Всё лучшее – детям
08.07.2018 13:07:00
1413
0
Кировским производителям детских товаров нужна господдержка.
Кировские производители детских товаров создают серьезную конкуренцию по качеству продукции своим коллегам из других стран. А по объемам продаж им пока бороться с Китаем довольно сложно. Нужна государственная поддержка. Об этом говорили в очередном выпуске программы «Разворот на бизнес».
Олег Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+):
– Председатель совета директоров ОАО «Росигрушка» Александр Истенко сказал в одном из интервью федеральным изданиям, что перед отечественными предприятиями стоит несколько труднопреодолимых преград, которые мешают увеличить производство детских товаров и заместить импортные товары на внутреннем рынке. Так, у нас не производится сложная электротехническая игрушка, а на рынке госзаказов в основном присутствуют посредники, которые продвигают иностранную продукцию. Насколько сложно вам конкурировать с такими производителями?
Алексей Шапин, исполнительный директор компании «Лель»:
– Задам вопрос несколько по-другому: «Есть ли меры поддержки на государственном уровне производителей детских товаров? Нет, мне о таких ничего неизвестно. Есть только НДС под 10% на группу социально значимых товаров. Пока его для нас не повышают, но гарантий и обещаний того, что так и будет дальше, никто не давал. Может пройти год, и правила игры поменяются. Пока же наши экономические подсчеты говорят о том, что необходимости увеличения объемов производства детской обуви у нас нет. Возможно, скоро будет проще перейти на поставки импортной продукции. Или размещать заказы за границей, а сюда привозить готовую обувь.
Светлана Занько, главный редактор «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+):
– …Как это делается в Китае, например, – там все просто размещают свои производства.
Алексей Шапин:
– Да, и 80% всей обуви в мире делается в Китае. Но там есть разные производства, есть очень качественные. Однако мы ратуем за то, чтобы вычистить рынок обуви, потому что сейчас он больше похож на какую-то вакханалию. Я недавно приносил на заседание нашего правительства пару обуви без документации и лицензии. Все знают, что люди ее покупают, но власти никак не реагируют на это.
Олег Прохоренко:
– Что касается игрушек, у вас такая же ситуация?
Ольга Доротюк, генеральный директор фабрики «Весна»:
– С 2013 года в России существует стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года. Согласно ее плану количество производимых в нашей стране детских товаров должно увеличиться до 36% (сейчас эта цифра равна 10–15%). Для этого российские производители поддерживаются: действует программа по софинансированию ставки при получении кредитов, проходит компенсация затрат на НИОКР и т.д. Ряд наших предприятий этой поддержкой воспользовался. А если говорить о качестве товаров, которые поставляются на территорию страны, то формально они, конечно, имеют сертификаты. Но насколько глубоко эти игрушки проверяются, я не знаю, тогда как мы уделяем качеству своей продукции основное внимание.
Олег Прохоренко:
– И надзор со стороны контролирующих органов постоянный?
Ольга Доротюк:
– Да, когда мы выпускаем новый товар, мы его обязательно сертифицируем.
Светлана Занько:
– Насколько сложно с вашей продукцией попасть на полки магазинов? Например, в известный «Детский мир»?
Ольга Доротюк:
– Мы работаем в этом магазине. Сети обычно учитывают два показателя: низкая цена и высокая оборачиваемость товара. Кроме того, поставщик всегда должен быть готов к ситуации дисконтирования. Скидки, как вы знаете, бывают и до 30%.
Светлана Занько:
– Для вас такое сотрудничество – это прибыльное дело, или в большей степени вы идете на это для имиджа?
Ольга Доротюк:
– Нельзя сказать, что мы получаем большую прибыль. Но «Детский мир» обеспечивает нам трафик. Если еще несколько лет назад мы работали через дилерскую сеть, то сегодня большая их часть находится в упадочном состоянии. Поэтому сейчас мы сотрудничаем с розничными точками, интернет-магазинами и маркет-плейсами.
Алексей Шапин:
– Мы с «Детским миром» не работаем. Попытки были, мы встречались с их закупочной группой. Но договориться об условиях сотрудничества нам не удалось. Их условия мы считаем для себя неприемлемыми и пока можем миновать эту сеть. На данный момент наша фабрика работает с региональными розничными сетями (25%), отдельными розничными магазинами (60%) и самыми популярными интернет-площадками (15%). Но могу сказать, что реализация нашей продукции через интернет-магазины постепенно выходит на лидирующие позиции.
Светлана Занько:
– Как в Кировской области осуществляется взаимодействие компаний с другими странами? Как часто они выезжают на выставки? Ценятся ли наши товары за рубежом?
Алексей Шуплецов, директор Центра поддержки экспорта Кировской области:
– Если говорить о детских товарах, производимых в Кировской области, то это и одежда, и игрушки, и обувь, и бытовая химия. За пределы Европейско-Азиатского экономического союза у нас продаются игрушки, кисти и обувь. Если говорить о территории в границах Евро-Азиатского союза, то порядка 10 наших компаний поставляют свою продукцию в Казахстан, Киргизию, Беларусь. Мы, со своей стороны, уже третий раз финансируем выставку в Казахстане, в которой в августе примут участие пять кировских компаний. Там соберутся представители самых разных стран из Азии и Европы.
Светлана Занько:
– Насколько эффективны эти поездки?
Алексей Шуплецов:
– Если компания готова поставлять свою продукцию в другие страны, то подобная выставка сработает. Но если предприятие только пробует себя в этом, может и не быть мгновенных результатов. Такое сотрудничество – довольно сложный процесс, нужно большое количество документов.
Светлана Занько:
– Алексей Викторович, куда вы отправляете обувь?
Алексей Шапин:
– Во все страны, которые были перечислены выше, а также сотрудничали с Канадой, Францией, Чехией. Мы пришли к тому, что дизайн нашей продукции очень близок к европейским аналогам. То есть мы делаем акцент на качество и на натуральные материалы.
Светлана Занько:
– Где вы закупаете сырье?
Алексей Шапин:
– Кожу мы закупаем у отечественных производителей, а мех – в Китае. Там же закупается весь мировой рынок.
Ольга Доротюк:
– Больше половины используемых нами материалов импортные. Полимеры привозим из Европы, ткани – из Китая. Из российских поставщиков сотрудничаем только с Казанью.
Светлана Занько:
– А оборудование тоже импортное?
Алексей Шапин:
– В прошлом году мы закупили оборудования на 37 млн рублей (как раз недавно подвел итоги). К концу этого года к нам поступит оборудование еще на 40 млн рублей. Все импортное. Российский рынок оборудования для обувной промышленности давно умер. Так, за последние 15 лет ни одной новой обувной фабрики на территории России не открылось.
Ольга Доротюк:
– У нас то же самое – все оборудование импортное.
Олег Прохоренко:
– У нас в гостях молодой предприниматель, который изобрел научно-развлекательные наборы «Звездное небо» для детей. Расскажите, как родилась сама идея.
Константин Перминов, автор и разработчик различных брендов детской индустрии:
– Идея появилась в 2006 году (я уже 12 лет нахожусь на рынке детских товаров). В то время было модно тюнинговать машины: на них ставили литые и светящиеся диски, красили специальной краской. Мне понравился сам техпроцесс. И я придумал наклейки с особым ярким свечением, а потом появилась идея сделать из этого звезды. Технологию мы приобретали, а продукт создавали сами. Помню, первую партию наклеек я просто подарил, но они так понравились людям, что у меня родилась идея сделать из этого бизнес. Я прошел путь от малого к большому. Научился сначала делать из 20 рублей 60. А потом все масштабнее и масштабнее.
Олег Прохоренко:
– Когда появился сам ваш бренд?
Константин Перминов:
– В 2013 году я выиграл конкурс в Фонде поддержки предпринимательства и получил грант для стартапа. В тот самый момент, когда я защищал свой проект, я продал комиссии четыре своих набора. Это уже был для меня успех. Моя идея заключалась в том, чтобы из наклеек сделать бренд. Сначала мы продавали наборы для творчества – раскраски, информационные листки. Потом родилась идея повторить карту звездного неба. Я привлек специалистов планетария, которые помогли мне составить вопросы, дать нужную информацию для детей.
Светлана Занько:
– А как вы потом наладили производство?
Константин Перминов:
– Сейчас «Звездное небо» мы отгружаем в Московский планетарий. Это основная точка продаж. В магазинах обычно продавцы не мотивированы, поэтому продукт медленно продается. Производим примерно 1000–1500 наборов в месяц.
Светлана Занько:
– А в Детском космическом центре ваши наборы можно найти?
Константин Перминов:
– Да, мы планируем с ними сотрудничать, будем вести переговоры. Кроме того, должен сказать, что когда я начинал реализовывать свою идею, подобных наборов на рынке не было вообще. А недавно мне сказали, что меня точь-в-точь скопировала одна китайская компания. Это очень высокий показатель. И, конечно, у них и цена ниже, и качество другое.
Олег Прохоренко:
– У нас в гостях еще один производитель детских игрушек – деревянных. Расскажите, как как вы пришли к своему делу.
Сергей Половников, директор компании «Леммо-тойс»:
– Все началось с ручного труда и моей любви к дереву. Потом мы с товарищем пришли к выводу, что руками создавать такие продукты невыгодно. Сначала взяли один станок, потом – другие. У нас небольшой оборот, покупателей найти было тяжело. Сейчас мы стараемся продавать продукты по сетям, магазинам.
Светлана Занько:
– А где вы берете материалы?
Сергей Половников:
– В России. Фанеру используем нашу, кировскую, с «Красного якоря». В основном производим из нее конструкторы для мальчиков, пистолеты, несколько домиков для девочек. Всего у нас сейчас работает около 20 человек.
Олег Прохоренко:
– Готовы ли вы выходить на зарубежные рынки?
Сергей Половников:
– В скором времени мы поедем на московскую выставку. А за границу попасть сложно – нужно делать специальные сертификаты и документы. Но мы будем стараться.
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru