Пойдем пешком по Вятке?
Администрация Кирова будет вынуждена принять работу подрядчика из Рязани, ООО «Институт развития транспортных систем», и оплатить разработку стратегических документов.
При том что качество программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексных схем организации дорожного движения и транспортного обслуживания вызвали нарекания депутатов Гордумы.
Расторгать контракт себе дороже
Глава департамента городского хозяйства Сергей Леонтьев напомнил, что компания должна была представить документы еще в конце прошлого года, однако общественность увидела их только в апреле и сочла невозможным принять их в таком виде.
- По состоянию на 7 июня просрочка исполнения контракта составляет 208 календарных дней на сумму 720 тысяч 155 рублей, - отметил он.
Расторжение 15-миллионного контракта, по оценке властей Кирова, обернется дополнительными временными и материальными затратами, а разработка документов перенесется на неопределенный срок. 7 июня на совещании было решено привлечь к доработке документов экспертов и общественных деятелей Кирова.
Вместе с тем «Институт развития транспортных систем» представил свои наработки по новой маршрутной сети общественного транспорта в Кирове. По данным подрядчика, существующая схема в целом устраивает жителей, но необходимо улучшить транспортную доступность микрорайонов Озерки, Солнечный берег и Чистые Пруды. Туда предлагается запустить три новых маршрута (подробнее в инфографике).
Так, в Озерках наряду с маршрутом №33 предлагается организовать новый короткий маршрут от улицы Боровой до Октябрьского проспекта, а автобус №90 пустить через Чистые пруды, а №5 от железнодорожного вокзала - по улицам Чапаева, Щорса, затем по путепроводу.
- В микрорайон Солнечный берег предлагают организовать новый короткий вывозящий маршрут от остановки общественного транспорта «Инфекционная больница» - ул. Ленина — Милицейская - К. Маркса — Комсомольская - Октябрьский проспект — Воровского — Ленина - «Инфекционная больница», - рассказал Леонтьев.
В то же время предлагается закрыть автобусный маршрут №37, так как он на 90% дублирует троллейбусный маршрут №4, а последний продлить до ООТ «Завод «Сельмаш». Также институт считает, что можно закрыть автобусный маршрут №5, который совпадает с маршрутом №51.
Начальник департамента добавил, что специалисты изучают все поступающие предложения:
- Презентацию маршрутной сети предлагаем обсудить в администрации Кирова совместно с перевозчиками всех форм собственности, общественными деятелями и депутатами. После утверждения маршрутной сети будет определено количество выездов и количество автобусов, обслуживающих каждый маршрут.
За что платим деньги?
Глава комиссии по транспорту, жилищно-коммунальному комплексу и экологии Денис Ерохин подытожил, что принять работы и оплатить контракт заказчику придется.
- В противном случае мы уходим на следующий год, а чтобы закончить работу в этом году, самый оптимальный вариант — работа с местными экспертами и доработка этой программы с привлечением их на субподряде, - пояснил Леонтьев.
- То есть общественники будут доделывать данные работы, а из бюджета «ИРТС» будут заплачены деньги? - уточнил Ерохин.
- Мы предложили, чтобы все эксперты с институтом работали на возмездной основе, то есть за счет денег, которые заплачены подрядчику, - ответил Леонтьев.
- Часть работы сделана, осталось устранить замечания, - вмешался сити-менеджер Илья Шульгин. - Предпринимаются все усилия, чтобы завершить работу, которая устроит и экспертное сообщество, и администрацию, и депутатов. Сотрудники ВятГУ в составе временного трудового коллектива продолжат эту работу.
Глава Кирова Елена Ковалева подчеркнула, что городским властям придется менять маршрутную сеть, не дождавшись одной из частей комплексной программы.
- Эта составляющая стоит 5 миллионов рублей. Если мы сегодня уже определились с маршрутной сетью, которая пойдет на торги в ближайшие несколько месяцев, тогда нам необходимо от нее отказываться и ее исключать из техзадания. Зачем платить пять миллионов? - заявила мэр.
Сергей Леонтьев признал, что из гонорара подрядчику эту часть можно исключить. Однако действующий глава отдела транспорта Виктор Воронцов с этим не согласился:
- Не представляю, как можно выкинуть этот раздел. Я стал начальником отдела в декабре прошлого года. Когда ознакомился с ситуацией, начал претензионную работу. Мы не стояли в стороне. Я не считаю, что нужно работы оплачивать, но договор нам диктует именно такие условия.
Надежда Шабалина потребовала назвать ответственных в администрации города. Как оказалось, подписало контракт на таких условиях бывшее руководство департамента.
Как сбалансировать маршруты
Денис Ерохин напомнил, что одно из предложений при введении новой маршрутной сети — это переход перевозчиков на повременную оплату.
- Это один из вариантов, который мы рассматриваем. Окончательное решение пока не принято, - заявил Воронцов.
По его словам, в настоящее время в Кирове действует 52 автобусных и троллейбусных маршрута, из которых всего 16 прибыльные, остальные - убыточные. По методике расчета, которой руководствовался отдел транспорта, для субсидирования перевозок на 2020 год из бюджета потребуется 1 млрд 700 млн рублей.
Руководство города подчеркнуло, что такие цифры пугают, и поручило сбалансировать убыточные и прибыльные маршруты.
- Когда по одному и тому же маршруту движется несколько номеров автобусов и троллейбусов, безусловно, они будут убыточными. Надо сбалансировать маршрутную сеть, - считает глава города Елена Ковалева.
При грамотном распределении маршрутов и формировании лотов субсидии из бюджета в таком объеме не понадобятся.
- По методике, предоставленной нам начальником отдела транспорта, мы можем потерять миллиард семьсот в 2020 году, миллиард семьсот в 2021 году на дотирование пассажирского транспорта из-за того, что кто-то не позаботился о том, что была вовремя и грамотно сделана маршрутная сеть, были прибыльные маршруты, которые окупали как сами себя, так и убыточные, - подчеркнул Ерохин.
Елена Ковалева усомнилась, что при такой работе Киров к сентябрю (когда маршруты нужно выставить на торги) подойдет со сбалансированной сетью и поручила взять вопрос на контроль.
Виктор Воронцов сообщил депутатам, что каждый день на маршрутах Кирова задействовано 526 транспортных средств, в том числе 90 троллейбусов и 436 автобусов.
- Износ автобусного парка в Кирове составляет 92%,- заявил он.
Троллейбусный парк не обновлялся с 2013 года, поэтому он изношен на 99%. По мнению Воронцова, развитие системы общественного транспорта в Кирове без обновления подвижного состава невозможно.
Заместитель председателя Думы Александр Востриков обратил внимание на то, что перевозчики выходят на линию технику с серьезными повреждениями (с неработающими фарами и другими поломками). Воронцов посчитал это преувеличением: автобусы изношены, но с серьезными повреждениями на линию их не выпустят.
Депутаты вновь задали вопрос о чадящих «ПАЗиах». Они считают, что меры ответственности для них нужно ужесточить, сейчас у перевозчиков нет мотивации для решения проблемы.
Мнения
Владимир Костин, заместитель председателя ОЗС:
- Меня настораживает, что принципиальный вопрос — будет оплата повременной или фактической — еще не решен. От этого должна напрямую зависеть схема маршрутной сети Кирова. Если нет понимания, как перевозчик будет получать деньги - за время работы или из расчета за количество пассажиров, об эффективной транспортной сети говорить нельзя.
По озвученным данным, на субсидирование затрат нужно 1,7 млрд рублей рублей. В Кирове таких денег нет, поэтому город, наверняка, напишет заявку на областной уровень, где при принятии бюджета выяснится: таких средств тоже нет. Таким образом все это попадет в экономически обоснованный тариф, и он станет не 22 рубля, а 32 рубля. Все упирается в работу по определению схемы, которую не смогли нормально провести. На мой взгляд, тариф и эффективная схема напрямую зависят друг от друга.
Денис Пырлог, гендиректор ОАО «КПАТ»:
Де-юре должно существовать два тарифа в общественном транспорте: один для пассажира, который должен напрямую зависеть от социально-экономической ситуации, и второй тариф-для перевозчика, разница между которыми должна субсидироваться из бюджета, путем установления максимальной цены контракта на перевозку.
При условии проведения аукциона в соответствии с Приказом Минтранса РФ №513 у перевозчика будут средства на обновление состава, достойную оплату труда, исчезнут гонки между конкурентами: в них отпадет необходимость из-за исключения "сдельной оплаты".
Пассажирам необходимо дать возможность бесплатной пересадки в течение определенного времени. Так не нужно будет ждать определенный автобус, достаточно будет пересесть в отведенное время на нужный маршрут. В результате пассажиропоток будет распределен равномерно.
Ольга Кутергина
mail@bnkirov.ru