План для генплана
Разработчики генплана Кирова представили в мэрию концепцию пространственного развития городского округа с учетом базовых предпосылок для создания агломерации «Киров – Слободской (включая район) – Кирово-Чепецк (включая район) – Юрьянский район». Документ в минувший четверг презентовали рабочей группе, куда входят ведущие архитекторы и проектировщики города, представители научного сообщества, предприниматели и чиновники.
Ориентиры для работы
- Концепция — второй этап нашей работы. Это стадия, предшествующая разработке основных положений и материалов по обоснованию генплана. Основные задачи - определить принципиальные планировочные решения и основные целевые показатели, на которые разработчики будут ориентироваться, - пояснил во время презентации концепции главный инженер проектов ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР» Владислав Татарников.
«Концепция основана на двух основных принципах. Первый – учет агломерационного развития, развитие вовне. Второй - выявление и использование внутреннего потенциала»
Все эти показатели разработчики просчитали и представили. При этом проанализировали все риски, возможности и потенциал города и варианты по его использованию. К примеру, выяснили: общая площадь промышленных территорий составляет около 1,743 га: 957 га использует малый бизнес, еще 786 — крупные и средние предприятия.
- Предложения в действующем генплане по реновации таких территорий реализованы в очень небольшом объеме. По состоянию на 2018 год под реновацию попало не более 30 га. Потенциал земель промышленности оцениваем не менее 120 га, - считают разработчики.
Потенциал видят и в росте объемов жилого фонда: на 2018 год показатель составил 12,9 млн кв м.
- Уровень ввода жилья серьезный для такого города — около 400 тысяч кв метров в год. Считаем, что на расчетный срок темпы объема ввода жилья вырастут до 450 тысяч кв метров. Выявлен потенциал для развития жилого фонда площадью 2 тысячи га. На этой территории возможно строительство около 8 млн кв. метров жилья. Город с текущими темпами строительства сможет реализовать этот объем за 19 лет. Это один из ключевых показателей, на который мы предлагаем опираться, - привел пример Владислав Татарников.
В целом говоря о сильных сторонах города, назвал несколько. В частности, диверсифицированную промышленность, компактность города, историческую привлекательность, возможности для развития рекреационного направления.
- Вятка - основная планировочная ось. Считаем, что необходимо включать более интенсивно систему малых рек в общественное пространство города, овражно-балочную систему, одно из предложений предусматривает строительство набережной, - прокомментировал последнюю позицию Владислав Татарников.
Ключевые положения
Он подчеркнул: концепция основана на двух основных принципах. Первый – учет агломерационного развития, развитие вовне. Второй - выявление и использование внутреннего потенциала. Одна из ключевых идей документа - восстановление территориальной целостности города, с развитием центров второго порядка в районах города. Делать это предлагают на основе центрального-городского, транспортного и рекреационного каркасов.
Среди принципиальных решений для развития транспортной инфраструктуры в концепции предложены несколько. Первая — строительство дублера «западного обхода», который соединит напрямую северную и южную части города, минуя центральную. Второе предложение — строительство мостового перехода в створе улицы Азина. Это позволит соединить между собой противоположные берега, так и провести «связь» за пределы городского округа. Третье — создание меридиональной связи вдоль Нововятского района - как продолжение улицы Ивана Попова, которая соединяет между собой Южный обход города и улицу Щорса. Это поддержит новую планировочную структуру, улучшая транспортную доступность всего района. Четвертое - создание дублера ул. Ивана Попова, который соединяет между собой Южный обход города и улицу Ульяновскую с выходом в северную часть города. Также среди предложений - создание полукольцевой автомобильной дороги, соединяющей улицы Производственную и Тимирязева, что позволит вывести транзитный транспорт из города и ряд других.
Достаточно амбициозные предложения касаются создания новой схемы обслуживания пассажиров. К примеру, предлагается вынести ж/д вокзал и автовокзал в южную часть города (Нововятск) и создать здесь один из региональных транспортно-пересадочных узел. В целом в концепции прописано создание южного автовокзала, северной автостанции, двух городских транспортно-пересадочных узлов и автостанции, которая будет обслуживать центр города и агломерационные связи Кирова со Слободским и Кирово-Чепецком - по новым межрегиональным автодорогам правобережья, которые тоже предложены в документе.
Градостроительные ТОР
При создании транспортно-пересадочного узла в Нововятске, прописано в концепции, необходимо реализовать три ключевые идеи. Первая — мультимодальность (вокзал из специализированного объекта посадки-высадки пассажиров становится транспортно-пересадочным узлом, интегрирующим в себе все виды муниципального и межмуниципального транспорта). Вторая — сделать вокзал - место максимальной концентрации людей - многофункциональным общественно-деловым центром города круглосуточной работы. Третья — создать здесь территорию опережающего развития, «точку роста» комплексного развития прилегающих территорий.
Такой транспортно-пересадочный узел на базе ж/д вокзала и автовокзала в южной части Нововятска входит в перечень прописанных в концепции территорий инвестиционно-градостроительного развития. В числе других таких территорий — образовательно-инновационный технопарк «Молодежная технологическая инициатива». Предложенная территория размещения — границы ул. Московская, Хлебозаводской проезд, Воровского, железная дорога направления «Нижний Новгород-Котлас». Место выбрано вблизи исторического центра, в ареале размещения основных университетов города.
Среди целей создания такого технопарка - довузовская подготовка и отбор талантливых школьников, создание площадки для взаимодействия на системной основе институтов развития, науки и образования, финансов и инвестиций. В перечне таких территорий также регенерация исторической среды – шести кварталов центрального городского ядра. Кварталы ограничены ул. Московская, Ленина, Герцена, Карла Маркса с формированием пешеходной улицы свободной от автотранспорта (Спасская). Площадь территории около 20 га. Подразумевает сохранение и поддержание в должном состоянии сложившейся исторической среды, вывод по мере возможности производственных, складских и транспортных предприятий с последующей регенерацией кварталов, запрет на размещение новых таких объектов, реставрация и благоустройство исторических парков и скверов (Ботанический сквер, Александровский сад, Овраг Засора, Ежовский Озерно-родниковый комплекс и др.). Одна из территорий - многофункциональный комплекс культурно-спортивной направленности в районе «Вересников», который уже активно развивается.
Среди инфраструктурных проектов агломерационного значения — развитие «Экопарков» (ООПТ «Заречный парк», ООПТ «Широковская старица») с включением их в систему общественных пространств, формирование набережных. К таким объектам относятся и создание двух транспортно-логистических центров – центров взаимосвязи различных видов транспорта, организовать процесс перевозки, хранения, перегрузки, информационного обеспечения при наличии единого оператора мультимодальных перевозок. Один из них — с «сухим портом». Помимо многочисленных других вариантов для «перезагрузки» Кирова и их обоснований разработчики прописали возможные федеральные программы, через которые можно получить финансирование на реализацию предложений.
Добавим, сейчас экспертное сообщество будет изучать концепцию, вносить свои предложения, где надо — критиковать. Следующий, третий этап, - непосредственная разработка проекта генплана. До момента окончательного согласования и утверждения документ пройдет процедуру общественного обсуждения. Именно он станет основным стратегическом документом в сфере градостроительного развития Кирова на ближайшие 20 лет.
Мнение:
Олег Созинов, ген. директор ОАО «Институт территориального планирования «Кировгипрозем», советник губернатора Кировской области:
- Подрядчик представил достойную концепцию. Это не проект генерального плана. Концепция дает точку отсчета для подготовки такого проекта. В ней прописаны основные показатели, которые еще будет утверждать заказчик (ред.: городское управление градостроительства и архитектуры), обозначены взгляды, по которым будут производиться следующие действия. Разработчики представили расчетные показатели по различным направлениям, к примеру, прогнозы с точки зрения демографии, нормативов вода жилья, показателей потребления по объектам коммунальной инфраструктуры. Если город с этими показателями согласится, в концепции представлены возможные варианты развития тех или иных отраслей в зависимости от расчетных данных. Причем эти варианты развития представлены в разных сценариях.
Сейчас нет смысла выносить документ на общественное обсуждение, потому что, еще раз подчеркну, это не проект генплана, а возможные векторы развития города. Необходимо на этой стадии подключиться к работе представителям профессионального сообщества— экспертам в разных отраслях экономики, инфраструктуры, депутатам, общественникам, теоретикам и практикам - все должны включиться.
Разработчики использовали в документе (ред.: более чем на 500 страницах) информацию, которую смогли получить на стадии сбора, обобщения и анализа данных. Важно, чтобы разработка проекта генплана гармонировала с другими документами. В первую очередь, с новой стратегией социально-экономического развития города, которая будет разрабатываться.
Идеи в концепции озвучены интересные, перспективные и выполнимые. На мой взгляд, многие из них имеют право быть.
Владислав Татарников:
- Киров-это город с богатым историко-культурным наследием, транспортный, промышленный и научно-образовательный центр. Город имеет значительный градостроительный потенциалразвития,и важно правильно им воспользоваться.
Анастасия Белова
mail@bnkirov.ru