Сало наше едим
Скоро все госструктуры должны будут отказаться от автомобилей иностранного производства. А потом, возможно, от медицинского и текстильного оборудования. А мы к этому готовы?
Пока запад думает, какие же еще санкции применить к нашей стране в ответ на поддержку нами восточной Украины, наши власти сами гордо отказываются от сотрудничества с западом. Началось все с самого ощутимого и банального — скоро все госструктуры должны будут отказаться от автомобилей иностранного производства. А потом, возможно, от медицинского и текстильного оборудования. А мы к этому готовы?
1. Вы согласны с тем, что постановление о запрете госструктурам покупать иномарки необходимо? Почему?
2. Как это может сказаться на экономике нашей страны? Получит ли наш бизнес плюс в виде повышения своей конкурентоспособности и будет ли это способствовать развитию нашего производства?
3. В скором времени могут появиться такие же постановления, касающиеся текстильного и медицинского оборудования. Чем это чревато для нашего общества, бизнеса и социальных сфер?
4. Считаете ли вы, что данное постановление — ответ нашего правительства на санкции западных стран?
Дмитрий Матвеев, заместитель председателя правительства Кировской области.
1. Сейчас у нас есть очень много машин, которые производятся на территории России и не уступают при этом по качеству иномаркам. Поэтому я не вижу никаких причин, почему бы не принять такое постановление. Таким образом будет поддержан отечественный автопроизводитель и иностранные компании, которые локализуют свое производство на территории нашей страны. Это нормальный опыт. Известно, что в некоторых странах вообще запрещена продажа любых ввозимых автомобилей. Я считаю, что это правильная практика.
2. Не могу сказать точно и за всех, но многие компании, я думаю, начнут действовать и, например, локализовывать свое производство в России. Будут активизироваться и российские производители. Сколько пройдет времени до того, как наша промышленность воспрянет, я судить не могу, так как я не экономист.
3. Не все оборудование уже сегодня покупается в Европе (я говорю, прежде всего, о медицинском). Можно говорить о соотношении 50/50. У нас есть некоторые заводы по оборудованию и расходным материалам, но есть и те позиции, производство по которым нет на нашей территории. Однако над этим вопросом активно работает Минпромторг. Он предлагает гранты для локализации и открытия новых производств по медицинскому оборудованию в России. И я думаю, что никто не будет запрещать ввоз медицинской техники до того, пока подобное производство не появится у нас. Но как только такое случится, думаю, ничего страшного в закрытии границ не будет. Я уверен, все будет делаться поэтапно и никаких резких шагов не будет. Российскому производству будут даваться преференции для развития, сейчас это 15%, в будущем возможно, будет и больше. Рынок же коммерческой медицины занимает пока меньше 10%: основная медицинская помощь оказывается в государственных учреждениях, поэтому все фирмы-производители медицинского оборудования, прежде всего, будут ориентироваться на государственный сектор. Скачок российской промышленности должен быть обязательно. Однако когда он произойдет, пока сказать сложно.
4. Данные идеи (и те, что касаются иномарок, и те, что заденут медицинскую и текстильную отрасль), обсуждались давно, и решения эти были приняты задолго до введения санкций. Это нормальная политика государства.
Игорь Израилев, генеральный директор компании «МЦ-5»
1. На мой взгляд, на территории России сегодня производятся почти все иномарки, которые только есть, поэтому такое постановление оправдано. Из того набора автомобилей, который не запрещен, нашим чиновникам вполне можно выбрать то, что необходимо. Я не вижу, чтобы этот шаг чему-то мешал. Отчасти эти постановления исходят от различных бюджетных ограничений: нужно всем ужиматься, а не кому-то одному.
2. Чиновники — это лишь малая толика рынка. Они, конечно, вносят свою лепту, но какой процент автомобилей потребляется госструктурами? Очень маленький. Это далеко не самый главный потребитель и вряд ли он даст стимул для развития производства.
3. Что касается оборудования, то здесь все далеко не так просто, как с автомобилями. В определенных отраслях (в легкой и мебельной промышленности) российского оборудования просто нет, поэтому мы закупаем его у итальянцев и немцев. Поэтому здесь нужны какие-то дополнительные ограничения. Когда-то, например, существовала льгота в виде отсутствия необходимости уплаты НДС в случае завоза техники, аналогов которой нет в России. Это делалось для того, чтобы развивать свое производство. Иначе закрылись бы и все существующие предприятия. Для того, чтобы сейчас развить конкурентоспособную промышленность, связанную с изготовлением оборудования, на мой взгляд, нужен не один год, и даже не пять лет. Думаю, что новое постановление должно касаться каких-то локальных вещей, подразумевающих восстановление этой отрасли. Помните, какое-то время назад власти пытались спасти «ВАЗ»? Они хотели, чтобы завод выпускал автомобили, которые могли бы конкурировать с немецкими иномарками. Но это же анекдот. В итоге были созданы условия для размещения западных предприятий на нашей территории. Что касается оборудования, то тут тоже нужно создавать такие условия, чтобы к нам приходили инвесторы и ставили заводы по его производству у нас. На мой взгляд, сегодня в правительстве здравые люди и сделают они все именно так. Эти меры должны способствовать развитию экономики, вложению инвестиций и привлечению сюда людей. Это то, что мы пока делать не умеем или разучились. Поэтому речь в этих постановлениях идет не о том, чтобы не пускать к нам иностранную технику, а о том, чтобы развивать свою отрасль.
4. Я думаю, это не протест, а разумная система безопасности. Понятно, если перекрыть границу и не пускать массу товаров для производства, то у нас все производства сразу встанут. Но и степень зависимости от определенных стран должна быть разумной — мы не можем полностью от них зависеть. Те меры, которые мы сейчас принимаем, давно напрашивались.
Владимир Стесин, директор медицинского центра «Эллада».
1. Я патриот и я согласен с тем, чтобы власть ездила на отечественных автомобилях. Китайцы, например, не разрешают своим чиновникам передвигаться на иномарках. Я не думаю, что они станут мыслить менее позитивно, если пересядут на отечественные машины, поэтому ничего плохого в этом постановлении нет. Поддержим отечественного производителя, так сказать.
2. Я не думаю, что если госпредпрятия закупят какое-то количество наших автомобилей, то сразу разовьется бизнес по их производству. Эта проблема другого порядка и уровня, а само постановление решает, скорее, моральную и этическую сторону вопроса. Возможно, чиновники зададут тон и многие будут следовать новой моде. Есть такая басня у Сергея Михалкова: «Я знаю, есть еще семейки, где наше хают и бранят, где с умилением глядят на заграничные наклейки, а сало русское едят!». Поэтому вряд ли этот шаг как-то подхлестнет промышленность, но я думаю, что и вреда не принесет точно.
3. Если с автопромом вопрос еще как-то решаем (всегда можно найти, на чем добраться в точку А из точки В), то в вопросах медицинского оборудования мы пока еще сильно уступаем западу. Я за то, чтобы наши производители делали такое оборудование, которое было бы сопоставимо с европейским. Я знаю наших врачей: у нас есть и хирурги с золотыми руками, и врачи с умными головами. Многие из них даже превосходят своих иностранных коллег. Если бы наше производство медицинского оборудования подтянулось до такого же уровня, я был бы за. Однажды кто-то пошутил, отвечая на вопрос «Насколько русские отстали в области машиностроения?», сказав «Навсегда». Я не знаю, сколько на это уйдет времени, но, думаю, что точно, подъем нашего производства произойдет не скоро. Все зависит от того, в каких количествах будут вороваться выделенные на прогресс деньги. Ну а если сейчас будет принято категоричное решение о том, чтобы полностью запретить ввоз иностранного оборудования, то государственная медицина очень много потеряет, потому что частному бизнесу большая часть этого оборудования вообще не по карману. Сейчас я одно могу сказать: медицинское оборудование нужно покупать только качественное и работающее.
4. Оставлю этот вопрос без комментариев.
Сергей Улитин, заместитель директора ЗАО «ВТК Энерго».
1. Если в России не запретят заводы по производству иномарок, то можно быть спокойными – уровень престижа наших чиновников не изменится, так как в нашей стране давно собирают самые разные автомобили, в том числе и джипы. В последнее время у наших властей уровень активности проявляется не там, где надо. Я понимаю, что надо контролировать бюджетные средства и не допускать лишних растрат, но такое постановление, на мой взгляд – лишь популистский шаг.
2. Вряд ли произойдет производственный скачок в этом направлении, потому что не чиновничий автопарк формирует рыночную стратегию всей страны. Кроме того, как я уже сказал, почти все машины собираются в России. Та же «Тойота» представительского класса у нас есть, поэтому стоит ограничивать государственные покупки не брендом, а ценой. Ведь цена того же «Гольфа», к примеру, варьируется от 500 до 800 тыс. рублей. То, что сейчас происходит, мы проходили уже много раз. Я уверен, что для сокращения расходов на содержание чиновничьего аппарата нужно урезать деньги, а не придумывать видимые меры.
3. Что касается медицины, то здесь необходимо все взвесить, потому что я уверен, что западное оборудование и препараты лучше наших. Я знаю это по своей маме: она принимает жизненно-необходимые лекарства и почему-то отечественный их аналог ей совершенно не помогает при том, что импортный лечит. То же самое касается и оборудования: если ограничить его поступления с запада, то, безусловно, возрастет объем нашего производства, но его качество от этого не изменится. Я понимаю, что те чиновники, которые принимают подобные постановления, скорее всего, сами лечатся в Европе, но надо же думать и о своих более бедных соотечественниках. В этом вопросе лучше не делать резких движений, потому что если сломанную отечественную машину еще можно отремонтировать, то здоровье человека – боле хрупкая вещь и с ней надо поступать осторожнее. В данном случае лучше делать последовательные шаги.
4. Обошлось не без этого. Но все совершенно правильно, потому что мы должны сокращать свою зависимость от запада. У нас есть, к примеру, своя оборонка, мы можем что-то и противопоставить Европе. Но все это, в любом случае, большая политика, которая не всегда учитывает мнение рядового жителя.