Проигравшие есть всегда
Наша страна одна из немногих, где закон не помогает бизнесу, а зачастую усложняет его работу. У нас законодательство настолько непредсказуемое, что предприниматель, будь он даже семи пядей во лбу, все равно не успеет отследить все процессы, происходящие в нем. Привыкнув к одной системе сегодня, завтра ты узнаешь о новых нюансах, а в итоге страдают как предприниматели, так и экономика.
Возьмем, к примеру, новую новеллу – широко обсуждаемую сегодня концепцию законопроекта о госзакупках. Интересно, что Минэкономиразвития, заручившись поддержкой Высшей школы экономики, обнародовало концепцию своего проекта закона о федеральной контрактной системе, который, по сути, должен заменить действующий 94-ФЗ.
По мнению экспертов, этот документ станет своего рода камнем преткновения между Минэкономразвития и ФАС, которая представила свою концепцию нового проекта закона о госзакупках. Данная ситуация наглядно демонстрирует, что даже на уровне таких авторитетных ведомств нет единого мнения.
Представьте, а каково же тогда предпринимателям? В свою очередь, ФАС уверен, что инициируемый Минэкономиразвития законопроект приведет к росту коррупции, так как ряд положений значительно смягчает саму процедуру проведения госзаказа. Минэконом уверен, что результативность данного документа гораздо шире – он призван стать сквозной системой планирования, размещения и контроля за госзакупками и госзаказом в целом.
Безусловно, ФЗ-94 не совершенен, так как позволяет добиваться в большей степени количества, а не качества. И, например, то, что законопроект декларирует особые правила для размещения строительного, культурного, технически-сложного и научного заказа, который должен быть не менее 40% всех госзакупок, лишь подтверждает, что место коррупции в имеющейся системе есть всегда и везде.
Ни один закон, без ужесточения Уголовного кодекса, понятной процедуры привлечения к уголовной ответственности и правовой сознательности каждого из нас, не сможет препятствовать проявлениям коррупции. Конечно, намерения внести поправки у законодателей благие, но хотелось бы, чтобы на этой стадии к активному обсуждению и выработке конкретных предложений было привлечено максимальное количество экспертов, а главное - само бизнес-сообщество, которое в итоге должно следовать букве закона при его реализации.