Время шпаги
23.04.2017 13:25:00
1519
0
В драмтеатре – классика. В современной и очень удачной обработке. Александр Дюма с его историей о французском учителе фехтования, обучавшем своей науке почти всех российских декабристов.
Кировский драматург Юлия Ионушайте написала по этому роману пьесу, а артист драмтеатра Захар Пантелеев оживил ее как режиссер на сцене. Она стала его дипломной работой в Театральном институте им. Б. Щукина. Оформляла спектакль художник-постановщик из Санкт-Петербурга Арина Слободяник. Она же работала над «Темными аллеями» и ее прекрасный вкус и стиль сразу чувствуется при взгляде на сцену.
Там практически одна декорация – деревянный красно-белый «конструктор», превращающийся то в забор, то в стену, то в дверь. Дополняет его лишь качель-скамейка: если к ней присоединить деревянных лошадок, получится повозка. Эти перевоплощения были невероятно удачны, а где-то и забавны. Разве что во второй половине спектакля лошадки нивелировали всю серьезность путешествия главных героев в Сибирь (было скорее смешно, чем грустно).
По сюжету спектакля молодой учитель фехтования приезжает в Санкт-Петербург, чтобы преподавать. Там он знакомится с прекрасной Луизой, которая влюблена в будущего декабриста Алексея Анненкова. Пара помогает учителю найти учеников и работу. Этому посвящена практически вся первая часть спектакля, в которой герои так много дерутся на шпагах, что, кажется, попадаешь на съемки «Трех мушкетеров». К слову, браво режиссеру за эти сцены, продуманные до мелочей: актеры будто родились со шпагами. Романтическое настроение не отпускает все это время. Правда, иногда ловишь себя на мысли, что некоторые сцены слишком затянуты и за ними не следует никакого развития. А какие-то моменты кажутся даже нелепыми. Например, сцена с охотой на медведя выглядит весьма каламбурной и как будто «не из этой оперы». Кажется, молодому режиссеру хотелось показать в одном спектакле все, что он может.
Сцена казни декабристов разворачивает веселый настрой спектакля совсем в другую сторону. Она достойна самых лучших похвал: мрак, виселицы, громкий повелительный голос, объявляющий фамилии «преступников». В данном случае небуквальный язык театра говорит ярче самой настоящей правды.
А дальше хочется сочувственно плакать. За то, как жестоко тогда власть расправлялась с оппозицией, за то, как любимые женщины мужчин, боровшихся за свободу, готовы были разделить с ними любую участь. Нам все это давно рассказывали в школе, а сегодня вряд ли кто-то часто перечитывает подобные классические литературные произведения. То есть о таких русских идеалах, как долг, честь и совесть мы вспоминаем редко. Конечно, при современном демократическом строе призывы следовать им будут выглядеть слишком пафосно. Но такое прекрасное напоминание со сцены театра вдохновляет. Пусть не на героические подвиги. Но на ориентацию на достойные идеалы.