Риски прописки
02.12.2013 00:07:00
2450
0
По словам депутатов Заксобрания, за последние полтора года вятскую прописку на другие регионы сменили более ста двадцати предприятий не только малого и среднего бизнеса. Так, на днях крупный налогоплательщик Кировской области «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» переехал в Пермь. В компании объясняют, что такое решение было принято в связи с более благоприятным налоговым и инвестиционным климатом в Пермском крае. Кто и что должен сделать для того, чтобы бизнесу в регионе «дышалось легче», выясняли эксперты «Бизнес Новостей».
Участники круглого стола:
Владислав Гукасов, заместитель председателя Заксобрания Кировской области
Василий Сураев, генеральный директор «Кировского молочного комбината», депутат Заксобрания Кировской области
Андрей Вавилов, председатель КРО «Опора России»
Владимир Бакин, председатель комитета по бюджету и налогам Заксобрания Кировской области
Сергей Шаров, гендиректор ХК «Торговый дом», вице-президент ВТПП
В поисках зоны комфорта
Владислав Гукасов:
- Я думаю, что можно выделить две основные причины, по которым бизнес «уходит» из Кировской области. Первая: более низкая налоговая ставка в других регионах. Вторая причина: предприятиям более комфортно находиться там, нежели здесь. Сегодня они перевели почтовый адрес, зарегистрировавшись в другом регионе. А завтра они могут перевести туда и само производство. Значит, Кировская область может потерять немалое количество рабочих мест, которых в нашем регионе и так не хватает.
Владимир Бакин:
- Я скажу, что Кировская область не одинока в вопросе «ухода» бизнеса. Это миграция предприятий. Как уходят от нас, так приходят и к нам. Только, возможно, качество предприятий разное. На это, наверное, надо обращать внимание и заниматься анализом. Это не запрещено, у нас же экономическое пространство Российской Федерации. Предприятие вправе зарегистрироваться в любом регионе России, а вести работу, например, в Кировской области.
Потерь для бюджета быть не должно. НДФЛ и имущественный налог остаются у нас в регионе. Разговор идет о налоге на прибыль, который разделяется между регионами по расчету предприятий в зависимости от численности работающих или от стоимости основных фондов.
Андрей Вавилов:
- Согласен. Не стоит из того, что предприятия меняют «прописку» на другой регион, делать трагедию. Все зависит от позиции акционеров. Может быть, это просто логистика, им просто удобнее сделать офис в другом регионе. И обвинять их в том, что они покинули Кировскую область по каким-то другим причинам, наверное, не совсем корректно.
Мы практически ничего не должны терять. НДФЛ остается на нашей территории. Налог на прибыль расходится по бюджетам. Налог на имущество – тоже местный налог. В чем мы теряем как область? Наверное, в том, что центральный офис компании переехал в другой регион. У топ-менеджеров всегда большие зарплаты. И если они физически находятся в другом регионе, то мы теряем на НДФЛ с управленцев. Но производство и работники остаются у нас. Если акционерам компании комфортнее содержать головной офис в другом регионе, мы не заставим их изменить решение.
Владислав Гукасов:
- Совершенно верно, НДФЛ они будут платить в Кировской области, но налог на прибыль — распределяется между регионами.. Так что «уход» бизнеса — все равно потеря. Так не бывает, что, зарегистрировавшись в другом регионе, предприятия здесь оставят полностью рабочие места. Это следствие перехода. Дай бог, чтобы рабочие места на предприятиях, «променявших» прописку в Кировской области на другие регионы, сохранились. Я не хочу прогнозировать ситуацию, но все может быть. И часть работников может перейти в другой регион.
Василий Сураев:
- Конечно, от смены прописки малых предприятий особых потерь для бюджета региона и местных бюджетов нет. Но когда «уходят» более ста предприятий, здесь надо задуматься правительству Кировской области, усилить спрос за работу глав соответствующих департаментов. Отдельные департаменты и отдельные представители правительства, когда речь заходит о каких-то льготах для бизнеса, говорят, что «мы потеряем столько-то миллионов рублей». Но при этом они не задумываются, сколько потеряет область, если предприятие сменит регистрацию и «пропишется» в другом регионе. Подчеркну: в этом направлении необходима комплексная работа и ответственность департаментов.
Сделать «воду чище»
Владимир Бакин:
- Чтобы предприятия не «уходили» из регионов, надо создавать благоприятный для них климат. Это не значит, что нужно заниматься всепрощенчеством или создавать какие-то особые условия. Все проблемы предприятия должны стать проблемами области, проблемами власти. Не идет разговор о финансовой помощи. В большей степени бизнесу требуется некое участие, некая способность договариваться на федеральном уровне с банками, другими структурами. Здесь такой широкий спектр взаимодействия, что его трудно даже перечислить.
Должно быть администрирование, контроль за предприятием, правильностью исчислений, принятие всех деклараций, отчетов и так далее. Конечно, лучше иметь все предприятие здесь, у себя. Тогда легче работать. Но мы живем при том законе, какой есть. И если мы не создаем для предприятий режим благоприятствования, тогда они будут уходить.
Сергей Шаров:
- А я считаю, что прежде всего нужно снять административные барьеры, которые сегодня стали практически непосильными для бизнеса. Особенно, в малых городах, в провинции. В Кирове и Кирово-Чепецке — другое дело. Эти два города нельзя назвать до конца административно зависимыми. А вот, к примеру, Котельнич — полностью административно зависимый город. И, к сожалению, зависим мы сегодня от того, кого сами избрали. Если у нас главой администрации является учитель истории, каким образом будет развиваться экономика территории? Представьте меня у хирургического стола: что будет с больным?
Василий Сураев:
- Рыба, как известно, ищет где глубже и где вода чище, а человек — где лучше. Естественно, что предприятие выбирает регион, в котором лучше налоговый и административный режим для функционирования бизнеса. Ряд регионов еще несколько лет назад принял законодательные акты, предусматривающие соответствующие льготы. В частности, по налогу на имущество, по налогу на прибыль, которые позволяют региональному парламенту и правительству снижать ставку налога на четыре пункта для тех предприятий, которые осуществляют определенную инвестиционную деятельность. Я много раз предлагал соответствующим департаментам областного правительства вести мониторинг за работой предприятий. С ними нужно плотно работать и своевременно вносить предложения для того, чтобы соответствующие проекты вносились на рассмотрение в Законодательное собрание. Я говорю о законопроектах по предоставлению налоговых льгот тем предприятиям, которые имеют важное экономическое значение для региона.
Владислав Гукасов:
- Да, есть, к примеру, льготы для предпринимателей под инвестпроекты. Но, если говорить о промпарках, это пока все слова. Мы, например, были в Вятских Полянах. И ни одного внятного инвестора я не увидел. Только устные договоренности, ничего конкретного. А у одного потенциального инвестора компания зарегистрирована на квартире. Как мы можем говорить о предприятии, которое, к примеру, будет брать кредит на два миллиарда, а у него фирма зарегистрирована на квартире? Это, по меньшей мере, странно.
Владимир Бакин:
- Я, кстати говоря, не очень поддерживаю те же льготы для предприятий, но, когда мы говорим об инвестициях, другое дело. И мы принимаем решения о снижении ставки налога на прибыль. Предприятие, которое получило выпадающие доходы, пройдя инвестиционный цикл, увеличит абсолютное количество доходов, а значит, и отчислений в бюджет.
Сергей Шаров:
- Сегодня бизнес развивается на уровне непонимания, потому он и меняет прописку. Буквально две недели назад я написал письмо в Котельничскую гордуму, в котором сообщил, что наша компания уходит из города. Получается, что мы все так и разрушаем территорию.
Андрей Вавилов:
- Нам всем вместе надо работать и создавать комфортные условия для ведения бизнеса. Для того, чтобы собрать яблоки, надо посадить яблоню. Если кто-то хочет сразу собирать яблоки – так не получится. Это утопия. Я считаю, что депутатам нужно задуматься, почему у нас в бюджете не находится денег на преференции для бизнеса, скажем, на гарантии по патронажным сертификатам губернатора. Надо работать в плане привлечения бизнеса на территорию. И если действительно, скажем, в Пермском крае есть какое-то благо, надо изучить их опыт, посмотреть, что у нас из этого можно сделать в регионе.
Подготовил Александр Грислис
gruislis@mail.ru