их в Казань либо в Нижний Новгород, там есть международные аэропорты, и уже оттуда отправляют туристов в те же Турцию или Египет.
Тем не менее, перелеты в ПФО тоже актуальные, хоть и менее, по сравнению с вышеизложенным. Я сначала с воодушевлением отнесся к этой информации, но когда увидел частоту рейсов (72 в неделю), то понял, что это мертворожденные амбиции, и не более того. Какие летчики будут выполнять 72 рейса в неделю, какие техники будут обслуживать эти самолеты, а самое главное, где они, эти самолеты? Летчики – самые дефицитные кадры в авиационной отрасли, несмотря на огромные зарплаты. Они и так уже на пределе санитарной нормы летают.
Михаил Бабич:
Я более, чем уверен, что около 56 маршрутов по данным направлениям будут востребованы, из которых 36 - прямые авиасообщения, а 20 - транзитные. Для транзитных перелетов, возможно, использовать аэропорты-хабы таких городов, как Самара, Казань и Уфа. Можно задействовать в авиаперевозках региональные самолеты, скоростью не менее 400 км в час и вместимостью до 14 пассажиров. Например, модели «Гжель», «Рысачок», «Мурена» - четырехместный самолет, разработанный в Казани. Они могут быть задействованы на маршрутах, перелет по которым составляет от 300 до 800 км со среднемесячным налетом одного воздушного судна до 150 часов. Это позволит снизить стоимость билета, ориентировочно на 3 тыс. рублей за летный час, и поднять годовой пассажиропоток с 40 тыс. до 170 тыс. человек.
Вы только вдумайтесь в следующие цифры: по статистическим данным ПФО, в регионе проживает 30 млн человек, из которых более половины — экономически активное население. В ПФО расположены шесть городов с численностью населения более 2,5 млн человек, и пять с численностью более 1 млн человек. На территории округа расположена четверть всего промышленного производства России, из которых 85% российского автопрома, 65% авиационной промышленности, 40% нефтехимии, 30% судостроения, 30% оборонно-промышленного комплекса. Но при этом, на сегодняшний день в ПФО региональные перевозки осуществляются всего на пяти направлениях.
Олег Кочкин:
Видел я и «Гжель», и «Рысачок». Ничего не могу о них сказать, так как очень они редкие и малочисленные. При этом, я уверен, что те, которые есть, тоже не простаивают. Плюс – быстро их никто не выпустит, особенно если речь идет о достаточно большой партии. Во-вторых, чтобы ввести новый тип самолета – это же для авиакомпании целый цикл мероприятий: нужно переучить летчиков, техников, составить график полетов с учетом особенностей этого самолета, и т.д.
Программа будет дотироваться при наполняемости кресел не менее 75%. Если будет летать 4-местный самолет, то это возможно. 3 из 4 кресел продать несложно, но где такие самолеты? Если речь идет о «Боинге», то его заполнить на 75% весьма сложно. В лучшем случае, такая заполняемость будет лет через 7-10. Но к этому времени, боюсь, данная программа умрет.
Хотя, я думаю, что какая-то ее часть все равно будет реализована, и мне отрадно, что на правительственном уровне всерьез озаботились программой авиационных перевозок. Правда, бюджетные дотации надо было вливать раньше и более системно.
Конкуренты РЖД
Николай Липатников:
Тем не менее, я соглашусь с Михаилом Викторовичем: возобновление перелетов в ПФО – это импульс для развития малой авиации, я думаю, его оценят и бизнесмены, и жители регионов. Здесь, как всегда, остается вопрос цены, но с субсидиями, я полагаю, билеты будут доступны всем.
Я вот помню еще времена, когда летал в Малмыж самолетом. Конечно, не знаю, нужен ли сейчас самолет в Малмыж, но вот в Вятские Поляны он бы точно не помешал. Слишком большое расстояние.
Василий Зонов:
От дополнительных транспортных возможностей, думаю, никто не откажется. Хорошего и безопасного транспорта (учитывая дороги) до Казани, кроме своего собственного, фактически нет. Прямой самолет до Казани для меня, как бизнесмена, который часто бывает там по делам и видит на трассе трупы и разбитые машины, был бы очень большим плюсом. К тому же в Казани есть аэропорт, откуда вылетают туристы на отдых в другие страны. Мне кажется, для бизнес-сообщества всегда актуальным будет авиасообщение на Москву, Казань и Нижний Новгород. Да и вообще, актуальными станут те направления, с которыми нет прямого железнодорожного сообщения без пересадок. Здесь они смогут составить реальную конкуренцию РЖД. Вопрос, конечно же, останется исключительно за ценой.
Василий Созинов:
А вот по моему сугубо личному мнению, авиасообщение по направлениям Казань, Пермь и Нижний Новгород не будет востребовано (в частности, среди делового сообщества) и вот почему: с этими городами достаточно развито дорожное сообщение. Вы сами посчитайте: 2 часа едете до нашего аэропорта, проходите все процедуры и садитесь в самолет, 1 час, допустим, летите, еще 1,5 часа добираетесь до центра Нижнего Новгорода. Может, проще добраться сразу в центр приволжской столицы на собственном авто? А вот, например, такие направления, как Саратов и Самара – это уже достаточно далеко – они вполне, думаю, перспективны. Что же касается меня, то мое основное направление – это Москва. Я давно уже перестал пользоваться услугами РЖД на этом направлении, потому что для меня есть разница: быть в главном офисе через 5 часов или через 12-15. В то же время, авиаперелеты могут составить реальную конкуренцию РЖД, и они будут вынуждены вести более конкурентноспособную политику.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
Кстати
Частота рейсов, согласно постановлению, должна составлять не менее одного в неделю, а наполняемость салонов самолётов — 75%. Самыми популярными кировскими направлениями, по мнению авторов постановления, станут Нижний Новгород и Пермь — туда будет осуществляться по 14 рейсов в неделю. На втором месте по частоте сообщения Самара (10 рейсов) и Казань (8 прямых рейсов, а также стыковочные рейсы через другие города).