Свои против чужих
«Пятерочка» не слишком жаждет поделиться полками с кировскими производителями.
В конце февраля на местах магазинов «Экономная семья» появится не менее экономная «Пятерочка». Как известно, владелец первой сети Александр Немыкин в прошлом году приватизировал свои торговые площади, находившиеся ранее в собственности города. После чего продал их федералам. Теперь в город придет очередной торговый гость. Понравится ли его «угощение» любителям «домашней» кухни? И попадут ли вообще те самые «домашние» на прилавки «Пятерочки»?
«Дешевое» начало
Вывеску той «Семьи», что на Карла Маркса, уже практически заслоняет другая табличка – «Скоро здесь будет «Пятерочка» и объявление о том, что в самом магазине идет распродажа (скидки до 40%). Только вот покупать практически нечего: на полках можно найти молоко, хлеб, немного колбасы и мясных полуфабрикатов, а также весьма скромные остатки алкогольной продукции. С большой скидкой разве что довольно помятые киви, подешевевшие с 80 рублей до 40. Остальные цены мало изменились.
Собственно, и покупателей не так много, и сами продавцы не бегают по магазину в бешеном ритме, а сидят около кассы. «Когда вы закрываетесь?» - спрашиваю у них. – «В воскресенье, - отвечают они, - приходите, у нас будут 50-процентные скидки». – «А вас не уволят?» – «Не знаем, – философски вздыхают девушки. – Говорят одно, делают другое».
Так заканчивается время «Семьи» - не самого популярного ритейлера, но, по крайней мере, входившего в пятерку лучших (оказавшись на пятом месте), по данным рейтинга «Золотая пирамида», и по максимуму представлявшего кировских производителей на своих прилавках. В скором будущем на месте «Семей», а также вместо супермаркета «Персона», входившего в этот холдинг, появится 24 «Пятерочки». Первые несколько магазинов откроются уже в конце февраля.
Все решилось в прошлом году. Сначала владелец «Семьи» Александр Немыкин выкупил у города все арендуемые ранее помещения согласно 159-ФЗ «о малой приватизации». Незадолго до этого, кстати, в октябре 2010 года депутаты областного Заксобрания после долгих споров решили увеличить площадь муниципальной недвижимости, разрешенной к приватизации, с 500 кв. метров до 1500 кв. метров. В итоге Немыкин приобрел, к примеру, помещение по адресу Лепсе, 44 площадью 1343 кв. метров по цене 21 тыс. рублей за метр, а на Верхосунской, 21 и того дешевле - 16 тыс. рублей за «квадрат». Благотворительные цены получаются, особенно если учесть, что многие предприниматели жаловались на ход реализации реформы о малой приватизации именно за оценку стоимости «квадратов» (у большинства доходило до 35 тыс. рублей за метр).
Появились и обвинения в адрес Немыкина на всевозможных форумах. Вот одно из них: «Если цена 1 квадратного метра продовольственного магазина в центре г. Глупова оказывается ниже, чем цена 1 кв. метра заброшенного помещения в Коминтерне, то что тут скажешь. Сколько же недополучил бюджет города от таких продаж?».
Свою оценку ситуации дает Алексей Жаравин, заместитель главы администрации города Кирова. «Почему помещения были проданы по такой дешевой цене? – говорит он. - Потому что рассчитывается средняя стоимость по объекту, и если в него входит подвал, который нельзя использовать, то в целом цена и получается небольшой».
Продал же свою собственность Немыкин компании X5 Retail Group, по неподтвержденным данным, за 1,5-2 млрд рублей.
Полки не резиновые
Для стороннего наблюдателя, не интересующегося городскими финансами, возможно, ничего существенного в связи с фактом продажи целой продовольственной сети и не произойдет: просто ряд магазинов сменит название. Вопросы возникают у кормящих кировское население производителей.
«Сегодня нет такого понятия, как «магазин закупает товар», - говорит Николай Курагин, гендиректор пивзавода «Вятич» - Сейчас продаются полки, и «Пятерочка» в основном сотрудничает с теми федеральными брендами, с которыми у нее уже давно заключены контракты. Мы же при этом слышим: «А вы-то нам зачем? У нас «Балтика» есть».
- Полки в магазинах не резиновые, - говорит Владимир Русанов, начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 Retail Group. - Если бы мы выставляли на них все, что нам предлагают поставщики, покупатели бы нас возненавидели. К нам как к ритейлеру предъявляются жесткие требования по качеству и мы, в свою очередь, поступаем так же. И если продукция, которую нам предлагают, не соответствует нашим требованиям, мы ее не закупим и не выставим на прилавок. Или есть, к примеру, поставщики, предлагающие неконкурентный по цене товар. С теми же поставщиками, которые предлагают качественную продукцию и по справедливым ценам, мы сотрудничаем.
Часть крупных кировских производителей к таким федеральным «замашкам» уже привыкла и сотрудничать с «Пятерочкой» готова, несмотря на то, что качество, а значит, и цены наших товаров зачастую выше конкурентов из других регионов. Руководитель «Кировского молочного комбината» Василий Сураев, к примеру, уже провел все необходимые согласовательные процедуры и ждет от руководства окончательного решения. Он признает, что условия сотрудничества достаточно жесткие, но при этом отказываться от работы не собирается.
Овощи в «Пятерочку» намерен поставлять агрокомбинат «Красногорский». Его генеральный директор Владимир Яговкин сказал, что закрывшаяся «Семья» была каплей в море для их производства, а вот те федеральные сети, которые присутствуют в Кирове сегодня, обеспечивают стабильный спрос на продукцию. Кроме этого, с их помощью можно «познакомить» кировскую капусту и картофель с другими регионами.
В процессе изучения требований «Пятерочки» находятся и другие, менее масштабные производства из районов. «Условия здесь не лучше и не хуже, чем, например, в «Магните», - считает Галина Ладыгина, руководитель компании «Красносельский хлеб».- И мы собираемся работать с «Пятерочкой». Никаких опасений пока нет».
Не слишком критично оценивает ситуацию и другой уже почти бывший поставщик «Семьи» - «Унинский маслозавод». По словам его менеджера по сбыту, Елены Ильинской, предложение изучается, а вот сложится ли «дружба» между производителем и новым ритейлером, неизвестно. «Мы уже пробовали сотрудничать с «Каруселью», - рассказывает Елена. - Тогда нас условия не устроили – слишком много штрафов: за несвоевременную поставку товара, за невыполнение плана, за неправильный документооборот. В «Пятерочке», как мне сказали, к поставщикам будут более лояльны. Плюс ко всему это сотрудничество будет выгодно для нас еще и тем, что наша продукция сможет продвинуться и за пределы Кирова. Известно, что этот ритейлер влиятелен во многих регионах».
Кого же в итоге пустят в «Пятерочку», пока коммерческая тайна. Как утверждает Владимир Русанов, если кто-то не попал на прилавок сегодня, это не значит, что он не окажется там завтра или через месяц. Все же у федералов особый механизм: если поставщик предлагает более низкие цены при таком же качестве товара, выбор падает на него. Полки, как уже было сказано, не резиновые.
Без наших не проживут
Все далеко не ново, и это уже четвертый приход федеральных продуктовых сетей в наш «семейный» провинциальный городок. Однако местные производители не перестают противиться тому, что нарушается их мирное существование.
– Однажды кто-то уже высказал мысль о том, что торговые сети – это убийцы производства, – говорит Николай Курагин. – Каждый рубль, вложенный в производство, приносит около 60 рублей налогов в казну, а рубль, вложенный в торговлю, может принести и убытки. Почему бы нашей мэрии не принять, к примеру, постановление, что если заходит федеральная сеть, то 50% ее полок отдается под товары местных производителей, как это сделал, к примеру, губернатор Шанцев в Нижнем Новгороде? Легко же было сотрудничать с Немыкиным. А «Пятерочка» нас не пускает. И если исчезнет местный товаропроизводитель, это будет грозить Кировской области маргинализацией населения.
У всех этих сетей, вторят друг другу предприниматели, уже заключены определенные контракты (с федералами), которые приносят стабильную прибыль. При этом зачастую они предлагают такую цену за наш кировский продукт, что желание что-то производить сразу отпадает.
– И взамен каждого местного поставщика будет найден федерал, - говорит Елена Ильинская. – Если откажутся работать наши сыродельные заводы, к нам придут нижегородские. И работать с ними получается выгоднее – с их огромными объемами можно легко занижать цены. Для нас же многие условия подчас просто невыполнимы. К примеру, обязательным пунктом в договоре является то, что продукция, не продавшаяся в срок, возвращается обратно производителю. И что же нам с ней делать?
Спасает наших пока только одно – привыкший к родному покупатель. Быть может, федеральные сети и хотели бы отказаться от мелких и недовольных кировских производителей, только сделать им этого не позволят. Однако при этом и для наших присутствует слишком большой соблазн уступить законам другого рынка. И в нынешнее время постоянного упрощения и удешевления всего и вся даже и не знаешь что победит в такой борьбе: желание большей выгоды или ответственность за собственную «качественную» репутацию. А, собственно говоря, если даже победит первое, не факт, что многие заметят.
Елена Окатьева
lena_vuali@mail.ru