Тришкин бюджет
11.11.2013 00:06:00
1466
0
Скажем откровенно: жизнь подложила губернатору Никите Белых большую свинью в виде предстоящего областного бюджета. Последний тяжел, расходы почти в 1 миллиард пока не подкреплены никакими доходными источниками, возможности увеличения доходной части крайне невелики, а федеральный центр не выражает оптимизма по поводу просьб о помощи.
Проще говоря, «пирог» в этот раз мал как никогда, «ртов» традиционно много, и как бы его не поделило региональное руководство, всегда кто-то останется недоволен и, скорее всего, недовольных в этот раз будет гораздо больше. А на носу выборы.
Суперсоциальный
Несмотря на то, что накануне пленарного заседания параметры предстоящего бюджета активно обсуждались на депутатских комитетах и большинство представителей депутатского корпуса слушали доклад главы местного депфина Елены Ковалевой по несколько раз, это не отменило 2,5-часовых дебатов (пожалуй, самых долгих за последние несколько лет) непосредственно на Заксобрании.
В ходе выступлений многократно было отмечено, что бюджет верстался в режиме жёсткой экономии, но традиционно нацелен на выполнение в полном объёме возросших социальных обязательств (в том числе, обещаний президента Владимира Путина по увеличению зарплат части работников бюджетной сферы). Как и в предыдущие годы, предусмотрен программный подход в расходовании бюджетных средств: 62% социальных расходов запланированы в рамках 8 государственных программ. Для развития экономических направлений предусмотрено даже 9 программ, но это не выводит реальный сектор в приоритет (по крайней мере, финансово).
По словам Елены Ковалевой, на 2014 год доходы бюджета составят 39,6 млрд рублей, расходы - 44,5 млрд. рублей, а дефицит бюджета - 4,9 млрд рублей (на 2015-й доходы спрогнозированы в сумме 43,4 млрд. рублей, расходы - 48,6 млрд. рублей, дефицит - 5,2 млрд рублей; на 2016 год планируемые доходы составят 45,4 млрд рублей, расходы - 49,8 млрд рублей, дефицит - 4,4 млрд рублей).
Финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности в предстоящем году уменьшилась и составит 1 млрд рублей. Однако в правительстве ожидали, что при возросшей нагрузке на региональный бюджет объем дотаций наоборот будет увеличен. Елена Ковалева, глава областного департамента финансов заявила, что выяснилось это незадолго до публичных слушаний. Поэтому, по словам главы региона, этот вопрос будет обсуждаться с Антоном Силуановым, главой Минфина. Если федерация увеличит финансовую помощь и поднимет ее до уровня 2013 года, то средства, в первую очередь будут направлены на поддержку АПК, которому вместо обещанных почти 1,3 миллиарда рублей бюджет вдруг оказался в состоянии выделить пока только 980 млн.
Постатейно
В 2014 году нам придется забыть о масштабных стройках, новых проектах и глобальных реконструкциях: главное, свести концы с концами.
Так, на проблемную сферу ЖКХ в предстоящем году предусмотрено 1,5 млрд рублей вместо 1,6 млрд в 2013-м. Правда, это не все средства: Фонд содействия реформированию ЖКХ в следующем году планирует выделить нам еще 707 млн рублей.
Расходы на образование и социальную политику вырастут. Образование с 8,8 млрд рублей до 10,6 млрд, а «социалка» - с 9,3 млрд до 9,8 млрд рублей. В основном, за счет повышения фонда оплаты труда работникам этих сфер.
Здравоохранению на предстоящий год прописано 6,4 млрд рублей ассигнований (плюс 6,7 млрд рублей в рамках ФОМС). Это пока почти на 400 млн рублей меньше, чем было в 2013-м. Однако, в планах трехлетнего бюджета отмечается «рост бюджетных расходов на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, который составит 30,9%».
И так немногочисленные расходы на культуру тоже подрезаны — с 420 млн до 370 млн рублей: не до жиру — быть бы живу. Вот вам и Год культуры! Также, наверное, впервые со дня своего основания «недобрал» и региональный дорожный фонд (3,8 млрд в 2014 году вместо 4,1 млрд — в 2013-м), так как собираемость акцизов (что бензиновых, что алкогольных) — отдельная головная боль правительства Кировской области.
Расходы по графе «национальная экономика» вырастут с 7,9 млрд до 8,7 млрд рублей, что не может не радовать. Правда, и обслуживание госдолга вырастет тоже — с 900 млн рублей до 1,1 млрд.
- «2 «камня» висят у нас на шее — дефицит и госдолг - и камни очень тяжелые, - говорит Алексей Помаскин, экс-глава КСП. - Наша первая проблема - это слабая политическая воля региональной власти. Да, они берут деньги «на разумных условиях и под небольшой процент» и берут не просто так, а на социальные нужды. Но власти, все-таки, нужно сдерживать потребности людей. Объяснять им необходимость «урезаться», не боясь, что тебя будут критиковать, снимать с должности и так далее. Нельзя бесконечно «накачивать» социальную сферу деньгами, не заботясь о реальном секторе».
Алексей Михайлович считает, что депутаты не до конца понимают разницу между кредитованием предприятий и социальных нужд.
«Когда уходил с поста губернатор Владимир Сергеенков, у него тоже госдолг был немаленький: наверное, процентов двадцать от объема бюджета. Но у него были гарантии, а не кредиты. Наши депутаты — прекрасные хозяйственники и бизнесмены, но они немного не понимают разницу между кредитом, который берет хозяйствующая организация и который берет бюджет. Если предприятие за счет кредита увеличивает производство, доходы, прибыль, за счет чего кредит и «отбивается», то бюджет берет кредит и направляет его на — условно назовем — безвозвратные расходы. А это очень принципиальная разница», - подчеркивает он.
Однако здесь нужно добавить, что, все-таки, экономическую конъюнктуру никто не отменял: еще год назад правительство РФ ставило установку на бездефицитные бюджеты (в том числе и региональные), но об этом сейчас даже не вспоминают. Слишком много всего изменилось.
Каждый год мучаемся
Естественно, народных избранников принимаемый бюджет не устраивает по многим параметрам, но реальных предложений по его облегчению на пленарном заседании Заксобрания прозвучало немного.
Так, депутат Сергей Полушин предложил сократить финансирование лесной отрасли, как «малоэффективной» (она дает, по его мнению, «всего» 1,5% доходов бюджета, при увеличении числа незаконной вырубки, краж и причиненного ущерба), на что получил жесткий отпор главы региона:
«Вы рассматриваете только показатель, касающийся аренды лесов, - заявил Никита Белых. - Но у нас есть еще лесозаготовительная и лесоперерабатывающая отрасли. Да, мы, например, не получаем прямых доходов от сельхозтоваропроизводителей, у которых леса находятся в аренде (эти деньги уходят в федеральный бюджет), но мы получаем доход в виде реализации различных проектов, в виде создания рабочих мест и так далее. Так что не надо «жонглировать» цифрами».
В свою очередь, лидер фракции ЛДПР Владислав Гукасов назвал принимаемый бюджет «бюджетом долговой ямы»:
«Я коснусь только доходной части бюджета, наполнение которой оставляет желать лучшего, потому что внятного ответа, кроме того, что мы берем кредитные деньги на покрытие «бюджетных дыр», я ничего не услышал, - заявил Владислав Николаевич. - У меня вопрос: уходят предприятия из Кировской области. Нам даже предоставили список, кто именно. Там достаточно хороший средний бизнес. При этом, депутатам говорят, что ничего страшного. Предприятия уходят, но ничего страшного. Это очень страшно! Сегодня предприятия ушли, а завтра и рабочие места от нас уйдут. Также настораживает очень плохое управление областным имуществом. Областные предприятия есть, а денег с них — копейки. Когда мы увидим концепцию развития доходной части бюджета не только с помощью кредитов?»
По словам Елены Ковалевой, подобная программа существует и заключается в расширении налоговой базы и сокращении задолженности, которая реализуется совместно с налоговыми и контролирующими органами.
«Но надо понимать, что это работа не только правительства области, это наша консолидированная работа, - считает Елена Васильевна. - Мы всегда считаем «лично ко мне это не относится». Относится. Среди депутатского корпуса много руководителей. Необходимо показать своим примером, что нужно вовремя уплачивать налоги и не уходить из региона».
Большинство экспертов отмечали, что если доходы на уровне региона нарастить достаточно сложно (разве что за счет недоимки: она у нас огромная и ее нужно собрать), а вот расходы можно и «подчистить». В качестве примера называются затраты на органы управления. Если бюджет сложный, то может, хотя бы стоит исключить расходы на приобретение оборудования, машин, повышение оплаты труда и т.д.? Это не так много, но это первый шаг (и хороший политический шаг) к экономии.
«Областной бюджет-2014 — это оценка работы правительства за все предыдущие годы, - уверен депутат Николай Киселев. - Мы каждый год мучаемся, принимая бюджет, но я хочу сказать, что мы мучаемся вместе со всем российским правительством. Потому что именно оно, делая акцент на социальную сферу, забывает о реальном секторе экономики. Соответственно, и нам в рамках этой кампании сложно изыскивать ресурсы на развитие экономики. Но мне хочется отметить, что собственные доходы год от года, все-таки, растут. Да, реальный сектор буксует, но он буксует в рамках мирового экономического кризиса. Единственное, в чем можно упрекнуть правительство, так это в том, что, поднимая доходность федерального бюджета, надо было поднимать на столько же доходность и региональных бюджетов».
Из конструктивных предложений можно также отметить и предложения лидера фракции «справедливороссов» Константина Мошуренко сплотиться вокруг конкретных действий правительства по удержанию ситуации, как в экономике, так и социальной сфере, но при условии рассмотрения приоритетности восстановления (при наличии средств в будущем) бюджетных статей, подвергнувшихся секвестированию.
Два пункта
В итоге, по рекомендации комитета ОЗС по бюджету и налогам в постановление о принятии бюджета в первом чтении, внесены два важных пункта. Во-первых, правительство области должно представить план мероприятий по привлечению дополнительных средств в бюджет, мер по развитию реального сектора экономики, привлечению инвестиций. Во-вторых, комитет ОЗС рекомендовал правительству в ходе выполнения бюджета изыскать 300 млн рублей на поддержку сельского хозяйства, профинансировав его в объёме, запланированном региональной программой по развитию АПК до 2015 года.
Вообще, то, что финансовый год будет очень непростым было изначально понятно по напряженным лицам как губернатора, так и всегда невозмутимой главы департамента финансов Елены Ковалевой. Никого не радуют «непопулярные» решения, которые принимать все же придется (равно как подвергаться критике и нести за них ответственность).
Правда, первый этап этой битвы все же выигран: бюджет, все-таки, принят депутатами в первом чтении (Бараку Обаме, например, провести бюджет с первой попытки не удалось), и, скорее всего, будет принят (вероятно, с поправками) во втором и последнем. А это значит, что время для того, чтобы изменить заведомо невыигрышную ситуацию у областного правительства еще есть.
Светлана Муравьёва