Раскрепостись, марийка!
16.12.2013 00:04:00
2511
0
В 1920-е годы вятские власти были озадачены тем, как вывести «из тьмы к свету» татар и марийцев. Последние, говорят, жили в нищете, темноте, патриархальности и даже торговали телом. Для нацменьшинств создали школы, переводили книги и придумали новые праздники. Что из этого получилось, и при чем тут Ельцин, Путин и Медведев?
Кошкин хвост
В первой четверти XX века в Вятской губернии серьезно забеспокоились за татар и марийцев. «Заглядывая глубже в жизнь татар, мы кроме бедноты, темноты, отсутствия знания всяких ремесел, едва ли увидим что-либо отрадное, радующее наше сердце» - так описывалась жизнь татар в Вятской губернии в первой четверти XX века.
Еще более тяжелое впечатление на современников производили марийцы: «Смертность детей. В 26-30 лет выглядят старичками. Нищенство. Торговля телом. Рабская патриархальность. В основной жизни нет другой надежды как на бога». За марийцев в то время начали всерьез переживать. В 1930 году в Марийской области работала направленная из центра Экспедиция по изучению вымирания и вырождения народа мари.
Что касается вятских марийцев, то у них массово отмечалась физическая недоразвитость, туберкулез, зоб и трахома. В домах царила антисанитария. Нередко марийцы делили жилище с курами, ягнятами и телятами. Беременные женщины работали до момента родов, часто рожали самостоятельно, не прибегая к чьей-либо помощи. По свидетельствам современников «мари равнодушно относятся к смерти детей и не редки случаи, когда хозяева не могут дать точного ответа о количестве умерших детей».
Традиционная марийская медицина основывалась на народных суевериях, и некоторые ее процедуры кажутся сегодня очень сомнительными. Например, когда родители думали, что на ребенка наслана порча, то протирали ему рот кошачьим хвостом.
Советская власть взялась за национальные меньшинства сразу и всерьез. Уже через пять лет после революции для татар Вятской губернии функционировала вполне приличная сеть культурных учреждений: 240 школ, 23 библиотеки, 6 драматических групп, 13 детских садов, 9 народных домов, 2 педагогических курсов. Большинство из этих организаций были созданы с нуля в тяжелейших условиях гражданской войны.
Во всех национальных учебных заведениях изучались родной язык, родная литература. В идеале обучение должно было вестись на родном языке, но почти нигде это требование не выполнялось. Учителя, в основном, были русские и языка нацмен не знали.
Сабантуй не угодил
Работа с нацменами предполагала и борьбу с религией. В Вятке было создано общество «Дегиляр», в которое принимались бывшие мусульмане, порвавшие всякие связи с религией. В Инструкции общества говорилось: «При принятии новых членов, нужно быть осторожным, чтобы не подорвать доверие к союзу принятием недостаточно твердых безбожников. Коллективное вступление не допускается». Члены общества должны были проводить антирелигиозную пропаганду среди татар, раскрывать классовую сущность религии, рассказывать о достижениях науки и техники.
В работе с националами применялись креативные методы. Например, в 1927 году местная власть попыталась заменить татарский Сабантуй новым советским праздником. В ходе этого мероприятия местные власти собирали деньги на строительство аэропланов «Урэк эм чукеч» и «Китайский комсомолец». С их помощью предполагалось бороться с сельскохозяйственными вредителями. Попутно на празднике рассказывалось о значении ОСОАВИАХИМА (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), о международном положении Китая и о современных способах ведения сельского хозяйства. Также организовывались выступления спортивных кружков, которые должны были заменить традиционные для Сабантуя состязания. Кстати, сейчас Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника. Будучи президентами, на нем гуляли Ельцин, Путин и Медведев.
За гигиену и раскрепощение
Совсем другая история получилась с марийским праздником Йошкар пэледш пайрем (праздник красного цветка). Этот праздник был придуман в Малмыже в марте 1920 года на Втором губернском съезде национальностей Вятской губернии. Целью его было, «чтобы народ мари поверил в свою звезду, возродился новой луной, засиял солнцем».
Провести его было решено силами Сернурских педагогических курсов. Время было назначено на май, когда марийцы обычно отмечали народный летний праздник Семык.
В местной газете «Марий илыш» потом писали: «27 мая 1920 года народ стал собираться с раннего утра. Съехали сюда крестьяне даже отдаленных деревней, расположенных в 50-60 верстах от Сернура. Собирались в помещении педагогических курсов. Отсюда с красными флагами, с песней “Интернационал” прошли по улицам села, а затем состоялся митинг. А после митинга начались различные спортивные игры. Вечером был показан спектакль по пьесе И.Ф. Токмурзина “Эртыше”, выступали поэты, состоялся концерт. Праздничный факел, зажженный в Сернуре 27 мая в последующие дни был перенесен по селам и деревням всей Сернурской стороны. И везде, где бы не выступали воспитанники и педагоги педкурсов, народ встречал их хлебом и солью, как званных гостей». В 1923 году Йошкар пэледш пайрем получил статус государственного революционного праздника трудящихся Марийской автономной области.
Агитировать, конечно, тоже не забывали. В предписании о проведении праздника в 1927 году говорится: «9 июня проводить праздник под знаком подготовки к десятилетию Октября, демонстрации успехов строительства социализма в СССР и в частности успехов строительства новой жизни трудящихся мари, под знаком укрепления союза рабочих и крестьян, сплочения с учащимися национальностей СССР, братской солидарности с революционными рабочими и крестьянами Китая и еще большего сплочения вокруг советов и партии» Специфическими национальными моментами были «призыв к сплочению трудящихся мари к борьбе против наследия царско-помещичьего строя и к строительству новой жизни». На празднике проводилась агитация «за рационализацию сельского хозяйства, за оздоровление домашнего хозяйства, борьба за физическое оздоровление мари, за гигиену в быту, за раскрепощение марийки и агитация».
Партийные органы разработали для праздника специальные лозунги: «Да здравствует праздник красного цветка – день сплочения трудящихся мари для строительства новой жизни!», «Через кооперирование и машинизацию поведем марийскую деревню к новой жизни и социализму!».
Этот придуманный на Вятской земле праздник и сейчас отмечается в Марий Эл. Правда, ни Ельцин, ни Путин, ни Медведев на нем не бывали.
Екатерина Горбушина,
eka-gorbushina@mail.ru