Пересесть с «Туарега» на автобус
«Мы хотим удобно или безопасно?» - такой вопрос лейтмотивом звучал во время обсуждения организации дорожного движения в Кирове на Гражданском форуме-2017.
В ГИБДД считают, что войны за пассажиров в среде перевозчиков не исчезли, сфера такси по-прежнему не регулируется, а общественные активисты недовольны тем, что все делается в пользу автовладельцев.
«Ребята, успокойтесь»
Пятничным вечером обсуждение одной из главных городских проблем собрало депутатов Кировской гордумы, членов Общественной палаты региона, предпринимателей, представителей Госавтоинспекции и неравнодушных кировчан. Не отменяя традиционных проблем общественного транспорта, участники отметили, что чиновники стали к ним прислушиваться, но с некоторым опозданием. Например, через год.
Координатор движения «Красивый Киров» Анатолий Курбатов сказал, что Общественная палата мониторила микрорайоны города, до которых тяжело добраться, и направила свои предложения в мэрию: «Нам сказали, все хорошо в этих направлениях. Ребята, успокойтесь. В итоге сейчас мы видим, что единицы транспорта там были добавлены. Наши подсказки почему-то не воспринимаются, хотя через некоторое время мы видим положительный результат». Активист Николай Пихтин обратил внимание на другую проблему: не организовано движение по второстепенным улицам Кирова (Горького, Пугачева, Чапаева и т.д.).
- Я понимаю «автобусников», им это невыгодно, но мне кажется, тут власть должна навязывать, - считает он. Кроме хамства кондукторов, он назвал еще одну проблему - работу светофоров.
Мы занимались обслуживанием системы фото - видеофиксации, - ответил ему директор «ЦДС» Александр Рыболовлев. - На 10 перекрестках установлена адаптивная система работы светофоров (когда они подстраиваются под трафик дорожного движения), но проблема в том, что их недостаточно. Это был первый шаг. Они стоят кустообразно, нужно продолжать дальше. Эффекта нет. Далее речь зашла о газонах, которые в нашем городе, как оказалось, не только не улучшают экологию, а даже вредят — собирают грязь.
- В Кирове на очень многих улицах есть газоны, которые не работают. Они грязные, неухоженные, высажены неправильно. А это полтора-два метра с каждой стороны улицы, которые можно освободить без ущерба для экологии. И экологи со мной согласны. Возьмите участок улицы Воровского от Октябрьского проспекта до Карла Маркса. Его чуть ли не на два метра можно сократить, - отметил Николай Пихтин, приведя в пример столицу, где газонов почти нет.
- Сейчас весь центр Москвы заужает дороги, высаживает газоны и деревья, - парировал Анатолий Курбатов.
Гонки за рублем
Коснулись участники форума и темы вымирания троллейбусов. Хоть это и экологичный транспорт, его обслуживание обходится дороже - У них инфраструктура (контактные линии, тяговые подстанции) с советских времен. Самые главные затраты — это содержание контактных линий, которые у нас вообще неправильно сделаны, - пояснил Рыболовлев. В то же время, по словам общественников, пассажиров в «рогатых» мало. Константин Кропанев, исполнительный директор компании «АЖИО-финанс», отметил, что в троллейбусы вкладываться уже не актуально:
- Существует глобальный тренд: лет через 20 появятся электромобили, троллейбусы на батареях, которым провода не нужны. Общественник Багир Шарифов вышел к ЦДС с предложением организовать городской каршеринг: - Если я еду куда-нибудь, я могу с собой кого-нибудь захватить. Если в Кирове сделать информационное поле, которое даст возможность оставлять заявку? Такой центр позволит разгрузить потоки транспорта. По словам Шарифова, в Европе таким автомобилям дают преференции: им разрешено ездить по полосам общественного транспорта. Алексей Рыболовлев отметил, что такой сервис позволит обогнать американский Uber (стоимость поездки будет еще ниже), но вопрос в психологии: примут ли кировчане это нововведение. Депутаты добавили, тогда это создаст дополнительную конкуренцию перевозчикам.
В активное обсуждение включился глава ГИБДД по городу Кирову Александр Власов. В этом году с учетом погодных условий количество ДТП в городе возросло на 11%, на 19% - количество погибших, - соообщил он. - Проблематика, связанная с общественным транспортом, проецируется на число происшествий. 37 ДТП у нас произошло по вине водителей автобусов и троллейбусов, это на 150% больше, чем в прошлом году. Виной тому — никуда не исчезнувшие гонки между водителями автобусов и троллейбусов. Вторая проблема, по словам Александра Власова, чадящие ПАЗики. При остановке водители предъявляют инспекторам диагностические карты.
- Да, он на диагностику приехал с топливом пятого класса, экологически чистого, а после этого заливает простое печное, - отмечает глава ГИБДД. В то же время внеплановые проверки транспорта можно проводить только после согласования с прокуратурой (из-за поручения президента «не кошмарить» малый бизнес). Совместные рейды с экологами не решают проблему.
- Если бы на законодательном уровне было закреплено в таких случаях запрещать эксплуатацию, проводить все необходимые действия, вплоть до уголовной ответственности за оказание недобросовестных услуг, то у перевозчиков не было бы шансов на манипулирование в части топлива, - пояснил выступающий.
Также в ГИБДД недовольны работой мини-автобусов, которые могут перевозить до 8 человек. Их нельзя назвать нелегалами (лицензии у них есть), а пассажиров у официальных перевозчиков увозят. - Вчера в результате скрытого рейда в районе автовокзала насчитали 25 микро-автобусов, - рассказал Денис Пырлог. - Это межгород. Предприятие «Автоколонна — 1217» обслуживает и городские рейсы, и пригород. По скромным подсчетам, у них забирают 5 млн рублей в месяц однозначно. Может и больше, но тяжело доказать.
После этого завязался спор между активистами и ГИБДД на тему, как организовывать движение: удобно или безопасно. По мнению Александра Власова, выходом для разгрузки улиц может стать строительство наземных и подземных пешеходных переходов.
- Вы считаете, что бабушки и дедушки должны спускаться под землю,а люди в комфортных машинах на пять секунд быстрее проедут. Это нормальное решение, по-вашему? - спросил его Анатолий Курбатов. - Я считаю, что любое решение, которое исключит пересечение транспортного и пешеходного потока, с точки зрения безопасности — правильное, - ответил глава ГИБДД. - Почему все в пользу автомобилистов? Если все делать для водителей, у нас места в городе не хватит, - считает Курбатов.
Не обошли участники и тему диспетчерских служб. В Кирове около 6 тысяч машин такси. Александр Рыболовлев отметил, что их работа мешает всем: - Мы можем ограничить количество машин, это есть в законе «О такси». Общественники не согласились с таким предложением: в таком случае вырастут цены на проезд в такси. Глава ГИБДД отметил, что пока не будет принят закон, который регулирует деятельность диспетчерских служб на федеральном уровне, проблема не решится.
В итоге участники гражданского форума сошлись на мнении, что Кирову нужна транспортная стратегия, а значит поиск формы, которая, по их словам позволит пересесть с «Туарега» на автобус, продолжается.
Ольга Кутергина
mail@bnkirov.ru