Утопая в снегу
В этом году зима в Киров пришла строго по календарю, а дорожники все равно оказались к ней не готовы. На прошлой неделе их ругали и в мэрии, и в Общественной палате региона, и в ГИБДД.
В итоге часть экспертов пришла к выводу, что этой зимой уже ничего изменить нельзя. А вот следующей....
«Ноль процентов выхлопа»
Первый разнос на одном из утренних совещаний устроил дорожникам новый глава администрации Кирова Илья Шульгин. Он рассказал, что на то, чтобы добраться из дома до работы — с улицы Московской до здания мэрии, у него ушло более получаса.
Этот маршрут по времени должен занимать от силы 7 минут, - сказал Шульгин. – Однако дороги расчищены плохо либо вовсе не расчищены, из-за чего образуются пробки. Вы отчитываетесь о работе техники, но я ее не увидел нигде. Улицы Володарского, Мопра, Молодой Гвардии, Труда где-то некачественно расчищены (так что не разъехаться), а где-то просто не прибраны.
Это произошло после того, как заместитель главы ДДХ Алексей Ишутинов рассказал, как днем и ночью с 6 на 7 декабря на улицах и тротуарах города работало 87 единиц техники и было высыпано более 295 тонн противогололедных материалов.
- Руководитель Ленинской управляющей компании говорит мне, что у него трудятся 387 дворников, а в парке техники – 12 тракторов, - продолжил Шульгин. – В таком случае где они? Когда они работают, если утром, выходя из дома, жители утопают в снегу?
В качестве доказательства он добавил, что побывал в 10 дворах в центре города, но только в одном из них он обнаружил дворника. При этом нигде не было техники.
В тот же день по данному вопросу состоялось совещание в Общественной палате региона. Члены рабочей группы, занимающейся дорожными вопросами, изучили проблемные моменты в системе мониторинга содержания улично-дорожной сети Кирова и пришли к выводу, что она не работает.
Так, по словам Виталия Брамма, члена региональной группы по общественному контролю за ремонтом дорог, на данный момент у нас отсутствует контроль за подрядчиками (кроме того, они сами же и составляют акты приема своей работы), по онлайн-карте невозможно проследить, где и какие улицы очищаются, а заказчику (в нашем случае ДДХ) не хватает людей, чтобы осуществить должный контроль за подрядчиками. В этом году в контрактах (их общая сумма равна 390 млн рублей) на содержание дорог категории «А» отсутствуют критерии, по которым должна осуществляться оценка проведенной работы. То есть никто не сможет оштрафовать подрядчика, если он некачественно убирает дороги. А в Кирово-Чепецке и Слободском нарушений в подобных контрактах еще больше.
— Что можно сделать: провести проверку всей техники, установить на нее датчики, привести в порядок балльную систему оценки уборки уличной сети, может быть, отдать систему контроля за этим процессом на аутсорсинг, - предложил Брамм.
С ним согласился Олег Семаков, начальник управления благоустройства и транспорта администрации Кирова. По его словам, система мониторинга содержания уличной сети действительно не работает.
— Ноль процентов выхлопа. Я пока не знаю, как усовершенствовать эту систему, - сказал Семаков. - Но нами издано распоряжение по созданию технического совета для разработки нового технического задания по содержанию уличной дорожной сети с целью заключения контрактов на три года. Понимаете, почему на три? Если подрядчик зайдет на такой длительный срок, он будет стараться качественно исполнять свою работу. В этот совет мы должны привлечь управляющие организации, подрядчиков, общественников. На сегодняшний день есть пока одно предложение: включить все критерии в стоимость одного квадратного метра, например. Главное, чтобы наша новая система отвечала всем требованиям.
Автомобилисты — не злодеи
У общественников возник еще ряд вопросов. Так, Константин Ситчихин, член Общественной палаты, руководитель рабочей группы, спросил, почему в нынешних контрактах отсутствуют некоторые улицы. Нет, например, улицы Современной, хотя на ней находятся два крупных социальных объекта. Нет дороги в новом микрорайоне Зиновы.
— Как туда будут попадать люди? - с сарказмом поинтересовался Ситчихин.
— А как они раньше туда попадали? - ответил вопросом на вопрос Семаков.
— Но сейчас на дворе 2017 год и вопрос задан вовремя, - парировал Ситчихин.
На это за своего подчиненного чуть раньше ответил Илья Шульгин, разговаривая на совещании с руководителями Дирекции дорожного хозяйства и городского управления благоустройства и транспорта: «Вы же не хотите сказать, что одни жители Кирова достойны, чтобы прибирались улицы, по которым они ходят, а другие – не достойны. В течение ближайших двух недель все без исключения улицы города должны быть внесены в «титул». На всех без исключения участках должны быть организованы уборка снега, подсыпка противогололедными материалами, - то есть необходимо обеспечить выполнение всех мероприятий зимнего содержания улично-дорожной сети».
Пока же, к слову, целый ряд «второстепенных» городских улиц отсутствует в «титуле» - перечне территорий, которые обслуживаются подрядными организациями. Кроме того, Шульгин предложил расчищать в городе все возможные места, чтобы владельцы автомобилей могли оставлять там свои транспортные средства вместо дворов, которые плохо расчищаются. Таким образом в городе могут появиться своеобразные «зимние» стоянки. Что же касается слов о нехватке ресурсов, то так как снег в этом году выпал относительно поздно, подрядчики, по словам главы администрации, должны были сэкономить часть средств.
— Люди оставляют машины на обочинах, под знаками не потому, что они злодеи, а потому, что парковаться негде, дворы заполнены автомобилями, парковочные «карманы» подрядчики расчищают далеко не всегда: с проезжей части снег убирают, а на парковках оставляют, - сказал глава администрации.
Однако общественники решили не ждать еще год, пока что-то изменится, или пока подрядчики послушаются главу администрации: они готовы действовать с помощью контролирующих органов. Так, Константин Ситчихин отметил, что в скором времени своё экспертное заключение по существующим контрактам составит Кировский Центр стандартизации и метрологии. Причем это коснется не только договоров с подрядчиками в областном центре, но также еще и Кирово-Чепецка и Слободского, где ошибок в контрактах было обнаружено гораздо больше.
— 11 декабря в УФАС по Кировской области пройдет рассмотрение жалобы, которую мы подали по этому поводу. В контракте, как уже было сказано, жёстко нарушены критерии оценки дорог класса «А». Их просто-напросто нет. Надеемся, что контракты снимут, - отметил Ситчихин.
Также не сидят без дела и проверяющие в региональном ГИБДД. Так, Федор Кузнецов, заместитель начальника отдела надзора УГИБДД УМВД России по Кировской области рассказал о том, что в регионе возбуждено уже порядка 20 дел по некачественному содержанию дорожной сети. В Кирове же проводятся проверки в отношении компании «Гордормостстрой».
Олег Семаков ответил Ситчихину прямо во время совещания в Общественной палате: «Критерии оценки подрядчиков юрист просмотрел. Это механическая ошибка и по дополнительному соглашению они будут включены в аукционы». Также он сказал и о том, что перечень улиц города будет актуализирован и в него включат недостающие улицы. Достаточные ли это меры для того, чтобы общественники, а с ними и весь город остались удовлетворены, станет ясно в ближайшие месяцы. Известно одно — всем будет хорошо, только если снег и вовсе перестанет идти.
Елена Окатьева
Lena.okatieva@ya.ru
Мнения
Денис Ерохин, депутат Кировской гордумы:
— Я знаю, как сегодня определяется объем вывезенного снега — просто по весу КАМАЗа. Но всем ясно, что КАМАЗ весом в 15 тонн не может вывести 15 тонн снега. И при этом все видят, что улицы в снегу. Кроме того, у нас появляются стихийные свалки в районе Нового моста, за торговым центром «Метро». Там снег вместе с теми веществами, которыми посыпают улицы, превращается в настоящую гремучую смесь. И она не может растаять практически до июня.
Все дело в том, что последние лет 10 никто не задумывался о том, как решить данные проблемы. Нужно организовать законную снежную свалку, отвечающую всем требованиям контролирующих органов — в первую очередь, она не должна загрязнять окружающую природу. Решение этих вопросов должно быть просчитано и представлено в цифрах. Мы со стороны депутатов будем требовать это с городской администрации.
Олег Семаков, начальник управления благоустройства и транспорта администрации Кирова:
Должен признать, что система мониторинга за содержанием уличной дорожной сети не работает. Все понимают, что и контроля никакого не надо, если все улицы будут чистыми. То есть мы должны выходить из дома утром и приходить с работы вечером по очищенным от снега тротуарам и дорогам. Единственный вариант контроля за подрядными организациями в этом плане — это требование с них фотоотчетов.
По существующим критериям, прописанным в контрактах, мы этого сделать не можем. Поэтому сейчас нам надо декабрь прожить, январь, февраль, а, может быть, и март по этим договорам. Одновременно с этим мы будем собирать рабочую группу для составления новых техзаданий для новых контрактов на следующий год, где мы сможем прописать все критерии оценки подрядчиков.