Андрей Чемоданов.

Почти министр

15.03.2015 22:06:00 2381 0

Глава департамента экологии и природопользования Андрей Чемоданов рассказал, что у его ведомства нет задачи  «свернуть шею» бизнесу.

Когда я собиралась на интервью к относительно новому главе департамента экологии и природопользования Кировской области Андрею Чемоданову, коллеги шутили: «Смотри, идешь брать интервью к будущему министру», намекая на скорое превращение департаментов в министерства, а их глав, соответственно, в министров. Смех смехом, но роль министра Андрею Николаевичу явно бы подошла. Мышление — государственное, чаяния о народном благе — присутствуют, и даже шутливый девиз, которым он руководствуется по жизни (где есть место подвигу, главное, держаться подальше от этого места), не сможет разрушить это впечатление.
 
Главное, не пугаться
Андрей Николаевич, пока мы с вами договаривались об интервью, было ощущение, что в департаменте наступил некий аврал. С чем это связано?
- У нас постоянный аврал. На госслужбе в январе как правило бывает затишье, все пользуются плодами и успехами ушедшего года. Денег в начале года не бывает, поэтому работа несколько стоит, идет зачистка, проводятся итоговые заседания и коллегии, ставятся задачи на перспективу. А потом, когда проходят все эти протокольные мероприятия, начинается бурная и кипучая жизнь. Весна наступает, у людей обострение, в том числе и у нас (смеется). У нас же еще грядет создание министерства экологии и природных ресурсов. Люди волнуются, приходится успокаивать.
 
Кстати, о министерстве. Вы, как «государев человек», вряд ли мне скажете свое мнение о предстоящих преобразованиях, но хотя бы ответьте в таком ключе: что сами ожидаете от них?
- Почему же? Я всегда имею собственное мнение по любому вопросу.Теперь по существу. Сложно найти человека, который каждый день жаждал бы каких-то существенных структурных изменений и перестройки всей привычной работы.Лично я считаю, что предстоящее преобразование департамента в министерство это даже хорошо по двум причинам. Во-первых, в рамках министерства будет проще решить определенный вопрос без всех этих «шатаний» влево-вправо. Почему это невозможно сделать в рамках департамента? Потому что у нас есть очень много различных смежных вопросов. Есть вопросы, которые не могут быть решены в рамках только нашего департамента, но в рамках объединенного органа они могут решаться и быстрее, и качественнее. Так что в этом отношении «плюс» безусловно будет. А во-вторых, любое обновление — это всегда вначале небольшой шаг назад, так как придется переделывать документы, отчасти менять нормативно-правовую базу. Но затем это станет несколькими серьезными шагами вперед. Жизнь развивается по спирали, любые критические условия провоцируют в людях новые качества и способности для того, чтобы адаптироваться к новой жизни и искать новые пути решения старых проблем. В свое время, году в 1999-м, меня, несмотря на мое большое сопротивление, отправили на стажировку в Финляндию. Страна как раз тогда проходила ту реорганизацию административного устройства, которую мы отчасти пытаемся сделать сейчас, и я видел реальные результаты от этих преобразований: это был толчок для новых творческих инициатив, прихода новых руководителей, новых идей. Поэтому я сегодня всем своим сотрудникам говорю: вы, главное, не пугайтесь ибо дорогу осилит идущий. Избитая истина, но это так. Главное, оценить прошлое, понять настоящее и спланировать будущее. Если пассивно сидеть и чего-либо ожидать, то ничего хорошего не будет.
 
Тогда почему сопротивлялись стажировке?
- Я домосед.
 
Живем в одной стране
Не могу не спросить про ситуацию с «Артэксом», которую мы отслеживали. Чем она закончилась?
- Почему-то все решили, что мы истина в последней инстанции. Хотя к ситуации с «Артэксом» и «Коммунальщиком» мы имеем меньше всего отношения. Там действительно есть вопросы и есть проблемы, но их лучше рассматривать с участием трех органов: нас, Управления Росприроднадзора и Камского бассейнового водного управления. Однако, учитывая, что все жалобы граждан идут через областное правительство, а там бурно реагируют на все обращения граждан, то мы волею судьбы оказываемся в эпицентре главного удара.Что значит «бурно реагировать»?У нас же есть закон об обращениях граждан: 30 дней дается на рассмотрение и чтобы с результатом. Поэтому мы и ловим все удары. Люди считают, что если мы один раз появились перед телекамерами или перед населением, и начинаем что-то вещать, то получается, что «вот они главные — они молодцы» или наоборот, «они главные — они плохие». На первый митинг против «Коммунальщика» ездил я, так как Аллы Викторовны (Ред. - Албеговой, экс-главы департамента) тогда не было на месте. Достался он мне тогда тяжело, но в целом ситуация ненадолго разрядилась.
 
В каком плане вам было тяжело?
- Федералы, дай Бог им здоровья, по-другому немного на все реагируют. Говорят, мы здесь ни при чем, у нас ограниченные полномочия и т.д. А вот с нас взятки-то по-страшнее. Надо было и людей успокоить, и дело с мертвой точки сдвинуть. Но чтобы сдвинуть дело, надо было с руководством «Артэкса» и «Коммунальщика» решить вопросы реального сокращения стоков специфических загрязняющих веществ, принять хоть какие-то практические меры к нормализации водоочистки и водоотведения.
 
Какова ситуация на данный момент? Конфликт стих?
- Это не может все стихнуть, потому что есть люди, которые в том районе живут. Сейчас просто еще зима и некий период затишья, так как холодно и запаха нет. Летом все начнется по-новой. Если честно, то меня бы тоже это все возмущало, если бы я там жил. Ситуация, конечно, имеет тенденцию к некоторому улучшению, правда, идет это улучшение очень медленно. Сами понимаете, что любой капитальный ремонт и любые вложения в модернизацию очистных сооружений — это колоссальные средства. Единственно, что мне всегда в этом непонятно, так это то, что проектные работы обходятся чуть ли не в 50% общей стоимости всей модернизации. Но, опять же, две недели назад брали контрольные пробы по реке Плоской и на ее устье в реку Вятку, и хочу сказать, что тенденция к снижению уровня ее загрязнения есть. Но, к сожалению, не такое серьезное, как бы нам хотелось.
 
Ваша предшественница Алла Албегова активно сотрудничала с местным бизнес-сообществом, пытаясь решать ситуации, чтобы и «волки были сыты, и овцы целы», вы свою - условно говоря - политику как намерены строить?
- Планирую продолжать в том же духе. Это общая политика государства. Почему я должен ее менять? Мы все живем в одной стране. У нас нет задачи «нагнуть», «закрыть», «свернуть шею». Это, конечно, хорошая идея, чтобы всем было хорошо и все соблюдалось, но на практике она не всегда реализуема. Есть определенные объективные и субъективные условия, но, повторюсь, мы всегда стараемся идти навстречу. У нас есть неплохие в этом отношении примеры взаимодействия. Это то, что касается особо охраняемых природных территорий. Есть очень удачный пример в Кикнурском районе, где предприниматель за счет своих средств (мы ему совсем чуть-чуть помогли) обустроил памятник природы регионального значения «Озеро Пайбулатовское». В Нагорском районе предприниматель получил в аренду участок лесного фонда и выступил инициатором создания особо охраняемой природной территории «Озеро Слиньково». Он готов и дальше вкладывать собственные средства, чтобы продвигать этот объект. Есть еще масса похожих примеров.
 
Мне кажется, местные предприниматели более в этом отношении ответственные, чем «пришлые»?
- Нет, это зависит от конкретного человека. Люди, которые на бизнесе «поднялись» и у которых повышена планка социальной ответственности, вот у них есть тенденция к меценатству. Им хочется что-то оставить после себя, они хотят, чтобы его добрым словом вспоминали, чтобы его дети жили в более благоприятных условиях.
 
Примитивный подход
По-моему, самая актуальная сейчас «экологическая» тема обсуждения — это бурение скважин на участках и изменения, связанные с этим. Можно еще раз для нас об этом несколько слов.
- У нас много компаний занимаются «буровым» бизнесом, как для них сейчас повернется ситуация? Вот для них пока не изменится ничего. Смотрите, есть кнут, а есть пряник. Мы сегодня народу дали пряник: бурите, стройтесь, дана облегченная система заявительной реализации своих прав. А кнут где? Кнута нет. Федеральный законодатель все полномочия в этом отношении отдал субъекту. Как придумает субъект этот процесс разумно отрегулировать, так тому и быть.
 
А в чем сейчас его «неразумность»?
- Да проблема-то у нас одна. Все бурят. Всем и все разрешено. Даже за неадекватное бурение нет никакой административной ответственности.
 
Разве это плохо? Вам бы только все регулировать.
- Никто и не говорит, что это будет какое-то тотальное зверство. Предполагаются меры ограничительного характера, распространяющиеся на буровые компании. Например, для своей деятельности надо будет получить разрешение нашего департамента, в противном случае — административная ответственность. А штрафы за незаконно недропользование сейчас большие.Второй момент. Нужна какая-то регламентация работ, чтобы при бурении компании не зацепили те водоносные горизонты, которые являются источниками централизованного водоснабжения. У нас есть всеобщее заблуждение, что подземная вода очень чистая. Это далеко не так. Есть разные горизонты, разные ярусы. Вода из разных ярусов — разного качества. В Нижне-Ивкино, например, подземными водами огороды поливать нельзя, там же минералка отовсюду льется. Есть воды обогащенные сероводородом, как в долине р. Вятка в окрестностях Котельнича и т.д. А люди ее пьют и считают, что она хорошая. «Ну да, вроде чем-то отдает. Ну да, вскипятил чайник, а там меловой осадок в полтора пальца». Это примитивный подход. Наша задача — сохранить хорошую пресную воду для центрального водоснабжения, повторюсь. Вот эти товарищи бурильщики и те, кто строит коттеджи и хочет иметь автономное водоснабжение, они ведь не идут сначала к геологам и не спрашивают у них, сколько им надо пробурить, чтобы получить нормальную воду. Они просто говорят бурильщикам «пробури-ка ты мне метров 120». Но не все компании оснащены хорошей буровой техникой. И бурят они не за раз. И технология бурения у них разная. И трубы туда закладывают разные. Где гарантия, что они вам нормально произолируют вышенаходящиеся водоносные горизонты и с этих загрязненных источников вам не польется в скважину какая-нибудь гадость? Поэтому у нас не стоит задача зашнуровать народ в ряды и колонны, наша задача лишь изолировать действующие и потенциальные источники централизованного водоснабжения.
 
Готовы на все
Помнится, в прошлом году довольно активно обсуждался проект по переработке твердых бытовых отходов (ТБО). Приезжали даже специалисты из Москвы, проект активно обсуждался на комитете по экологии... И как-то все стихло. На какой он сейчас стадии?
- Он одновременно и в стадии реализации, и затух.
 
Интересно.
- Еще как. Сейчас на уровне области разрабатывается конкурсная документация, которую можно будет выставить для поиска частного инвестора. И до последнего времени эта работа поэтапно двигалась. Мы уже подошли к утверждению генеральной схемы очистки от ТБО Кировской области, разработанной в рамках этого проекта с участием нашего департамента. Она будет вынесена на обсуждение в правительстве Кировской области. Думаю, мне там устроят! Первый раз ведь выносим на публичное обсуждение...Проект большой, многомиллиардный и длительный по срокам реализации. Поиск инвестора идет очень сложно. Сложности начались после известных недавних событий в стране. Чем дальше идет поиск, тем меньше радужных ощущений по этому поводу.
 
Помнится, часть средств обещали москвичи, которые и приезжали с подобной идеей.
- Разговоры разговорами, но у нас было только два варианта. Либо мы все-таки идем и реализуем эту генеральную схему целиком, ищем одного инвестора на всю Кировскую область, или реализуем кусками. Кусками брать сложно. Например, у нас находились желающие на город Киров, Кирово-Чепецк, Слободской, а на остальное нет. Если бы мы пошли по этому пути, то всю остальную часть проекта можно было бы похоронить. Но у нас задача стоит найти инвестора на всю территорию региона. Претендентов сначала было много, причем даже из других регионов. Но в конце 2014 года принимается новый федеральный закон, который фактически заново построил модель реализации и обращения с отходами на территории субъектов РФ. Он фактически революционен по сути и по содержанию. Введено новое понятие, которое мы между собой называем «упаковочный сбор» - сбор взимаемый с производителей тары и упаковки, а также импортеров продукции. За счет него, собственно, и надо реализовывать все проекты. Второе: оказались перераспределены полномочия между органами власти и органами местного самоуправления. Ответственность за сбор и утилизацию отходов переложили на субъект РФ. Также введено новое понятие «твердых коммунальных отходов». Мы, правда, все это еще сами перевариваем, пытаемся осознать, как и что должно быть.
 
Получается, что новый закон перечеркнул ваши усилия?
- Он перечеркнет только в том случае, если на территории области будет один региональный оператор. Хотя и то — не до конца. В законе пока некоторые моменты не ясны. Например, может ли инвестор выступать в роли регионального оператора или это должны быть два разных фигуранта?В общем, как мы будем жить дальше, я пока не знаю. Одно радует: если плохо, то недолго.
 
Позитивно.
- Да. По крайней мере, как бы все ни повернулось, разработанная схема генеральной очистки от ТБО Кировской области будет являться неким базовым элементом, от которой мы будем в дальнейшем плясать. Это большой шаг вперед. Поверьте, у наших соседей и этого нет.Кстати, после всех законодательных изменений в интернете появились трепетные объявления о том, что та или иная организация за определенную плату (баснословную, кстати!) и в сжатые сроки разработает соответствующую документацию. Это своеобразная ложка дегтя в моем интервью: пока бизнес не почувствует, что получит реальные деньги, вы его рядом с собой не увидите. Как только он почувствовал, что запахло деньгами, он тут как тут. До всех этих законодательных изменений бизнесмены около «мусорной» темы маячили где-то так, слегка и чуть-чуть, как только изменения прошли — они уже здесь и активно себя предлагают. И неудивительно. Мы посчитали примерную сумму, связанную с оборотом ТБО только по г. Кирову и по действующим тарифам. Хорошая сумма может получиться — 700 млн рублей в год.
 
Действительно, хорошая. Я правильно понимаю, что вся областная стратегия мусоропереработки будет двигаться именно в вышеозвученном направлении?
- Она не может двигаться в одном направлении. Хотя бы потому, что эти направления не определены. В какую сторону мы пойдем, будет зависеть от конкретных факторов. Например, те компании, которые к нам хотят зайти со стороны, говорят «постройте нам полигоны и мусоросортировочные заводы, то есть, выстройте всю логистику, а мы придем и будем работать». Нам это не подходит.
 
Насколько я знаю, кировские свалки сегодня переполнены. «Мусорную» проблему надо все равно решать и решать, судя по всему, надо было еще вчера.
- Сейчас кировское «Спецавтохозяйство» работает по проекту новой свалки в Слободском районе. Они действительно неплохо работают и уже готовы заявиться в качестве потенциального регионального оператора. Причем, у них более завлекательные условия: они готовы на все (смеется).Я все-таки считаю, что государство и бизнес должны идти рука об руку, так как государству абсолютно все своими руками не сделать. Как и бизнесу. Да этого и не надо.
 
Продолжите ли активно сотрудничать с общественностью и привлекать созданный при департаменте общественный совет к решению вопросов экологии и природоохраны?
- Не только продолжим, но и постараемся, чтобы он сделался «поострее» и поживее. Изначально мы планировали, что совет будет работать самостоятельно, выискать темы, а мы бы приходили и совместно обсуждали. Вначале действительно был какой-то всплеск активности, сегодня она сходит на нет. Я не так давно предлагал им провести своего рода соцопрос на тему «кто у нас самый главный загрязнитель (предприятие)?». Меня интересовало мнение населения. Предлагал провести опрос и по качеству атмосферного воздуха. Кого винит население в загрязнении? То есть, предлагал заняться той работой, которая бы оценивала действия власти.Еще мы часто, признаюсь, страдаем от отсутствия оперативности. У нас, конечно, есть оперативная группа, но не хватает оперативной информации. Мы даже готовы ввести официальный телефон доверия для граждан, чтобы нам четко сообщали «что», «где», «когда» и желательно «кто» чего-то нарушает в сфере экологического законодательства. Наш общественный совет сегодня, к сожалению, пассивен. Они ждут от нас каких-то тем, но так же нельзя. Какой же это общественный совет? А вдруг я жулик и кровавый кардинал Мазарини, и начинаю им подкидывать решение задач, которые они единодушно принимают? Мне бы хотелось иметь, может и не гневный, но «рупор эпохи», который бы нас критиковал и не давал спокойно жить. По крайней мере, я хоть буду знать, что людей волнует.
 
Может, стоит членов совета поменять?
- А разве он у нас закрыт? Милости прошу к сотрудничеству.
 
Беседовала Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
 
Досье:
ФИО: Андрей Николаевич Чемоданов, глава департамента экологии и природопользования Кировской области
Дата и место рождения: 19 апреля 1960 года, п.Санчурск Кировской области
 
Образование: высшее. В 1983 году окончил Кировский сельскохозяйственный институт (ныне ВГСХА) по специальности "биология"
 
Карьера:
10.1978-07.1993 гг - старший лаборант, и.о.младшего научного сотрудника, младший научный сотрудник, научный сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства (г.Киров)
 
07.1993-03.1997 гг. - главный специалист, начальник отдела - старший государственный инспектор Кировского областного комитета по охране природы
 
03.1997-10.2000 гг. - начальник отдела - государственный инспектор Государственного комитета по охране окружающей среды Кировской области
 
10.2000-12.2000 гг . - начальник отдела Комитета природных ресурсов по Кировской области
 
12.2000-10.2001 гг. - главный специалист-государственный инспектор департамента охраны окружающей среды и природопользования Кировской области
 
10.2001-01.2003 гг. - директор ГУ "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования"
 
01.2003-04.2005 гг. - консультант организационного управления аппарата Законодательного Собрания Кировской области
 
04.2005-11.2008 гг. - начальник, заместитель начальника, заместитель начальника управления, начальник охраны, нормирования и регулирования использования животного мира управления охраны и использования животного мира Кировской области
 
12.2008-03.2010 гг. - директор ГОУ "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования"
 
03.2010-10.2014 гг. - заместитель главы департамента экологии и природопользования Кировской области - главный государственный инспектор по охране окружающей среды.
 
10.2014 - наст.время. - глава департамента экологии и природопользования Кировской области
 
Хобби: виртуальная рыбалка и охота (в том смысле, что больше смотрю их по ТВ), резьба по дереву, времяпрепровождение с дочкой.
 
Любимая книга: «Маугли» Р. Киплинга, «Незнайка на луне» Н. Носова, «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, «Белая гвардия» М. Булгакова.
Любимый фильм: «День выборов»
Девиз: «В жизни всегда есть место подвигу, главное, быть подальше от этого места».
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте