По старым шаблонам
Премьера в драме. От нового режиссера Евгения Ланцова. Спектакль «Земля Эльзы», который уже был на нашей сцене в качестве эскиза. Оправдались ли ожидания? У той аудитории, на которую постановка была рассчитана, можно надеяться, да.
Многим зрителям уже знакома и сама тема спектакля, и новый режиссер. Евгений Ланцов в октябре 2015 года участвовал в первой в нашем драмтеатре режиссерской лаборатории. Тогда он поставил эскиз «Земли Эльзы» по пьесе молодого российского драматурга Ярославы Пулинович. Все было сделано просто и со вкусом: минимум декораций - максимум искренней игры, пусть и с чтением текста по бумажкам. Да и сама тема беспроигрышная: пытающаяся мыслить нестандартно личность, конечно, сталкивается со все разрушающим общественным мнением.
При подготовке окончательной версии спектакля первоначальная концепция несколько изменилась. Во время представления публике нового режиссера сразу было заявлено, что новые спектакли будут ставиться в угоду не новым идеям, а в ответ на предпочтения той публики, которая раньше любила драмтеатр, а в последнее время перестала туда ходить. Речь идет о взрослых дамах.
В итоге из вполне себе современной пьесы получилась некая смесь старой российской мелодрамы «Любовь и голуби» и какой-нибудь не смешной современной комедии. Неприятно удивило уже самое начало — две «бабули» со сцены сначала затянули какую-то русскую народную песню, а потом вдруг окунули зрителя в русскую народную сказку: «Эта история произошла....». Такие приемы, кажется, не использовались со времен выхода на советские еще экраны известных фильмов. Ну разве что в детских спектаклях. Все это создает ощущение несерьезности. А сама тема пьесы, кстати, весьма серьезна.
В оформлении сцены, правда, сохранен минимализм: там лишь пара предметов мебели и шторы, которые, то открывали, то закрывали нужное пространство. Повеселили, однако, милые и наивные проекции: то листочки, то капельки дождя. Домысливать не приходится — сразу понятно, где и когда происходит то или иное действие.
В принципе, домысливать вообще никому ничего не нужно: актрисы пытаются правдоподобно изображать деревенский говор, исполнители ролей городских жителей делают это по четко уложенному у всех в головах шаблону (с откровенным пренебрежением к «сельским»), режиссер даже два раза показал сцену таскания за волосы одной героини другой, чтобы, видимо, лишний раз пояснить зрителю, как это плохо. При этом сама эта сцена выглядела весьма фальшиво, а от того смешно. Однако Наталья Исаева, исполняющая, как и в эскизе, главную роль в этом спектакле, была снова не похожей на себя: кроткая, ранимая и очень искренняя. За ней хотелось наблюдать.
В итоге новый спектакль полностью отвечает старым запросам старой аудитории: чтобы и подумать было над чем, и посмеяться от души, и понятно все, и о России. Если количество проданных билетов будет увеличено, значит, цель выполнена. А тем, кто желал видеть что-то более сложное и смелое, наверное, не в эти двери.