В качестве нагрузки
16.08.2015 12:28:00
2358
0
Эксперты считают, что ярмарки как инструмент торговли нуждаются в серьезном переформатировании.
Судя по всему, ярмарки, на которые в свое время областное правительство делало акцент, изживают себя и нуждаются в серьезном переформатировании. Об этом шла речь на коллегии сельхозтоваропроизводителей, прошедшей на минувшей неделе в библиотеке им. Герцена. Точнее, представители местной власти недоумевали, чем вызван такой спад интереса (хотя, казалось бы, в кризис ярмарка – это самый удобный инструмент для продвижения своей продукции), а представители части сельхозтоваропроизводителей терпеливо им объясняли, что не видят в ярмарках большого экономического эффекта и воспринимают их не более, чем очередную социальную функцию бизнеса, которую последнему навешивают в качестве нагрузки. Впрочем, у ярмарок нашлись и свои поборники.
Алексей Вершинин, зампред правительства Кировской области, министр предпринимательства и торговли:
В этом году областное правительство поставило перед собой задачи найти новые способы продвижения продукции местных товаропроизводителей. За последнее время мы провели Пасхальную ярмарку, Дни Кировской области в Пермском крае. В ближайшее время в нашем министерстве будут запущены новые механизмы поддержания производственной сферы, в том числе и участие в региональных выставках в городе Москве. Правительство Москвы сегодня делает все для продвижения товаров региональных товаропроизводителей, но у меня уже есть некие сомнения в этой идее. Если мы здесь, в городе Кирове, не можем сами организовать полноценную ярмарку, то с чем ехать в Москву?
Александр Михайлович (Ред. – Краснов) готов брать на себя всю организацию местных ярмарок и даже вам только что стихи читал. Хотите, я вам стихи почитаю? Если это как-то поможет нам всем организоваться в проведении новых ярмарок. Мы на Театральной площади собрали 3,5 тысячи человек и устроили людям праздник, а поддержало все это мероприятие всего 5-6 товаропроизводителей. Здесь возникает вопрос: это кому все надо? Это надо министерству развития предпринимательства или все-таки предпринимателям? Поэтому, если мы принимаем какие-то решения и утверждаем какие-то графики, то давайте их выполнять. Если мы заявляем праздник с ярмаркой для людей, люди приходят на площадь в таком количестве и видят только пятерых производителей, то вы здесь хоть стихи читайте, хоть танцуйте: они не поверят, что это кому-то надо. Поэтому я считаю, что вопрос целесообразности проведения ярмарок необходимо обсудить.
Я не соглашусь с тем, что бизнесменам нужна какая-то поддержка, чтобы заключить контракт в Москве. Здесь тогда возникает вопрос: а будет ваша продукция востребована для жителей столицы? Вам нужны «долгосрочные перспективы» и «торговать для выручки 50 тысяч рублей вам неинтересно». Ну, так можно и просидеть, и о вашей продукции никто не узнает. Ярмарка сегодня - это ведь и имиджевая составляющая в том числе. И помогают сегодня тем, кто сам готов продвигать свою продукцию.
Если вы считаете, что достаточно сейчас того, что у вас есть, то почему тогда ваша продукция не продвигается?
Александр Краснов, президент Вятской гильдии пекарей и кондитеров Кировской области:
То, что сейчас проходит в Кирове в плане ярмарочной деятельности — это лишь малые усилия в продвижении своей продукции. Например, в конце марта я презентовал Пасхальную ярмарку и приглашал своих коллег поддержать это мероприятие. Из 63 приглашенных откликнулось всего 6 предприятий. Кто-то поздно получил приглашение, кто-то уповал на то, что вообще нет необходимости участия в подобных мероприятиях, кому-то было мало времени для подготовки. И зря. Ярмарка тогда, организованная Вятской гильдией пекарей и кондитеров, прошла с большим успехом. Участники отметили хорошую обратную связь от покупателей. Я думаю, что основной задачей сегодня становится не только совместное проведение подобных мероприятий, но и приглашение на наши ярмарки потенциальных покупателей из других регионов.
Мне хотелось бы озвучить 2 важных для всех момента. На ярмарках мы имеем возможность представить всю продукцию, которую мы производим, весь ассортимент. Ведь далеко не факт, что каждый производитель представлен в торговых сетях всем своим ассортиментом. А это очень важно.
Второй момент: мы ездим на ярмарки в другие регионы и будем ездить. И сегодня важно также привлекать участников и из других регионов. Чтобы они увидели весь наш ассортимент и изобилие, и обратили на него внимание. И чтобы за основу взяли не только ценообразование, но также наш ассортимент и наше качество. Нельзя «брать» клиента только ценами. Поэтому моя цель сегодня – не только объединить нас с вами, но и привлечь людей из других регионов.
Что же касается формата традиционной ярмарки, то его можно расширить. Включить, например, еще и деловую часть.
Наталья Осипова, гендиректор КЦ «Вятский»:
В общем и целом отношение к ярмаркам у меня хорошее. Я уверена, что это тот формат, который существовал и будет существовать. В наш город он был привезен Никитой Юрьевичем Белых и взят с образца успешных московских ярмарок выходного дня. В Кирове этот формат тоже прижился среди покупателей. Но на коллегии был поставлен вопрос о ярмарках как о ресурсе развития компании. Этот вопрос очень спорен. Исторически ярмарки давали возможность купцам показать свой товар и совершать сделки купли-продажи. Сегодня обе эти функции — презентационная и бизнес-функция — сняты. Осталась некая брендовая составляющая, однако она не работает на развитие бизнеса. Кто сегодня посещает ярмарки? Сегодня приходят горожане, чтобы купить подешевле продукты непосредственно от производителя. Презентовать продукцию горожанам нет смысла, так как они потом не найдут ее в городе. Они потом придут на эту же ярмарку, чтобы купить этот же самый продукт. Тема сбыта тоже неактуальна, в докладе Краснова было сказано, то Пасхальную ярмарку посетило 3,5 тысячи человек. Средний супермаркет посещает в день гораздо больше людей. 3,5 тысячи человек — это небольшая цифра.
Плюсы таких ярмарок для производителя в том, что можно посмотреть и оценить собственную конкурентность, то есть провети мини исследование, сравнив свою продукцию с тем, что делают коллеги по цеху. Наверное, это имеет смысл, хотя свой рынок итак мониторят. Ярмарки на сегодняшний день, на мой взгляд, это такая добровольная социальная функция бизнеса. Например, Александр Михайлович Краснов по своей инициативе проводит множество мероприятий, связанных с продвижением вятского хлеба. Эта подвижническая деятельность позволяет кировчанам узнавать, что у нас есть свои традиции в хлебопечении, однако прямых перспектив для развития бизнеса я в этом не вижу.
Мы лично участвовали в ярмарке один раз. Мне хватило одного раза, чтобы понять, что на развитие компании это работать не будет. В сегодняшней экономической ситуации, люди, которые решаются на продвижение своего продукта и занимаются производством — это герои. Их надо поддерживать всеми средствами, о них надо писать, им надо помогать. Главным плюсом прошедшей коллегии для меня был рассказ Павла Ануфриева о тех мерах поддержки, которые существуют для малого и среднего бизнеса. Они вполне рабочие, на мой взгляд.
Коллегия, конечно, больше касается производителей, а я представляю сеть магазинов, то есть ритейл. У нас немножко другая история. Мы итак работаем с кировскими производителями, и получается, что мы и так их представляем. При этом, мы не ведем себя так, как федеральные сети, которые ставят очень жесткие условия входа. Но надо понимать, что в сегодняшней конкурентной борьбе федеральные сети выигрывают и выигрывают с большим опережением (в основном за счет снижения цен и агрессивного маркетинга). Сегодня областное правительство поддерживает кировских производителей, но если оно не будет поддерживать кировский ритейл, то эти производители обречены. Поддерживать нужно обе части цепочки.
Ольга Попенова, индивидуальный предприниматель (мясные полуфабрикаты торговой марки «Мечта»):
Нам, как производителям, более интересны выставки-ярмарки, форумы-выставки, где принимают участие оптовые покупатели, представители торговых сетей.
Те ярмарки, о которых говорите вы, для нас не совсем интересны, так как несут много затрат: нужно привезти торговое и холодильное оборудование (ведь у нас пельмени и мясные полуфабрикаты), выделить людей, обеспечить доставку продукции, оборудования и сотрудников, так как наше производство находится в п.Пижанка. Те трудозатраты, которые требует обычная розничная ярмарка, более эффективно для производителя сегодня вкладывать в мероприятия с участием оптовиков.
Сегодня ярмарки – это разовая продажа. То есть, представьте, человек закупился нашими полуфабрикатами, ему понравилось, а что дальше? Где он дальше сможет их найти? Придет ли он на следующую выставку? Гораздо эффективнее работать с магазинами, так как это удобно как для покупателя, так и для производителя.
Мы стараемся участвовать там, где можно показать, подтвердить качество нашей продукции, в конкурсах «Товары и услуги XXI века», «100 лучших товаров России».
И поддерживать наших оптовых клиентов с помощью активного продвижения: реклама в СМИ, на телевидение, дегустации на торговых точках.
На сегодняшний день мы продвигаем свою продукцию на территории Кировской области и республики Марий Эл. При этом, предпочитая опираться на собственные силы.
Я понимаю, почему интерес у части товаропроизводителей упал: ярмарки не дают того отклика, на который рассчитываешь.
Изжили ли себя ярмарки? Скорее, нуждаются в некотором переформатировании. Так было бы полезно привлекать на ярмарки не только простых покупателей, но и оптовых покупателей, представителей торговых сетей.
Подготовила Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru