Потомки не простят

30.11.2014 14:00:00 1781 0

Почему васнецовское Рябово пока так и не стало меккой для российских и, тем паче, иностранных туристов?

В правительстве области считают, что виной всему отсутствие инициативы от бизнеса, который так и не построил в селе даже мало-мальского кафе. Депутаты Заксобрания, в свою очередь, считают, что это были изначально лишь фантазии чиновников. И никакой бизнес в Рябово на аркане не притащишь. Впрочем, даже без бизнеса и без туристов поддерживать дом-музей знаменитых художников Виктора и Аполлинария Васнецовых все равно придется. Иначе потомки нам не простят, уверен зампред правительства области Александр Галицких.

Все понимаю
Кто бы мог подумать, что вполне невинное по своей сути интервью "Бизнес Новостей" с директором Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых Ириной Любимовой наделает столько шуму на социальном комитете Заксобрания области. И все из-за одной фразы, сказанной Ириной Анатольевной по поводу критики депутатами ОЗС строительства музейного комплекса в Рябово, что они «сами не понимают, чем они недовольны» и «считают, что потрачено слишком много денег». Хотя на самом деле на все потрачено 8 миллионов рублей.

И председатель комитета Сергей Гущин расшифровал, чем было вызвано это «непонимание»: баня с баком из нержавейки, колодец из бетона стоимостью 600 тысяч рублей, двухэтажный амбар, каких в деревнях отродясь не строили, потому что мешки были по 120-150 кг. И таскать их на второй этаж было бы странно:
«Я, допустим, принял это на свой счет, - возмутился депутат. - Что значит, не понимаю? Я, допустим, прекрасно понимаю, что сделано все неправильно. И денег потрачено не 8 млн рублей, а гораздо больше».

«Кто ей дал на это право!», «Надо давать опровержение», «Надо задать вопрос ее руководителю»... посыпались реплики его коллег.
- Кто ей вообще руководит-то? - спросил тогда Сергей Гушин.
- Если позволите, я сделаю два замечания на полях, - взял тогда слово зампред правительства Александр Галицких. - Я разговаривал с Ириной Анатольевной, после того как прочитал это интервью. По поводу некорректной фразы я ей сделал замечание. Но звучат слова, а кто ей руководит? Она не крепостная крестьянка. Любой человек у нас имеет право высказать свое мнение. Вот вы высказываете на Законодательном собрании свое мнение. Любое. Любой депутат. Нравится нам оно - не нравится, мы же слушаем его и принимаем. И у нас работающие в бюджетной сфере - это не крепостные. Это люди с такими же своими правами и со своим мнением. Слава богу, к этому шли последние 20 лет.

А второе замечание Галицких касалось самого подхода к восстановлению усадьбы Васнецовых. Воссоздавалась она не по воле и прихоти директора музея, а при участии целого коллектива художников, краеведов, историков, архитекторов. Проект прошел несколько экспертиз - краеведческих, культурных. И задача построить все один к одному так, как это было при Васнецовых, чтобы дома под соломенной крышей и баня по черному, не стояла. По замыслу все строения должны иметь в будущем второе предназначение. Скажем, амбар одновременно служит выставочной галереей, где можно устраивать и выставки-продажи изделий народных промыслов. Важно было, по словам Александра Галицких, чтобы эти строения не просто иллюстрировали историю, чтобы они несли еще сегодняшний функционал. Для вовлечения людей и интерактива с посетителями. Что же до потраченных денег, то от запланированных изначально в программе развития территории Рябово 130 миллионов рублей в итоге осталось 8 млн. «А люди это прочитали - боже мой, какие деньги! - эмоционально рассказывал Галицких. - При этом до сих пор не решен вопрос и не выделены деньги на реставрацию самого дома-музея, хотя документация давно готова. Готова полностью документация на реконструкцию здания школы под Дом творчества. Ни рубля не вложено. То есть, сказав А, мы ни Б, ни В, ни Г не сказали. И поэтому сегодня это все в не оконченном виде смотрится. Конечно, плохо смотрится. Мне первому это страшно не нравится».

Сергей Гущин не согласился с мнением оппонента, сказав, что детям как раз важно было бы показать, как был устроен крестьянский быт во времена Васнецовых. Да он и сам бы не прочь посмотреть, как была устроена баня «по-черному»: «Реставрация в моем понимании это нечто иное. Давайте сейчас все храмы перестроим и сделаем по-новому», - заключил депутат.

Мечты за бюджетный счет
Другой член комитета по социальным вопросам депутат Дмитрий Русских подошел к вопросу Рябово с другой стороны. Он насчитал, что выделено на проект все-таки не 8 миллионов, а около 70 млн. Если принять во внимание строительство разворотной площадки, парковки и ремонт дорог с газификацией. А вот насколько эффективно были потрачены эти средства и повлиял ли проект «Васнецовского Рябово» на развитие внутреннего туризма в регионе, на привлечение к нам гостей из других субъектов Федерации — у Русских большие сомнения.

“Сегодня у нас часто бывает: мы начинаем что-то делать, тратить деньги, а потом видим, что получилось не совсем то, что мы хотели, - считает Русских. - Мое мнение, у нас он так и не появился, внутренний туризм. Или мы должны как-то по-другому к этому подходить, или нужно, как вы говорите, до 130 млн дотянуть, и тогда внутренний туризм пойдет. Но в данном случае я не понимаю вообще, что мы хотим. К сожалению, у нас часто бывает, что мы сначала потратим кучу денег, а потом понимаем, что никакой эффективности не получили. В данном случае нам хотелось бы услышать выводы контрольно-счетной палаты, которая это все проверит… ( в настоящее время КСП ведет проверку эффективности расходования средств по программе развития культуры в области в 2013-2014 гг. - Ред.) А туристы туда не поехали, потому что там нет дороги, там нет условий, там вообще ничего нет. Тогда вопрос, а зачем мы тогда 70 миллионов потратили”?

Проект и не предполагал ограничиться лишь бюджетными инвестициями, ответил на претензию депутата Александр Галицких. Изначально было понятно, что без участия частного бизнеса ждать значительного увеличения потока туристов в Рябово не приходится (хотя постепенно число посетителей усадьбы Васнецовых все же растет — составив уже 15 тысяч человек в год). А бизнес — не пришел, хотя губернатор и встречался с предпринимателями не раз и не два по этому вопросу.

Туризм - не только сфера культуры или здравоохранения. Это еще и бизнес. И поэтому бюджет не будет строить гостинцу, ресторан в Рябово. Я думаю, тут вы понимаете, - как студентам на лекции объяснял депутатам Галицких, и депутаты, соглашаясь, кивали. - И поэтому мы создавали инфраструктуру - вот вам газ есть, вот есть подъезд нормальный. Наконец, есть музей, куда люди поедут. Вложитесь. Мы пошли дальше. Мы провели конкурс на гостиничный комплекс, чтобы не каждый строил, что ему вздумается. Чтобы это здание вписалось в историко-культурный ландшафт. Есть победитель этого конкурса. Между прочим, очень интересный проект планировался в деревянном исполнении. И там можно этапами все строить. Вот, заходи, сделай сначала это, потом это и потихоньку там целый такой маленький городок появляется. С парковками, площадками для разворота автобусов, с пищеблоками - кафе там и прочее. Мы этот проект предлагали - пожалуйста, возьмите. Инвестируйте, вкладывайте деньги!

Дмитрия Русских даже такой ответ не устроил. Он высказал уверенность, что бизнес и не будет туда вкладываться, поскольку живет не фантазиями, а реалиями: “То что вы мечтали, это ваши были фантазии. У вас было 70 миллионов бюджетных денег. За них можно фантазировать. Но бизнес не фантазирует. Потому что он свои деньги вкладывает. Я вам приведу кучу примеров, когда наши рестораны в городе Кирове на полумиллионный город фактически убыточны. А туда его завтра в кандалах притащите, он не придет. И никто там отель не построит. Просто то, что вы запланировали, не сошлось с реалиями нашей жизни. Бизнес туда не зашел и не зайдет в ближайшие пять лет точно”. А те деньги, что потратил бюджет на восстановление Рябово, могли быть использованы куда более эффективно в другом месте.

Тут Александр Галицких создал интригу, сказав, что следующие его слова депутатам уж точно не понравятся. А именно то, придет бизнес в Рябово или не придет, поддерживать усадьбу Васнецовых из бюджета все равно придется. Как придется бюджету содержать и два других доставшихся историей “живых” дома-музея. Это дом-музей маршала И.С. Конева в Лодейно Подосиновского района, дом оружейника Г.С. Шпагина в Вятских Полянах и эта усадьба знаменитых наших художников. “Мы обязаны их поддерживать, и все равно это будем делать. Вы вот говорите, мы вложили 70 миллионов, у вас приехало три туриста. Нам и 80 придется вкладывать, и 90. Но чтобы это не развалилось, а развивалось. И если мы его не сохраним, нам не простят потомки потом”, - заключил он, добавив, как бы между прочим, что на самом деле нынче там по статистике побывало уже 15 тысяч человек. Неслыханная до сих пор цифра.

Впрочем, интерес к внутреннему туризму в силу множества, в том числе и политических факторов растет. Поэтому то, что еще сегодня кажется утопией и фантазиями чиновников, завтра может привлечь тысячи человек. И уж тогда от желающих устроить в Рябово ресторан или постоялый двор не будет отбоя. А прямо на лужок, где писали свои этюды Васнецовы, будут садиться межконтинентальные лайнеры со всех концов света, включая Рио-де-Жанейро и Мельбурн… Да, не дают нам покоя лавры Остапа Бендера с его Нью-Васюками.

Олег Прохоренко
oleg.prokh@gmail.com

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте