Шаг назад
Президент предложил вернуться к прямым выборам губернаторов. Как эту инициативу восприняла общественность?
Круглый стол
Участники:
Леонид Сухотерин, генеральный директор «Ульяновского областного водоканала», специалист по общественным связям
Николай Шаклеин, экс-губернатор Кировской области, директор Кировского филиала МГЮА
Валерий Смирнов, директор компании «Артэкс», депутат областного Заксобрания
Владимир Крешетов, глава Кирово-Чепецка
Олег Казаковцев, член Совета Федерации от Кировской области
«Сладким пряником» Дмитрий Медведев решил угостить митингующую общественность, внеся с Госдуму предложение о прямых выборах губернаторов. Однако часть политически активных от «угощения» поморщилась: где же демократия и что за президентская фильтрация кандидатур? Другая часть, наоборот, признала такой шаг ударом по всем лояльным к власти. Судя по всему, пока очередная политическая поблажка выглядит как игра с избирателями по выгодным президенту правилам: два шага вперед, один - назад.
Все равно проиграли
Олег Казаковцев:
– Инициатива президента, насколько мне сегодня известно, даст возможность гражданам выбирать руководителей регионов как минимум на пять лет. Если это новшество поддержат, то, я думаю, ответственность губернаторов при избрании их кандидатур народом будет более серьезной, они будут стремиться оправдать оказанное им доверие. Внутренняя мотивация в любом случае увеличивается, когда избиратели постоянно смотрят, спрашивают. Поэтому, мне кажется, это правильное и своевременное решение.
Валерий Смирнов:
– Конечно, после событий на Болотной площади это достаточно актуальный шаг. К тому же та вертикаль власти, которая появилась в начале 2000-х годов, сегодня уже не востребована. Но чтобы в политической системе страны произошли более серьезные изменения, недостаточно одной этой реформы. Кроме того, сейчас заговорили и о том, что партии должны принимать участие в политической работе, но зачем это нужно, когда итак понятно, что президентские выборы уже проиграны. Получается, что подобные реформы и предложения - это полумеры.
Леонид Сухотерин:
– А я считаю, что этот законопроект вообще не должны принимать. Система, в которой цепочка управления не связана между собой условиями подчинения, не может называться эффективной. Возьмем, к примеру, соседнюю Украину, в демократичности которой никто сегодня не сомневается - ее в этом вопросе даже ставят нам в пример. При этом, однако, губернаторы там назначаются высшим руководством страны. Мне кажется, та система, которая в России сегодня уже существует - это наше серьезное завоевание, и отказавшись от него, мы можем вызвать серьезный резонанс в обществе.
Владимир Крешетов:
– Не соглашусь с вами. Я всегда был сторонником прямых выборов. Как говорится, пусть и «плохой сукин сын», но если он наш, то в любом случае лучше пришлого. Однако не соглашусь и с тем, что несмотря на правильное решение, оно сегодня необходимо. Если говорить о нынешней политической системе, то я не уверен, нужно ли сейчас ее менять.
Николай Шаклеин:
– В этом случае важное значение имеют детали: если все-таки кандидаты в губернаторы будут проходить президентский фильтр, то сами выборы окажутся фикцией. Должен быть доступ для выдвижения кандидатур в нормальные сроки, чтобы право заявиться могло быть у значительного числа людей. А ограничение количества кандидатов, тем более президентом, - это совсем не те выборы, которые были раньше, до 2004 года.
Будет шок?
Леонид Сухотерин:
– Почему вы считаете, что ничего не изменится? Что значит «каждая кандидатура должна проконсультироваться с президентом»? Это еще ничего не значит. Путин недавно заявил, что для утверждения этого законопроекта и этой идеи необходимо сначала народное обсуждение. Поэтому какие-либо выводы делать еще рано.
Олег Казаковцев:
– В любом случае каждый временной период чем-то отличается от предшествующего. Любое законодательство должно соответствовать времени. Почему эти реформы необходимы сейчас? Потому что есть запрос от общества на политические изменения. Кроме того, наша страна за последние десять лет изменилась, а в результате и избиратели стали более активными. Я считаю, что на сегодняшний день общество созрело для того, чтобы снова начать избирать руководителей региона.
Леонид Сухотерин:
– У нас итак достаточно много выборов. А сегодняшняя политическая система позволяет иметь четкую зависимость от избранного президента. Зачем мы тогда его избирали, если губернаторы с ним никак не будут связаны. Давайте по-другому устроим наше государство: будем избирать губернаторов, а президента - не будем. Получится, что мы наделим противоречивыми полномочиями сразу двух человек: изберем одного, потом другого, но не дадим им верной модели того, как согласовывать между собой свои действия. А что будет, если они между собой поспорят, кто из них будет прав, и кто будет отображать мнение народа? Условно говоря, есть, например, президент страны от «Единой России», которого избрали 30% населения страны и есть губернатор от коммунистов, за которого тоже проголосовало 30%. А что, если по одному вопросу они займут противоположные позиции. Я это к тому, что возвращение к системе выборности губернаторов - это очередной шок и, возможно, даже развал страны. На наших глазах подобное уж происходит в Ливии и Египте.
Владимир Крешетов:
– О каком противоречии вы говорите? Относительно доверия президенту вообще можно поспорить: слишком маленькая толика людей у нас в принципе ходит на выборы. Порога легитимности нет: даже если только один человек придет, все равно все состоится. А если учесть, что в выборах участвуют только 40-50% избирателей, то получается лишь треть населения. Но справедливо ли, что эта же категория людей будет нам навязывать свой выбор и в дальнейшем, если губернатор будет назначаться.
Николай Шаклеин:
– Я бы тоже хотел видеть закон таким, какой он был до 2004 года: без дополнительных жестких ограничений, которые контролировались бы высшим должностным лицом. Последнее время в стране была поставлена цель централизации власти, было необходимо, чтобы руководители региона находились в большей зависимости от высшего руководства страны. Но сейчас обстановка в России несколько изменилась: она стала более стабильной и предсказуемой, поэтому жесткости в управлении больше не надо. Кроме того, таким образом делается шаг в сторону демократичности страны - ведь предложения по поводу выборов практически не прекращались с того времени, как было принято обратное решение. Сегодняшний шаг понятен и обоснован.
Владимир Крешетов:
– Согласен. Если бы в определенный момент не было проведено реформы по отмене выборов, у нас никогда не было бы такого губернатора, как Никита Белых. Думаю, любая другая фигура была бы намного слабее.
Валерий Смирнов:
– Однако пока я вижу, что последнее нововведение имеет популистский характер. Неизвестно, кто сможет принимать участие в выборах и что будет из себя представлять президентский фильтр.
Демократия напоказ
Олег Казаковцев:
– Пока мы не увидим этот закон в деле, мы не ничего не поймем. За избирателями остается, мне кажется, довольно важная функция - лишение губернатора соответствующих полномочий. Насколько это будет эффективно, покажет время. В любом случае, сегодня нет такого идеального закона, который бы удовлетворил сразу всех.
Валерий Смирнов:
– Я тоже все-таки за выборы. За последнее время много что себя не оправдало. Возможно, прежняя система была более прогрессивна и более эффективна, но прямые выборы более правильны.
Николай Шаклеин:
– Играет роль еще и то, что накануне президентских выборов руководство страны стремится показать себя в лучшем виде. Назначения высших должностных лиц в регионе не всегда совпадали с мнением большинства населения. Поэтому, как считают эксперты, после выборов значительная часть действующих глав может не получить достаточного количества голосов и уйти с занимаемых постов. А в целом этот шаг половинчатый, поскольку по-настоящему демократичными предстоящие выборы все-таки назвать сложно.
Леонид Сухотерин:
– А я не знаю, зачем вообще такой шаг предпринимает президент. Для меня, как для человека лояльного к власти, это осознанный жесткий удар по тем, кто поддерживал власть все эти годы, кто голосовал за нее. В декабре, когда случились митинги, надо было просто объявить выборы мэра Москвы и все. А у нас Лужкова кто снимал? Медведев. Собянина кто назначал? Опять Медведев. Знаете такой старый анекдот: «кто придумал перестройку - ученые или коммунисты? Ответ: конечно, коммунисты, потому что ученые сначала бы попробовали на кошечках». А вы сравните выборы в Заксобрание и Госдуму - один в один. И посмотрите статистику о том, кто на выборы не пришел. И вы поймете, что на площадь вышли те, кто не голосовал, потому что прийти «на тусовку» - одна история, а прийти проголосовать - другая. Случился бунт не голосовавших людей. Вот и получается, что сейчас президент действует против лоялистов.
Владимир Крешетов:
– Я и говорю, что вроде бы решение хорошее, но это не значит, что оно и приведет к хорошему. Результат реформы, я думаю, определит не сам закон, а «ширина стойла», в которое мы загнаны. Если межбюджетные отношения останутся такими же, то больше или меньше свободы у нас будет? Если центр станет забирать столько же денег, то свободы не прибавится ни на копейку. И я беру сейчас в пример только один аспект. Поэтому дальнейшее развитие нашего региона не будет зависеть от того, как мы избираем губернатора.
Олег Казаковцев:
– А вы следите за политикой государства? В недавнем послании президента озвучивалось, что в скором времени в плане развития страны курс будет взят на децентрализацию власти. Уже есть предложения по передаче с федерального уровня на региональный более ста полномочий. Регион получит большие права по распределению бюджетных средств. Часть доходов, которые поступают от налоговых ресурсов, будет оставаться на местах. Так что вектор движения обозначен, значит, позитивные изменения уже начались.
Подготовила
Елена Окатьева
lena_vuali@mail.ru
Фото Александра Папырина
Справка
Поправки к закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» были внесены президентом в Госдуму 16 января 2012 года. Из выборов ельцинского образца авторы проекта позаимствовали только собственно прямое голосование населения и разрешение кандидатам идти на выборы не только от партий, но и в порядке самовыдвижения. В то же время в медведевском законопроекте сохранились два ключевых постулата путинской системы назначения региональных лидеров - консультации с Кремлем перед выдвижением кандидатов и право президента отрешать глав субъектов от должности «в связи с утратой доверия».