Пока не падают
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья идет на столько «не гладко», что даже стала предметом обсуждения на совещании главного федерального инспектора Фердауиса Юсупова. И пока муниципальная и региональная власть пытается преодолеть финансовые и нормативные коллизии для решения данной проблемы, в том числе и посредством создания некоммерческого Фонда капитального ремонта общего имущества и многоквартирных домов, представители управляющих компаний пытаются понять, что же им принесут новые отчисления с собственников жилья.
Участники круглого стола:
Фердауис Юсупов, главный федеральный инспектор по Кировской области
Владимир Ширшиков, директор УК «Городской жилищный комплекс»
Алексей Кузнецов, зам. председателя правительства Кировской области
Павел Косолапов, директор управляющей компании «Аква-ДСК»
Дмитрий Драный, глава администрации г. Кирова
Не шатко, не валко
Фердауис Юсупов:
Для Кировской области все еще крайне острым остается проблема расселения людей из ветхого и аварийного жилья. В рамках трех целевых программ в 2013 году приобретено 274 жилых помещения, в которые переселены 505 человек, а еще 242 будут переселены в ближайшее время. Всего в этом году планируется переселить 1364 человека из 140 аварийных домов в 19 муниципальных образованиях. Но, несмотря на подобные цифры, до окончательного решения проблемы еще очень далеко. По данным прокуратуры, на территории области находится более 800 домов, признанных аварийными, в которых проживает 11 тысяч человек, нуждающихся в переселении.
Органы местного самоуправления, в первую очередь, администрация города Кирова, ранее пытались решать проблему лишь путем приобретения жилья на вторичном рынке на конкурсной основе и только после проведения мной нескольких встреч, начали заниматься строительством муниципального жилья и его приобретением во вновь строящихся домах. Несмотря на неоднократные разъяснения органов прокуратуры и сложившуюся судебную практику, по-прежнему недостаточно активно используется практика приобретения жилья без конкурсных процедур. Во многих муниципальных районах, особенно тех, которые не попали в целевые программы, средства на приобретение подобного жилья не выделяются вообще, а строительство жилья не ведется десятилетиями.
Алексей Кузнецов:
Практика по приобретению жилых помещений без конкурсных процедур, невозможна, поскольку мы оперируем средствами Фонда, то есть, работаем с государственными деньгами, а значит, несем ответственность за их целевое расходование.
Дмитрий Драный:
Действительно, реализация программ идет не всегда гладко. На 1 января 2013 года у нас на исполнении находилось 232 решения суда о предоставлении жилых помещений; к 1 июля количество решений увеличилось до 344-х. Причем, анализ структуры решений судов о предоставлении жилых помещений показывает, что в общей массе решения о предоставлении вне очереди по договорам социального найма жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийных жилых домов, составляет 87,5%. Однако мы, как и любая исполнительная власть, ограничены определенными экономическими и законодательными факторами при решении вопроса.
Алексей Кузнецов:
То, что программа переселения идет «не совсем гладко», обусловлено несколькими причинами. Во-первых, у нас есть ограничения нормативного характера, во -вторых, ограничения экономического характера. Что здесь имеется ввиду? Согласно программе реформирования ЖКХ, по которой работаем, мы должны расселять «метр в метр». Если, условно говоря, у претендентов есть аварийное помещение в 15 квадратных метров, мы должны им предоставить другое жилое помещение в 15 квадратных метров, и не больше.
У нас на сегодняшний день аварийными признано порядка 900 домов в Кировской области. Надо понимать, что там большое многообразие различных вариантов жилья. Например, в районах есть квартиры по 10-12 квадратных метров... И здесь уже вступают в силу ограничения экономического характера. По той процедуре, которая у нас сейчас прописана в законе, готового жилья по нужной нам цене нет, а на конкурсы, которые объявляет муниципалитет, чаще всего никто не заявляется. Поэтому, было принято решение о строительстве специализированного жилья, которое в своем проекте уже приближено к существующей потребности.
Аварийное бремя
Владимир Ширшиков:
Вы не поверите, но я сам живу в аварийном доме. На 16 квадратных метрах нас обитает 8 человек. Дом признан аварийным более двух лет назад, но пока мы никуда не переехали. Мне вообще интересно, как, согласно законодательству, нас должны переселить? Предоставить помещение «один к одному» или как? Совсем непросто, знаете ли, проживать на 16 «квадратах».
Дмитрий Драный:
Администрация города Кирова выполняет все возможные мероприятия по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья на территории города в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда на 2012 год», утвержденной постановлением регионального правительства и в рамках муниципальной целевой программы «Переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда с учетом развития застроенных территорий в муниципальном образовании город Киров на 2008-2015 гг». На данные цели в текущем году выделено 82,9 млн рублей. В целом исполнение бюджета за первое полугодие составляет 51,2%, а если говорить о цифрах, то за первое полугодие уже расселены жители шести муниципальных жилых помещений. То есть, мы стараемся если не решить, то хотя бы снизить остроту проблемы.
Владимир Ширшиков:
А под чьим управлением сегодня находится этот «аварийный фонд»? Мне кажется, на сегодняшний день вы практически не найдете управляющих компаний, у которых есть он есть. Большинство их них под теми или иными предлогами избавляется от него. Насколько я знаю, администрация города выставила аварийные дома на торги на право обслуживания, но безуспешно. Их никто не берет. По большому счету, люди в ветхом жилом фонде получились предоставлены сами себе.
Павел Косолапов:
Это не совсем так. У нас, например, есть аварийные дома. Странно было бы, если бы в Коминтерне таковых не было. Какую именно долю они составляют в общем нашем жилищном фонде, сказать сложно. Здесь нужно понимать, чтобы дом был признан аварийным, собственникам надо побегать и доказать, что он аварийный. А пока он официально не признан, то и таковым не считается, а обслуживать его надо. Да, это проблемно, а что делать?
Заплатят все
Дмитрий Драный:
Медленно, но верно ситуация все равно выправляется. Параллельно с осуществлением мероприятий по расселению жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, мы осуществляем исполнение решений судов о предоставлении вне очереди по договорам социального найма жилых помещений гражданам, переселяемым из этих домов (на эти цели в городском бюджете в 2013 году выделены 200 тысяч рублей). Так, в первые 6 месяцев мэрия исполнила 34 подобных решения суда, а также заключила еще 10 муниципальных контрактов о приобретении жилых помещений для подобной категории людей. Что же касается строительства новых жилых площадей, то в начале года было размещено 8 муниципальных заказов на сумму 8,7 млн рублей на приобретение жилья во вновь строящихся многоквартирных жилых домах (сроки сдачи которых наступают во второй половине 2013 года). Я думаю, не последнюю роль в исправлении ситуации сыграет и вновь создаваемый некоммерческий Фонд капитального ремонта многоквартирных домов.
Павел Косолапов:
Кстати, да. С вновь создаваемой структурой — Фондом капитального ремонта — пока ничего непонятно. Как это все будет происходить и выглядеть? Мы ждем в ближайшее время хоть какой-то ясности.
Владимир Ширшиков:
А я пока, вообще, не очень понимаю, зачем нужен этот Фонд? Точнее, зачем нужна подобная унификация? Программа рассчитана, если я не ошибаюсь, на 30 лет. Где гарантия, что я буду жить в том или ином доме 30 лет? Мы уже озвучивали свои предложения и готовим их сейчас в письменном виде: необходимы разные тарифы в зависимости от региона и года постройки жилого многоквартирного дома; необходим лицевой банковский счет для каждого дома, которым бы распоряжались сами собственники. Без всего этого вновь создаваемая структура превратится в еще один повод для взимания денег с населения.
Да и к тому же, я посчитал, если собрать деньги на капремонт со всех собственников квартир в городе, получается порядка 700 млн рублей в год. С такими деньгами можно через 5 лет город кардинально преобразить. Надеюсь, это реально произойдет.
Алексей Кузнецов:
Что же касается некоммерческой организации «Фонд ремонта общего имущества и капитального ремонта многоквартирных домов в Кировской области», то на данный момент разработана региональная программа, которую предстоит утвердить в Фонде. Например, если раньше перечисление средств на капремонт было процедурой сугубо добровольной, то с 2014 года она станет обязательной для всех. Собственно, и сам процесс создания фонда будет завершен к 1 января 2014 года. Также будет установлена минимальная форма платежа для всех собственников жилых помещений.
Мы надеемся, что таким образом сможем повлиять на ситуацию с износом жилищного фонда. Эта мера давно назрела: износ идет очень быстро и другого механизма его остановить, к сожалению, на сегодняшний день у нас нет. Но говорить об этом предметно есть смысл не раньше ноября, когда будет уже проведена разъяснительная работа с населением и управляющими компаниями, и приняты все основополагающие документы.
И здесь же хочу ответить критикам фонда: это только кажется, что не надо новые дома ремонтировать (а, соответственно, и собирать деньги с собcтвенников). На самом деле,чем раньше, тем лучше.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru