Праздник или кровь?
Пока художественный музей на ремонте, его филиал в виде выставочного зала радует нас очередной коллекцией гравюр выдающихся мастеров.
На этот раз это Пабло Пикассо, Франсиско Гойя и неожиданная для наших широт тема – коррида.
«Песок и кровь» - такое название получила эта выставка, представляющая в одном зале великого испанского художника XIX века Франсиско Гойи, а в другом - великого испанского художника XX века Пабло Пикассо. Как почти каждого испанца, их будоражила тема корриды. Но по-разному.
– Так, у Гойи на выставке представлено более 33 работ из серии «Тавромахия», - рассказала Софья Пикулева, сотрудник выставочного зала. - Здесь можно увидеть сцены, которые наблюдал сам Гойя, а также некоторые исторические моменты возникновения корриды. Работы пронизаны реалистичностью и практичностью. Гойя считал, что они будут хорошо приняты публикой. Но коррида для испанца – это праздник. А работы художника в какой-то мере даже жестокие. Поэтому эта серия не была так тепло принята.
Офорты действительно могут отпугнуть неподготовленного зрителя: вот пикадор на другом тореро поражает быка, вот собаки, которые окружили быка, жестокое сражение всадников на лошадях с крупным быком, а еще трагическая смерть одного из самых известных тореро того времени Пеле Ильо – прямо на арене бык надел его на свои рога, проткнув насквозь. И пусть офорты выполнены в черно-белых тонах и довольно небольшого размера, впечатления от такой корриды они оставляют самые сильные.
Работы Пикассо более легкие и воздушные. Они не так реалистичны и больше напоминают наскальную живопись, что вполне оправдано, так как художник именно ею и вдохновлялся при создании этой серии.
– Пабло Пикассо вводит такого персонажа как Иисус, и сравнивает его с быком – оба они жертвы, - рассказывает Софья. – Также здесь присутствует образ женщины, который, казалось бы, не связан с корридой. Работы Пикассо символичны и более условны. Создавая их, он вдохновлялся наскальной живописью в испанской пещере Альтамире. Здесь представлены как черно-белые, так и цветные его офорты. Художника с детства водили на корриду, и считается, что самым первым его рисунком был бык. Позднее, уже во взрослой жизни перед боями он рисовал работы с изображением корриды и продавал их, чтобы купить билет на следующий бой. А в поздние годы своей жизни он часто изображал себя в образе минотавра.
Работы художника на выставке сопровождаются цитатами, например, где Пикассо сравнивает корриду с живописью: «Люди думают, что художнику необходимо только уметь рисовать. Это хуже смерти на арене. Это и есть смерть на арене». А также под некоторыми работами написаны наблюдения его друзей и соратников: Пикассо, по их словам, пытался узнать все о корриде, тореро, быках и повадках конкретных особей.
Всего на выставке представлено 130 офортов и литографий двух прекрасных испанских гениев. И даже если коррида кажется нам чем-то жестоким и страшным, ее все равно стоит увидеть глазами Гойи и Пикассо. Хотя бы для того, чтобы узнать обратную сторону медали.