В театре кукол можно делать волшебные штуки
Театр кукол – способен на великие художественные открытия, на самый серьезный и проникновенный диалог со зрителями. Это особое искусство, альтернативная жизнь.
Иногда идеальная, иногда — нет. Зритель любого возраста приходит в театр кукол вкушать и наслаждаться. Искусство влияет эмоционально, глубинно, больше чем сознательно. Важно, чтобы жизнь на сцене была убедительна, реальна. А в новом спектакле театра кукол имени А.Н. Афанасьева «Горячая история № 1» она именно такова!
Накануне премьеры спектакля «Горячая история № 1», назначенной на 11 ноября, режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга Никита Шмитько ответил на несколько вопросов о себе и о своей новой работе.
- В современном мире появился огромный интерес к театру кукол. Как вы пришли в театральный мир и почему к куклам?
- Я родом из города Сарова, бывшего Арзамас -16. Там вырос, учился. Еще в школе несколько лет занимался в драматической театральной студии. Ее создали актеры саровского театра. После окончания школы я поступил в Нижегородское театральное училище им. Е.А. Евстигнеева. У театра кукол больше художественных возможностей, чем у драмы. И кукольный актер может себе позволить играть более разнопланово. Искусство театра кукол в своей основе метафоричное, в нем множество символов. В театре кукол можно делать разные волшебные штуки!
В 2013 году перебрался с Санкт-Петербург, где живу и работаю до сих пор. Мне посчастливилось поставить спектакль «В Сумеречной стране» по сказке Астрид Линдгрен в известном театре «Karlsson Haus». После я устроился в Санкт-Петербургскую филармонию для детей и юношества. В филармонии я восстановил текущий репертуар и за три года сделал несколько новых спектаклей, все они были созданы по моей сценической версии: «Солнышко и снежные человечки», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь». Сейчас в моем режиссерском багаже уже около 30 постановок в разных театрах страны.
- Куклы для Вас кто? Коллеги, друзья? Часть души?
- Куклы – это символы, куклой может быть самая простая вещь. Необходимо вложить волшебство в куклу, одушевить ее. Это может сделать только актер. От его таланта все зависит! Главное в театре кукол - это воспитание души, воспитание духовных ценностей! Театр – не просто развлечение, сегодня индустрия развлечений достаточно развита, и нам за ней не угнаться. Театр должен нести разумное, доброе, вечное. Общечеловеческие ценности, о которых родители могут потом поговорить с детьми, совместно посмотрев спектакль.
- Давайте поговорим о предстоящей премьере. Какую вы поставили перед собой творческую задачу в своем спектакле «Горячая история № 1», кроме самой очевидной: не надо, дети, шутить с огнем?
- Задача сделать спектакль по основам пожарной безопасности - не простая. В нашей «Горячей истории» несколько смысловых пластов. Есть для детей, а есть и для родителей, ведь дети в театр кукол чаще всего приходят с ними. В этом тоже особенность театра кукол, это семейный театр. Я уверен, наша история заинтересует всех!
В спектакле использованы различные системы кукол: планшетные, штоковые марионетки, плоские куклы, тантамарески. Есть и ширмовые куклы, например, один из дублей кота. К этому добавится театр теней и игра актеров живого плана.
Особый интерес представляет собой персонаж самого огня. В пьесе он «живой» и сначала он кажется маленьким и безобидным, пока он не разрастается и не превращается в пожар. В первое свое появление на сцене он представлен только дымом, потом перчаточной куклой. После вытягиваясь, он становится большой планшетной куклой, затем ростовой куклой, и, наконец, вырастает до огромных размеров с длинными руками и ногами. Придумывать трансформации персонажа «Огонь» было очень интересно. За счет увеличения его размеров и изменения характера мы показываем детям, как из обычной маленькой искры может разгореться большой и опасный пожар.
Кроме того, в спектакле звучит музыка, написанная специально для нашего спектакля, в стиле dub-step, хорошо знакомым современным детям; так как в спектакле много песен, то, конечно, в нем есть и хореографические номера с куклами и людьми, сопровождающиеся живым вокалом актеров.
- И традиционный вопрос: каким вам видится будущее театр кукол?
- В наше время театральное искусство во многом становится собирательным, объединяющим, синтетичным. Это относится не только к театру кукол, но и к драме. Там тоже часто стали использовать сложные символы, кукол, как художественные элементы в спектакле. А в театре кукол, напротив, сегодня нередко можно увидеть на сцене актеров не за ширмой, а живым планом. Множество театральных приемов, способов, техник, становятся общими для всех театров. У театрального мира появляется просто огромное число выразительных художественных средств. Меня этот путь, как режиссера, радует. Андрей Антонов