Сталинский лексикон
На прошлой неделе в СМИ поднялась страшная для сферы культуры тема — цензура. О ее возвращении заявил художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин. Ему тут же был ответ: и от пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, и от Минкульта. Государственные мужи утверждают, что они ни при чем.
Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон», заявил на форуме Союза театральных деятелей России о том, что государство вмешивается в искусство. Он выступил там со страстной речью и раскритиковал власти и общественные организации за цензуру и возвращение к порядкам сталинских времен. По его словам, подобные действия являются «беззаконными, экстремистскими, прикрывающимися словами о нравственности и вообще всяческими высокими словами».
— С нами разговаривают наши начальники непосредственные таким лексиконом сталинским, такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь! — сказал он — Во времена регулярных нападок на искусство творческим людям необходимо сплотиться.
В качестве примера он назвал закрытие при участии общественных активистов выставки «Без смущения» американского фотографа Джока Стерджеса. В некоторых из его работ обнаружены признаки детской порнографии.
На заявление Райкина отреагировала не только общественность, но и чиновники: причем, как администрация президента, так и Минкульт.
— Как таковая цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась на встречах президента с представителями театральной, кинематографической общественности, – ответил ему Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента. - Нужно четко дифференцировать те постановки и произведения, которые создаются за государственные деньги и те, для которых привлекаются иные источники финансирования.
Кроме того, он сказал, что не нужно путать цензуру с государственным заказом: если бюджет выделяет на что-то средства, чиновники вправе обозначить нужную им тему. Удивился словам
Райкина и Минкульт. По словам Александра Журавского, заместителя министра, ведомство не проверяет никаких творческих показателей театров и не вмешивается в их художественную деятельность. Министерство культуры контролирует лишь распределение денежных средств и процесс их расходования.
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
Татьяна Мазур, директор Художественного музея им. братьев Васнецовых:
Во время моей работы в министерстве культуры (8 лет) только один раз были высказаны претензии к выставке. Но в целом мы ни разу ничего не запретили. Надо заметить, что наши музеи и учреждения культуры ведут довольно взвешенную политику по отношению к общественному мнению: они всегда пытались быть толерантными, давать равные возможности разным культурам, не оскорблять чувства верующих. И даже выставки по современному искусству, которые у нас тоже бывают, ни разу не вызывали бурных негативных эмоций у зрителей или общественников. Работники наших учреждений культуры очень тонко чувствуют публику. Мы — не Москва, которая любит эпатировать.
А тезис Райкина по поводу консолидации любых творческих сообществ я горячо поддерживаю. Совсем недавно, к примеру, был создан Совет музеев ПФО. Вместе нам проще отстаивать свои права на тот же бюджет, от которого, как правило, сфере культуры почти ничего не достается.