С неба ничего не упадет
Андрей Скальный, и.о. министра культуры Кировской области, точно знает, что в его сфере нужно не только рассчитывать на деньги из бюджета, но и зарабатывать самим. Поговорка «Как поработаешь, так и получишь» актуальна сегодня и для людей творческих профессий: актеров, музыкантов. «Я давно живу и понимаю, что с неба нам ничего не упадет», - говорит Скальный.
Андрей Борисович, «Дни романтики» в этом году оказались достаточно масштабными и длились целую неделю. С чем это связано и в чем их отличие от предыдущих фестивалей?
– В чем они другие, не могу сказать, потому что в прошлые годы еще не работал министром и бывал не на всех культурных мероприятиях. Если говорить о сегодняшнем празднике, мне нравится то, что он проходит под эгидой двух министерств – промышленности и торговли и нашего. По одиночке нам было бы сложно. Программа достаточно обширная – задействованы и библиотеки, и музеи, и кафе города, и другие площадки. Знаковой точкой стал сам день рождения Александра Грина. Важно, что праздник посетил врио губернатора Кировской области Игорь Васильев. В выходные перед этим, например, мы с ним были в Рябово на мероприятии, посвященном 160-летию Аполлинария Васнецова. В интервью Игорь Владимирович сказал, что ему все понравилось. Теперь мы готовы разрабатывать и предлагать ему программы по дальнейшему развитию этого и других проектов.
В последнее время праздничных и тематических фестивалей в Кировской области стало очень много. Насколько они глобальны, на ваш взгляд? Или пока это больше провинциальные проекты?
– Я много езжу по региону. И когда я приезжаю в Малмыж на Казанскую ярмарку и вижу более девяти тысяч человек зрителей и участников, которые прибыли с доброй половины муниципальных образований Кировской области, я понимаю, что фестиваль пользуется успехом. На этот раз темой ярмарки был «Год российского кино»: 44 команды представляли сцены из разных кинофильмов, можно было попробовать огромное количество блюд, представленных кухнями разных национальностей. Люди сюда приехали, в том числе, из других регионов, то есть у мероприятия есть туристический потенциал.
Или был праздник актерской песни имени Бориса Чиркова в Нолинске - «Шар голубой». Там тоже собралось около пяти тысяч зрителей и было организовано театральное шествие, посвященное году кино. Кроме того, этот фестиваль имеет статус всероссийского. К слову, председатель жюри, дочь преподавателя ВГИКа Чиркова Людмила Борисовна (театральный педагог), сказала, что с каждым годом уровень фестиваля все выше и выше. Он растет, взрослеет, а те коллективы, которые участвовали в нем однажды, возвращаются туда снова, исправляя ошибки и повышая свой профессионализм. Я за свою жизнь в нашем регионе ни разу не видел столько всего разного, интересного, и в профессиональном искусстве и самодеятельном творчестве. То, что происходит сейчас, меня радует, и как министра культуры, и как простого человека.
В этот раз в регионе впервые пройдет масштабная «Ночь кино», где будут показаны три российских фильма. Вы сами их смотрели и как оцениваете эти работы?
– Да, я смотрел «Легенду №17», собираюсь посмотреть «Батальон». Я жил в это время (ред.: имеется в виду время фильма «Легенда №17»), очень хорошо помню этот знаменитый матч, тот восторг и те ощущения, поэтому мне было приятно вернуться обратно в ту атмосферу. В фильме есть и добро, и политика, и «грязь», то есть сама жизнь. Мне было интересно. При этом я понимаю, что фильм студии Михалкова должен быть и коммерчески успешным проектом. И это у него получилось.
Владимир Мединский не раз говорил о том, что должно увеличиваться количество российских фильмов на наших экранах, а в преддверии «Ночи кино» назвал все голливудское кинопроизводство откровенной «дрянью». Вы с ним согласны?
– Почему бы не поругать западный кинематограф? Я тоже не его поклонник, хотя, безусловно, там есть хорошие вещи. Не знаю, какой фильм Мединский имел в виду, но сложно спорить с тем, что «дряни» в Голливуде достаточно много. Увеличивать процент российского кино, безусловно, надо. И это происходит.
А должен быть при министерстве культуры центр, который бы проводил цензурную политику и не выпускал некоторые фильмы на экраны, как предлагают некоторые российские режиссеры?
– Я уже однажды переживал времена цензуры: был когда-то заведующим сектором эстрадной музыки и дискотек. В круг моих обязанностей входила аттестация и тарификация ВИА и тех коллективов, которые работали в домах культуры. Мы слушали тексты и что-то разрешали, а что-то вычеркивали, не допуская откровенной похабщины на большую аудиторию. Сегодня же говорить о цензуре довольно сложно, потому что в корне поменялась система финансирования культуры. Если инвесторы решили снять фильм, они это сделают. Коммерческий успех все чаще ставится во главу угла. Но я согласен с тем, что если речь идет о государственном заказе и если кино производится за счет бюджета, то выпускаться должен качественный продукт, который радовал бы наши сердце и душу.
В последнее время кировское общество активно следит за архитектурным наследием прошлого. Одним из примеров этого может служить то, как предприниматель Валерий Федяев добился, чтобы дом архиерейских певчих на Динамовском, 26, признали памятником культуры. Но денег на его реставрацию, как я понимаю, нет?
– Сложный вопрос. Да, мы подписали охранные обязательства по этому дому, сохранили его как объект культурного наследия. Но собственникам жилья от этого лучше не стало: их должны были расселить. Эта проблема меня давно беспокоит и нужно думать, что делать. Пока решения нет. Мы должны пытаться войти в какую-либо программу по реставрации, но это не так просто, как хотелось бы.
Нерешенным пока остался вопрос и по зданию бывшей «Вятской кунсткамеры». Сначала покупатель был найден, потом договор сорвался и сейчас дом никому не нужен?
– Не министерство культуры занималось реализацией этого объекта. Мы в свое время передали этот вопрос в министерство госсобственности. Да, был покупатель, была назначена цена, за которую он готов был брать дом, но на каком-то из этапов в документах была выявлена чисто техническая ошибка, поэтому торги признаны несостоявшимися. Министерство не отказалось от повторных торгов, но пока по срокам и покупателям я ничего сказать не могу. Скорее всего, нужно будет искать другого покупателя. Мы же, как министерство культуры, несем ответственность за то, чтобы здание сохранило свой исторический облик и было реконструировано. Этот объект культурного наследия охраняется государством и находится под пристальным вниманием наших специалистов. В последнее время нам часто приходится защищать в судах исторические объекты – мы наказываем людей, которые, например, проводят самовольную реконструкцию. Для этого мы плотно работаем с населением и Интернет-сообществом. Почти каждый день к нам приходят документы, которые касаются нарушений в той или иной степени по эксплуатации объектов культурного наследия.
Как продвигается ремонт Репинского особняка?
– Мы немного выбиваемся из графика, но думаю, что все запланированные работы в итоге будут завершены. Когда начинается реставрация или ремонт объекта культурного наследия, сразу возникают какие-то скрытые до этого моменты: то кладка валится, то план подземных работ приходится менять, это всегда сопряжено с определенным родом дополнительных забот. Но в сентябре мы планируем завершить ремонт, а потом зайти внутрь, чтобы провести отделку.
У драмтеатра появился новый режиссер – как его приняла труппа? Идут ли поиски режиссера для «Театра на Спасской»?
– Театр – это очень индивидуальная структура. История драмтеатра вдвойне сложная: там было немало проблем, которые мы попытались решить таким образом - пригласили молодого творческого человека. Когда я представлял Константина Солдатова труппе, я не услышал ни одного критического возгласа. Он был принят. Сейчас режиссер работает и идет развитие. Что касается «Театра на Спасской», то там очень мудрый и грамотный руководитель – Владимир Грибанов, сам из актерской среды. Ему как творческому человеку и как администратору, я доверяю. Я согласен с тем, что на этом этапе жизни театра приглашенными режиссерами вполне можно обойтись. Так считает и сама труппа. А результаты будут видны позднее.
Недавно в драмтеатре прошло творческое совещание на тему того, какие еще проекты, помимо театральных, можно было бы развивать на этих площадках. Творческая интеллигенция жаждет симбиоза всех видов искусств. В частности, с этим предложением выступает «Галерея Прогресса».
– Такое взаимодействие существовало всегда. Я понимаю неуемную творческую фантазию руководителей «Галереи Прогресса»: мы готовы к сотрудничеству, идет ли речь о наших площадках или о территории частного бизнеса. А после гастролей пермского Театра-Театра, пообщавшись с его режиссером Борисом Мильграмом, я вдохновился на новые идеи. Конечно, у нас музыкального театра нет, но есть Филармония, творческие коллективы, симфонический и камерный оркестры. И я вижу симбиоз оркестра и театра на базе любой творческой площадки города. Пока это только идея, но, мне кажется, есть все предпосылки для ее воплощения.
Еще в начале этого года говорилось и о фактическом объединении кировских театров и Филармонии.
– Была такая идея, но сейчас это уже не обсуждается. Я, так получилось, больше, чем кто-либо, нахожусь в этом материале, выезжал за опытом в Тюмень. Там этот проект был реализован в 2014-ом году: в одно целое слились все театры, филармония и концертный зал. Но плюсов я не увидел. Финансовая экономия невелика: 10 миллионов рублей для Тюмени - не такая уж большая сумма. Кроме того, сама организация всего процесса оказалась очень сложной – там создана одна централизованная бухгалтерия, через которую очень долго проходят все документы, подписываются договоры, счета. Многие творческие люди, а также продюсеры говорят, что стало невозможно работать. Я рассказал обо всем этом после поездки, писал докладную губернатору, и решение по объединению, к счастью, не было принято. Больше этот вопрос не обсуждается.
Последние годы в сфере культуры менялась система оплаты труда. Сегодня уже можно подводить некие итоги: серьезные ли произошли сокращения и сильно ли выросла зарплата?
– Глобальных сокращений, к счастью, удалось избежать. Прошли, конечно, некие оптимизационные процессы, но мы сохранили весь творческий персонал: артистов, музыкантов. «Порезать» пришлось административно-управленческий аппарат. Что касается заработной платы, у нас была прописана дорожная карта – до 2020 года мы должны были выйти на цифру в 30,8 тысяч рублей. Сейчас мы не дотягиваем до нужного результата, потому что в экономике страны сложилась непонятная ситуация. Перед нами на данный момент стоит задача по сохранению заработной платы в сфере культуры на уровне 2015 года. Сегодня это 70% от уровня средней по региону – примерно 17-19 тысяч рублей. В Кирове, конечно, ситуация лучше, чем в районах. Так, в Филармонии и театрах заработная плата доходит до 22-24 тысяч рублей, потому что средства, заработанные на собственных мероприятиях, идут на стимулирующие надбавки к нашим скромным окладам. И если в той же Филармонии средняя ставка в оркестре равна примерно 6,7 тысячам, то в целом по учреждению средняя зарплата составляет 20 тысяч рублей. То есть Филармония сама зарабатывает деньги, чтобы поднять зарплату артистам. В этом смысле актуальна поговорка «как поработаешь, так и получишь»: все зависит от того, насколько активен коллектив, сколько зрителей в залах.
Когда будет формироваться бюджет следующего года, на какую сумму будет претендовать сфера культуры?
– Как минимум на ту же, какая у нас была в 2015 году. Сейчас идет начальная стадия формирования бюджета. Ясно, что обидеть нас никто не хочет, но я давно живу и понимаю, что с неба нам ничего не упадет. Пока бюджет области такой, мы будем рассчитывать на то, что есть. Мне нравится, что в последнее время мы чаще стали говорить на заседаниях правительства о том, что мы обязаны и должны увеличивать доходную часть бюджета. Это правильно - простыми банальными сокращениями проблемы не решатся.
С какими целями вы шли на пост министра культуры и чего уже вам удалось достичь?
– Я много лет отказывался от этой должности, у меня были другие дела, любимая работа. Я согласился потому, что хорошо понимаю процессы, происходящие сегодня в культуре и обществе. Кроме того, я вижу и знаю, что происходит у наших соседей. Поэтому своей задачей на этой должности я вижу сохранение того лучшего, профессионального и интересного, что создано кировской культурой за многие десятилетия. Это важно не разрушить. На эту идею я и буду работать.
Беседовала Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
Досье
Андрей Борисович Скальный, и.о. министра культуры Кировской области.
Дата и место рождения: 23 марта 1960 года, город Киров.
Образование:
1979 – Кировское училище искусств, преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер;
1987 – Московский ордена Трудового Красного Знамени государственный институт культуры, культурно-просветительская работа.
Карьера:
1979 - преподаватель по классу фортепиано Халтуринской детской музыкальной школы;
1981-1986 - режиссер, завсектором отдела самодеятельности Управления культуры Кировского облисполкома Областного научно-методического центра;
1986-1988 - замдиректора Кировского областного совета профсоюзов Межсоюзного Дома самодеятельного творчества;
1988-1989 - зампредседателя кооператива «Арт-Салон» при Кировской областной филармонии;
1989-1992 - главный администратор концертного отдела центра культуры и досуга Управления культуры Кировского облисполкома;
1992 - администратор индивидуального частного предприятия «Арт-бизнес центр»;
1992-1993 - художник-оформитель муниципального предприятия фирма «Художник»;
1993-1998 - снабженец КПТО «Гивер»;
1998-2002 - коммерческий директор ООО фирма «Интер-Вятка»;
2002-2005 - директор ООО «Джаз»;
2005-2015 - замдиректора, директор КОГАУК «Вятская филармония»;
С 1 декабря 2015 года – министр культуры Кировской области.
Опросник Марселя Пруста
Любимая книга: любимой не назову, но недавно прочитал «Диалоги с Владимиром Спиваковым» и остался под впечатлением от этого человека.
Способность, которой вам хотелось бы обладать? Я самодостаточен и стараюсь за счет тех способностей, которые есть, получать то, чего хочу.
Есть ли реформа, которую вы особенно цените? Я пережил много разных реформ, но на моей жизни они никак не отражались, поэтому я к реформам отношусь совершенно спокойно. Переживали многое и если еще что-то будет, точно переживем.
Ваш девиз? Честно и порядочно делать свою работу.
От автора
Многие работники сферы культуры мне говорили, что Андрей Борисович – опытный руководитель. Первое впечатление о нем и наша беседа этот факт подтвердили. Скальный предельно вежлив, слышит собеседника, реально смотрит на вещи и не преувеличивает масштабов нашей кировской провинциальной культуры.