Андрей Гордин, технический директор «Кировского БиоХимЗавода»

Сила – в кулаке

23.06.2014 00:07:00 2451 0

Станет ли Киров лидером в развитии биотехнологий после визита председателя правительства России Дмитрия Медведева на форум «БиоКиров-2014»? Таким вопросом задались гости очередного эфира программы «Разворот на бизнес» и выводы, надо заметить, оказались весьма положительными.

Светлана Занько, главный редактор радио «Эхо Москвы в Кирове»: Мы провели опрос на нашем сайте и группе «ВКонтакте», задав людям вопрос: «В какой отрасли Киров может стать лидером (в оборонной промышленности, лесопромышленном комплексе, геоинформационных системах или в области биотехнологий)?». Но среди наших слушателей оказались почти одни скептики - 58% опрошенных поддержало пятый вариант и считает, что ни в какой.

 

Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости»: Не случайно, я думаю, мы подняли эту тему во время чемпионата мира по футболу, который проходит сейчас в Бразилии. Мы соревнуемся с этой страной и в проведении спортивных праздников, и в экономике как участник БРИКс. Я посмотрел, как мы соотносимся в сфере биотехнологий, и оказалось, что Бразилия опережает нас раз в десять. Оборот в этой сфере составляет там порядка 14 млрд долларов, в то время как у нас всего 1,6 млрд долларов.

 

Светлана Занько: Почему мы сравниваем себя с Бразилией? Потому что наши природные ресурсы схожи, а еще 20 лет назад Бразилия взяла на себя смелость отказаться от импорта нефти и начала активно развивать отрасль биотехнологий. Сегодня также прошла новость о том, что в США разработана программа, согласно которой и Америка к 2030 году начнет добывать только свою нефть и полностью откажется от ее импорта. Это значит, что биотехнологии обозначаются в XXI веке как ведущее научно-практическое направление. Если в 2004 году рынок биотехнологий в мире составлял 40 млрд долларов, то уже к 2010 году его объем вырос до 2 трлн долларов. При этом доля России в мировом производстве продукции биотехнологий, начиная с 90-х годов, неуклонно снижается. Сегодня мы занимаем на этом направлении 70-е место, обеспечивая лишь 0,13% этого рынка.

 

Олег Прохоренко: Почему происходит снижение и есть ли у нас шанс подтянуться в этой сфере?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Валерий Туруло, президент некоммерческого партнерства «Биотехнологический кластер Кировской области», председатель комитета по экономическому развитию, промышленности, торговле и предпринимательству Заксобрания Кировской области: Сегодня можно говорить уже о том, что мы смогли поднять планку нашего форума с межрегионального уровня до федерального. Так, ведущим пленарного заседания был заместитель министра экономического развития России Олег Фомичев. Это дает нам как очень большие бонусы, так и высочайшую ответственность. На территории нашего региона нет особых ресурсов, но в программе нашего развития выделяются три других основных направления: сельское хозяйство, лесной комплекс и биотехнологии. Последние основаны на переработке биомассы, в чем, естественно, должны помогать и лесной комплекс и агропромышленный. У нас на самом деле неограниченные возможности. Нам даже многие наши партнеры завидуют, предлагая построить завод по переработке органики. И это реально. Такое предприятие могло бы производить янтарную кислоту, молочную кислоту, компоненты для развития наукоемких технологий. Сегодня совершенно ясно, что вложения в развитие обычной экономики приведут к неуспеху – в ней мы не сможем быть конкурентоспособными, а биотехнологии требуют примерно тех же затрат, но обещают намного большего эффекта.

 

Светлана Занько: Андрей Андреевич, в нашей стране есть стратегия развития отрасли биотехнологий с 2012-ого по 2020 год. За прошедшие два года вы ощутили какие-либо изменения в процессе собственной работы?

 

Андрей Гордин, технический директор «Кировского БиоХимЗавода»: О финансировании пока трудно говорить, потому что мы стараемся не занимать деньги, а делать все за счет собственных средств. Но внимание к нам усилилось: если раньше проверяющие органы старались к чему-то у нас придраться, то теперь они сотрудничают с нами. А наши поставщики готовы бесплатно поставлять сырье. Однако ресурс не бесконечен – приходится расширять радиус потребления сырья. И в этом проблема – наша логистика слишком затратна. Поэтому мы выходим с предложениями к нашим властям, чтобы они взяли на себя обязанность централизованно перевозить отходы. Мы тогда с удовольствием их переработаем. Сейчас же мы сомневаемся, хватит ли у нас сил все перевезти.

 

Игорь Ефремов, генеральный директор «Липецкой трубной компании «Свободный сокол»»: Вряд ли кто-то построит эту структуру за самого Андрея Андреевича. Ему, мне кажется, самому придется организовывать сборные пункты, делать транспортную линию.

 

Андрей Гордин: Вы не так меня поняли. Мы же говорим только о том, чтобы хотя бы сократить тарифы. Да и что касается перевозок, то этот вопрос тоже надо решать по-другому: опять же у Бразилии, к примеру, уже 20% транспорта полностью ездит на спирте. 

 

Валерий Туруло: А Америка к 30-му году собирается 30% транспорта перевести на спирт.

 

Андрей Гордин: Премьер-министр сказал вчера, что и нам надо работать в этом направлении и не отставать. Мы готовы производить биотопливо, у нас есть технологии, разработки, есть стандарты для предприятий, все испытания проведены. Вопрос лишь в законодательной базе, согласно нормам которой у нас в стандартах просто не прописано это топливо. И спроса, соответственно, нет, так как нет предложения. А предложить мы ничего не можем, так как законодательство предусматривает огромный акцизный налог на это топливо. Он увеличивает цену в несколько раз.

 

Олег Прохоренко: Мне кажется, большую роль в этом вопросе играет нефтяное лобби – пока мы добываем нефть и газ, мы будет ориентироваться на углеводороды, а не на биотопливо.

 

Андрей Гордин: Да, я выступал со своими предложениями по биотопливу примерно три года назад в Госдуме, и тогда мне сказали: «Вы приходите к нам лет через пятнадцать, когда у нас все кончится . Тогда мы и будем работать».

 

Светлана Занько: То есть мы начнем это делать к 30-му году, когда Америка уже полностью начнет закрывать свои расходы.

 

Олег Прохоренко: Раз сегодня в нашем городе такая представительная конференция, значит ли это, что Киров можно рассматривать как значимый центр в сфере биотехнологий? Какие для этого у нас есть основания?

 

Валерий Туруло: Мы приглашали сюда в прошлом году экспертное сообщество, чтобы понять, правильно ли мы мыслим. Нам сказали, что мы имеем полное право претендовать на звание биорегиона. Для этого есть четыре основы: научная, образовательная (кадры), опорная с точки зрения тех экономических субъектов, которые могли бы работать, и сами проекты. Это не означает, что мы должны ломать существующую экономику. Просто мы должны привнести в нее что-то новое. У нас заключены соглашения со всеми ведущими центрами в этой отрасли, и центральное место по микробиологии отводится как раз Пущино, глава которого тоже сегодня к нам приехал.

 

Иван Савинцев, глава города Пущино: Да, Пущино – это мировой центр биологической науки. Мы имеем давние связи с кировским регионом и готовы сотрудничать и в дальнейшем для обеспечения наших совместных разработок.

 

Валерий Туруло: Сегодня мы подписываем договор между Пущинским институтом, кировской компанией «Алмис» и нашим кластером о том, чтобы запустить пилотный проект на 10га по выращиванию берез. Генномодифицированные березы готовы вырасти не за 40-80 лет, как обычные, а за 15-20. На этот проект, помимо всего прочего, можно еще и получить грант.

 

Олег Прохоренко: Говоря о кластере, вспоминается, что недавно возобновилось производство на предприятии «Восток». Как сейчас там продвигается работа, Андрей Андреевич?

 

Андрей Гордин: Мы третий год бьемся над этим предприятием, восстанавливая совместными усилиями производство ферментов. Особенно это важно для сельского хозяйства. Все делается за счет оборотных средств «БиоХимЗавода», а значит, постепенно. Однако чтобы закрыть потребности всей страны в этих продуктах, нужно еще как минимум десять таких заводов.

 

Светлана Занько: Где сегодня уже сформированы кластеры в сфере биотехнологий?

 

Иван Савинцев: Само слово «кластер» понятно не всем. Если пояснить, то кластер - это системный подход к развитию территории: с научной, производственной, образовательной и инженерной сторон. Наш город - Пущино - включен постановлением правительства в число таких кластеров, которым обеспечена государственная поддержка. Всего их 14. После прошедшего форума в Кирове, я думаю, и ваш город включат в эту программу. Полномочным органом в этом вопросе является Минэкономразвития, а в качестве поддержки выделяются субсидии для развития кластерных компонентов. Благодаря этой господдержке создаются новые образовательные центры, городская инженерная инфраструктура (инженерное обеспечение производственных площадок: дороги, газ, электроэнергия).

 

Светлана Занько: Вы уже год существуете с такой поддержкой государства, – какие явные изменения произошли за это время?

 

Иван Савинцев: Мы создали современный научно-образовательный центр, где будем готовить биотехнологов. Мы рассчитываем, что в ближайшие 3-4 года спрос на них резко возрастет. Также мы используем средства для подготовки производственных площадок. Так, строительство одного технопарка у нас запланировано в этом году и сейчас, я надеюсь, мы подпишем соглашение и с кировскими коллегами. Ваши предприниматели смогут поучаствовать в нем в качестве резидентов.

 

Олег Прохоренко: А насколько наш кластер успешен и готовы ли мы сотрудничать с Пущино?

 

Андрей Гордин: Кластер в моем понимании – это кисть. И если в ней все пальцы разъединены, то им очень сложно, а если они собраны в один кулак, то это – сила. Кластер у нас есть – это и «БиоХимЗавод», и Омутнинское предприятие, и московские заводы. Наука, производство и вузы у нас едины. Разговоры шли и о том, чтобы можно было включить нас в программу, чтобы были субсидии, пониженные ставки по кредитам. Я хочу, чтобы мы догнали и перегнали всех.

 

Иван Савинцев: Кластер – это не та структура, которая формируется сверху. Кластеры нужно выявлять на тех территориях, которые уже являются по своим компонентам кластерными структурами. Их нужно поддерживать и финансировать. Если есть политическая воля, государственные программы и хороший потенциал, то все получится.

 

Подготовила Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте