В лирику прошлого
Главная мировая кинопремия года практически полностью ушла из современности.
Мало того, что «Оскаром» недавно были отмечены фильмы, отсылающие ностальгировать по прошлому, но и само прошлое оказалось никак не связанным с настоящим. Кино – отдельно, наша сегодняшняя жизнь – отдельно.
Вот и получилось в этом году, что кино – самое главное из искусств - сыграло свою роль в отвлечении внимания от событий реальности. Видимо, после того, как «Аватару» Джеймса Камерона (где одна цивилизация пытается разрушить мир другой, более слабой цивилизации, ради собственного обогащения), вежливо отказали в «Оскаре», режиссеры поубавили свой пыл и решили снимать милое кино «ни о чем». Быть может, такая оценка может показаться слишком грубой и резкой, так как сегодняшние победители весьма талантливы и интересны, вот только не новы и не актуальны.
Однако довольно «лирических отступлений», в любом случае «оскароносцы» заслуживают внимания к своим работам. Итак, лучшим фильмом года стала романтическая черно-белая комедия (в традициях немого кино 20-30-х годов) французского режиссера Мишеля Хазанавичуса «Артист». Сам Хазанавичус получил статуэтку за лучшую режиссерскую работу. До этого он уже успел взять несколько наград и на Каннском фестивале. Работа достойная: музыкальная черно-белая мелодрама, полноценно иллюстрирующая старый Голливуд, польстила американцам, до этого редко пускавшим иностранцев на свой «киноолимп».
Сюжет весьма прост, если даже не сказать примитивен. Главный герой Джордж Валентин – звезда немого кино. Его страстная поклонница Пеппи Миллер однажды случайно попадает вместе с ним на страницы известной газеты, после чего тоже делает карьеру в кино и даже обгоняет по популярности своего кумира, становясь при этом звездой звукового кино. Один из лучших моментов фильма, как считают критики – кошмарный сон Джорджа Валентина: весь мир вокруг него вдруг наполняется звуками, а он при этом остается немым. Артист не может смириться с изменением вектора развития кино. Он сам снимает фильм (немой авантюрный боевик), но его ждет провал: публика требует звука. Вместе с популярностью он теряет семью, дом и заводит дружбу с «зеленым змием».
От самоубийства его спасает, согласно стандартным сценариям подобных фильмов, та самая искренняя поклонница Пеппи Миллер, предложившая вместе сняться в танцевальном мюзикле. В завершении всего, естественно, - «хэппи энд», а зритель, окунувшийся в приятную реальность давно минувших дней, уходит довольный домой.
Второй фильм, завоевавший чуть меньше «оскаров», тоже, как ни странно, отсылает нас в прошлое кинематографа, тоже в 30-е годы, только в нем рассказывается о реально живущем Жорже Мельесе, пионере в области спецэффектов и экранной фантастики. А вот русский фильм Никиты Михалкова о Великой Отечественной войне не попал, напомним, даже в шорт-лист номинантов известной премии. Быть может, он не влился в струю популярных в этом году тем, быть может, это даже американский заговор против отечественного самобытного кино, однако и в России почему-то никто и не пытался доказать, кроме самого Михалкова, что этот фильм может претендовать на что-то большее, чем внимание нескольких зрителей в российских кинотеатрах. Так что пока серьезных актуальных конкурентов «милому» кино не видно, будем довольствоваться тем, что имеем.