Сами себя губим

20.11.2016 15:57:00 3465 0

«Все борются против богатых, а надо бы бороться за то, чтобы не было бедных», - эту старую поговорку напоминает Николай Липатников, президент Вятской торгово-промышленной палаты. Нельзя давить на тех, кто еще работает — на бизнес, уверен он. Иначе это будет последний гибельный путь.

Николай Михайлович, вы одним из первых встретились с новым главой региона: Игорь Васильев присутствовал на расширенном заседании правления ВТПП. Как, на ваш взгляд, прошла встреча бизнеса и новой власти?
– У нас с Игорем Владимировичем было уже несколько встреч, в том числе и случайных, которые, к слову, характеризуют человека не хуже, чем доклады или выступления. Мне показалось, что он - человек с хорошим чувством юмора. А значит, обладает и быстротой мышления.  Кроме того, мне приятны люди, быстро реагирующие на разные предложения, и те, кто умеет и себя покритиковать. Потом у нас состоялась встреча с Васильевым и его заместителем Максимом Кочетковым лично. Нам было очень важно определить совместный вектор развития бизнеса. В ВТПП около 600 предприятий и все они представляют реальный сектор экономики. Важно, чтобы позиция деловых кругов была услышана руководством региона. Но не бывает только черного или белого, все субъективно.

Какая-то конкретная поддержка вам была обещана?
– Помощь и поддержка нужна незащищенным слоям населения. Нам же нужно понимание. Помните фразу из фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – когда тебя понимают». Свои функции мы реализуем в течение 23 лет, работаем в рамках закона, доносим информацию до органов власти. Но всего и сразу не бывает. Ему (Васильеву – «БН») и так сегодня непросто. Возьмем, к примеру, вопрос перерегистрации предприятий и их уход с территории региона. Я однажды услышал интересную фразу в Америке: «Капитал идет туда, где ему нравится, а остается там, где с ним лучше обращаются». Это нужно помнить. Да, сегодня контрольно-надзорные органы выполняют свои обязанности и действуют по инструкции. Но очень часто  их подход слишком предвзятый, а действия напоминают историю из анекдота про мужика, который ключи искал не там, где потерял, а там, где светлее.
Вот и мы работаем по принципу: чем успешнее предприятие, тем больше проверяющих туда идет. Это отвлекает от работы на месяцы. А стоит бизнесу перерегистрироваться, уйти на соседнюю территорию, и ему никто не мешает. И если сравнить с Европой, то в Германии, например, налоговый инспектор идет на предприятие, чтобы узнать, что случилось и чем можно помочь, у нас же - с тем, чтобы выписать штраф.
Мне рассказывали, как на предприятие однажды пришел инспектор, все осмотрел и ушел. Но на следующий день он появился снова, потому что начальство высказало недовольно его работой — надо было выписать предписание. Получается, что на фоне санкций, неприязненного отношения к России в целом, мы еще и сами себя губим.

Собирается ли, на ваш взгляд, власть решать проблему перерегистрации предприятий?
– Думаю, что да. Может быть, мы не теряем в налогах (как нас заверяют в этом наши эксперты-финансисты), но мы несем репутационные потери. Если предприятие уходит на другие территории, значит «в нашем доме» что-то неспокойно. И я удовлетворен тем, что Игорь Васильев это понимает. Пока, на мой взгляд, основная задача нового правительства и непосредственно руководителя области – разобраться в реальном положении дел, и в том числе познакомиться с бизнес-сообществом.

Предприниматель из Юрьянского района просила главу региона рассмотреть вопрос о лесных аукционах...
– Васильев эту тему разрабатывает. Во время посещения Нагорского района 2013-ом году местные предприниматели рассказали нам, что лесосеки отданы отдельным структурам по чрезмерно льготным ценам (кстати, именно это обстоятельство во многом побудило местный бизнес наладить глубокую переработку). Тогда ВТПП обратилась к прежнему руководству  с предложением проанализировать, насколько подобные договоры выгодны нашему бюджету. Этого сделано не было. Сейчас же Васильев намерен системно заниматься данными вопросами. Но надо все делать так, чтобы не наломать дров.
Сегодня глава района полностью устранен от проведения торгов по лесу. Участникам достаточно иметь только финансы: ты выиграл - внес залог, и лес твой. Но тот, кто его получил, как правило, сам не ведет лесозаготовку, а отдает ресурс местным предпринимателям и уже по завышенной цене. И тем некуда деваться, потому что за ними стоят работники, которым нужно кормить свои семьи. Один мой знакомый, владелец крупного лесного предприятия, ушел из этого бизнеса, потому что не смог смотреть своим работникам в глаза – ему нечем было платить зарплату.
Мы же сторонники конкурсов, а не аукционов. Когда-то мы ушли от конкурсов. Это было обусловлено временем - в 90-х годах было просто опасно их выигрывать: за спиной сидели потенциальные конкуренты и «наставляли в спину пистолет». Была принята более закрытая схема – электронные аукционы. Но они сегодня совершенно неуместны во многих отраслях, например, при строительстве: если объект прошел экспертизу, для него создана проектно-сметная документация, так за счет чего вдруг можно почти вполовину уменьшить его стоимость — только за счет низкой квалификации рабочих и плохих материалов. В итоге обрушаются здания (примеры подобного есть, вы знаете).

В начале декабря вы готовитесь озвучить свои предложения на Всероссийском налоговом форуме. О чем вы будете говорить там?
– Одно из наших предложений касается самозанятого населения. Сколько раз я наблюдал такую картину: район в Кировской области, стоят фуры  с иностранными названиями, а наши люди несут туда грибы. Те рассчитываются, и это идет «мимо кассы». Я не против, пусть они зарабатывают, но платят при этом налог, хотя бы небольшой. А то получается, что сейчас все борются против богатых, а надо бороться, чтобы не было бедных. Мы за развитие сферы применения патентов для легализации бизнеса. Конечно, сюда попадут и бабушки, которые все равно торгуют и будут торговать. Но для них можно же сделать тоже адекватную стоимость - пусть она будет 10 рублей в месяц, например.

Что предприниматели говорят вам о Васильеве?
– Рано еще делать выводы. Дайте человеку возможность разобраться. Одно могу сказать точно: ко мне часто раньше приходили бизнесмены и говорили о том, что власти неинтересно развитие промышленных предприятий.
То же касается и торговли. Сколько муниципальных помещений у нас сегодня сдается. Чиновники заверяют нас, что цена рыночная. Но если это так, почему же тогда их не берут? Может быть, есть смысл отдать их вообще бесплатно? Или почему кадастровая стоимость квадратных метров в Котельниче значительно выше, чем в Кирове? Там и людей-то не осталось почти, кто бы мог окупить их использование. Дело в том, что не всегда можно отдавать какие-то федеральные законы на усмотрение региона. У нас небогатая область и все ставки по налогам всегда будут завышенными.
 Сегодня же Васильев постоянно бывает на предприятиях. Это плюс. Он накапливает информацию. Но при этом нельзя требовать от него сиюминутных решений. Человеку нужно разобраться.

У региона серьезный госдолг. Я так понимаю, долго думать над тем, как решить этот вопрос, нельзя.
– Нет территории без долгов. А самый большой госдолг, как нам известно, у США. Вариантов много: нам могут и простить этот долг, могут субсидий больше дать. Одно могу сказать точно, что последний гибельный путь -  надавить на тех, кто еще работает — на бизнес. Если мы еще пособираем, увеличим налоги, то все это постепенно приведет к тому, что предприятия не смогут стимулировать рост заработной платы, социальных выплат, не будет расти экономика, а если так будет продолжаться дальше, то и некоторых предприятий не останется.
Есть на эту тему замечательный анекдот: «Встретили два волка зайца и говорят ему: «Мы сейчас тебя съедим». - «Да вы что, давайте покажу вам лучше стадо козочек», - ответил тот. Шли они, шли, сильно проголодались, съели все-таки зайца. Но потом зашли за пригорок и увидели, что там действительно паслись козы. Решили волки тогда хотя бы похоронить зайца. Думают, что же написать на могиле: «От друзей» - какие же мы друзья, «от врагов» - не враги же мы, нас жизнь заставила, голодные мы были. Давай напишем «от партнеров по бизнесу». Вывод прост: нужно беречь друг друга.

Беседовала Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru

Вопросы от читателей:

Евгения Рыкова, юрист:
 

К вам наверняка обращаются предприниматели по поводу налоговых проверок. Каков ваш взгляд на эту проблему?
– Мы со Светланой Чарушиной (руководитель УФНС по Кировской области - «БН») общаемся системно, и я ей не раз говорил: пусть ваши сотрудники побывают на предприятиях, посмотрят, как те работают в реальных условиях. Не с проверкой идите, а посмотреть, познакомиться.
В Кирово-Чепецке, например, с проблемой доначисления налогов столкнулись крупные предприятия: «МЦ-5», «Ресурс-М». Это наша гордость, но они все попали под пресс налоговой инспекции. И я очень доволен тем, что специалисты областного управления там побывали, осмотрели производство, убедились, что эти предприятия составляют конкуренцию иностранцам и в итоге отменили решение коллег из районной инспекции.  
     Да, нам надо думать о том, как помочь предприятию, а не как его погубить. Вот в Европе малый бизнес стремится к тому, чтобы стать средним, а средний желает вырасти до размеров крупного. Почему у нас процесс обратный: средний бизнес делится на маленький? Дело в том, что у нас разные схемы налогообложения: упрощенная и общая. Упрощенная схема дана предприятиям малого бизнеса с объемом выручки до 60 млн рублей. Если ты работаешь хорошо, развиваешь производство, повышаешь производительность труда и добился роста, то ты теряешь все льготы, которые идут по «упрощенке». Что тогда делает предприятие — делится на части. И закон это позволял. Но налоговая инспекция задним числом вдруг решила пересмотреть эту систему. Давайте же устраним разницу в схемах налогообложения и оставим одно, но понятное. Иначе у нас теряется доверие к власти: почему сегодня она принимает одно решение, а завтра — другое. Поэтому и бизнес уходит «в тень».
 

Маргарита Коротаева, дизайнер:

На ваш взгляд, когда возможен рост экономики? Прошли ли мы дно?
– Это Улюкаев про дно любил говорить. Но я бы не стал мерить погружение туда какими-то отметками. Да, стабильность видна. Ситуация с безработицей выровнялась, сформирован неплохой спрос на промышленных предприятиях. Однако в торговле, например, все не так просто – многие площади пустуют, на них нет спроса. Кроме того, высока инфляция.
И сельскому хозяйству, конечно, нужна поддержка. Вложения в эту отрасль существенно различаются по регионам и зависят от доли собственных средств. Наш бюджет ограничен в сравнении, например, с Якутией. Но результаты от этих вложений - не сравнимы: у нас есть и молоко, и мясо, и зерно. Аграрный комплекс - это наша гордость и надо помогать сохранять его.
В целом делать прогноз в данной ситуации очень сложно. Для примера, когда мы формировали стратегию развития ВТПП в 2012 году, мы ожидали, что будем расти по 13% в год. Но обстоятельства изменились. Такая же ситуация в России и, соответственно, в Кировской области. Поэтому единственный ресурс сегодня в нашей стране – максимально использовать резервы роста, то есть делать все для развития и поддержки того бизнеса, который есть. Без него развитие экономики невозможно в принципе, и мы должны всеми способами стараться удержать его у нас в регионе.

Николай Михайлович Липатников, президент Вятской торгово-промышленной палаты.
Дата и место рождения: 18 ноября 1947 года, д. Малышонки Котельничского района Кировской области.
Образование: Кировский политехнический институт, Академия общественных наук при ЦК КПСС, кандидат экономических наук, действительный член РАЕН.
Семейное положение: женат, есть дочь, внуки.
Карьера:
1972 -1973 – преподаватель Кировского политехнического института;
1973 – 1976 – командир областного студенческого отряда;
1976 -1984 – инструктор отдела строительства обкома КПСС, заместитель заведующего отделом ОК КПСС;
1985 – 1990 – второй секретарь горкома КПСС;
1990 – 1993 – председатель Кировского городского совета;
С 1993 – президент ВТПП.

Опросник Марселя Пруста
Какие добродетели вы цените больше всего? Порядочность, доверие.
Ваши любимые герои в реальной жизни? Евгений Примаков.
Ваша мечта о счастье? Главное, чтобы тебя понимали.
Есть ли реформа, которую вы цените более всего? То, что Россия сделала упор на малый бизнес.
Есть ли способность, которой вы хотели бы обладать? Дар предвидения - мне было бы легче принимать решения.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте