Вятские дошколята
Как создавались детские сады в Вятской губернии и что малыши думали о Парижской коммуне?
В советское время детство стало делом государственной важности. Как создавались детские сады в Вятской губернии и что малыши думали о Парижской коммуне?
«Бог дал, Бог и взял»
«Дело охраны материнства и младенчества в Советском Союзе является одним из важных мероприятий, существенно отличающих нашу страну от капиталистических стран, - пропагандировала «Вятская правда». - В то время, как в капиталистических странах оказание той или иной помощи матери или ребенку является делом исключительно частной благотворительности, у нас к этому делу привлечены значительные массы трудящихся, причем основное направление дают государственные организации».
Действительно, после прихода к власти большевиков детство стало делом государственной важности. Еще до революции, Надежда Крупская, преподавая в школе для рабочих, была озабочена безнадзорностью и запущенностью пролетарских детей. Предоставленные сами себе, они были умственно не подготовлены и физически слабы.
Рождаемость в те годы была высокой, но не менее высокой была и детская смертность. Об отношении к детям в патриархальных крестьянских семьях на Вятке рассказывается в работах историка Виктора Бердинских. Он приводит рассказы очевидцев: «Детей у нас было много, так умирали все. Восемь детей было. Вырастут большие, уже умирали. Две девочки умерли. Одна девяти лет, другая шести. Одну-то Шурой звали, другую Леной. Сварилась девочка у нас самоваром. Жалели больно, как не горевать. Лена умерла от черной оспы. Высокая была, светленькая. Всего два брата у меня было, Иван и Степан. Степан помер, почками болел год и помер. Ивана-то на войне убили. Оторвало ноги, подорвался на мине под Ленинградом. Все ревели: отец, мать».
Хотя нередкими были случаи, когда к смерти детей относились довольно спокойно: «Родители и не пытались их [детей] спасать, так как детей в семьях много было здоровых. Среди народа бытовало изречение “Бог дал, Бог и взял”».
Помощью семьям в воспитании детей должна была стать система дошкольного воспитания. Садик обеспечивал детей питанием, медицинским обслуживанием, соответствующими возрасту развивающими занятиями. К тому же, создание дошкольных учреждений освобождало женщину от «домашнего рабства», позволяло больше времени уделять труду и общественной деятельности. Это соответствовало популярной тогда идее о раскрепощении женщины.
Будут, будут такие садики…
Первый детский сад в Вятке был открыт 1 октября 1911 года. Он был частным. Его организатором была Клавдия Ивановна Луппова, жена вятского чиновника Александра Николаевича Луппова. Второй детский сад в нашем городе появился в 1914 году. Оба эти учреждения посещали всего 124 ребенка. Естественно, этого было недостаточно.
После революции, когда с подачи Крупской по всей стране начала создаваться сеть учреждений дошкольного образования, в Вятке именно Клавдия Ивановна возглавила вновь созданный подотдел дошкольного образования. На ее плечи легла непростая работа по поиску помещений для детсадов и подбору педагогических кадров, которых в Вятке просто не было. Единственным педагогом в Вятке, имеющим специальное образование, была дочь Клавдии Ивановны, Вера Александровна Луппова. Девушка закончила Фребелевские курсы в Петрограде, которые готовили воспитательниц для детских садов.
Из-за отсутствия специально подготовленных для детских садов кадров, на эту работу направлялись положительно зарекомендовавшие себя школьные учителя. В уездном городке Орлове создавать первый детский сад было поручено учительнице Е.С. Ганцировской. Первой сложностью было найти помещение. Учительница присмотрела одну квартирку. Но вот незадача – в ней проживала семья Сарычевых из четырех человек. Ганцировская пришла к Сарычевым, побеседовала о дошкольном образовании. Члены семьи согласились с тем, что это дело хорошее. Но когда им предложили переехать на другую квартиру, а эту освободить под детский сад, Сарычевы взяли свои слова обратно. Но времена были такие, что несогласие отдельных лиц никого не остановило.
Мебель для детского сада приходилось собирать по квартирам и учреждениям – отдавали, естественно, не самое лучшее. На игрушки денег не было, поэтому сотрудники делали их самостоятельно из подручных материалов: куклы из лоскутков, конструкторы из катушек ниток. Был в детском саду свой рояль и музыкальный работник. Все это было в новинку для жителей маленького провинциального городка. У дверей детского сада нередко собирались зрители, которые приходили сюда из чистого любопытства.
- Эх, кабы такой садик в нашу деревню! – сказал пожилой красноармеец.
- Будут, будут такие садики и вашей деревне, товарищ! Советская власть даст вашим детям хорошее образование.
«Так недолго и в ВЧК попасть»
Несмотря на ранний возраст дети, посещающие дошкольные учреждения, получали немалую долю политического воспитания. С малышами беседовали о строительстве советского государства, о мировой революции, Марксе и Ленине.
На собрании педсовета одного из дошкольных учреждений в 1923 году, педагоги обсуждали:
- Когда были беседы о Парижской коммуне, как дети смотрели на то, что коммуна пала?
- Дети еще малы, чтобы сами делать выводы. Соответствующее направление мысли дается воспитателями. Эта беседа вызывает только злобное и воинственное настроение против буржуев.
Дети, действительно, были еще малы. Тамара Бабинцева приводит случай из практики Веры Александровны Лупповой: в память о 12 марта 1917 года в Советской России отмечался день свержения самодержавия. Вера Александровна беседовала с ребятами об этом событии и в заключение спросила: «Ребятки, какой же сегодня праздник?». На что дети ей ответили: «Царев день». Вера Александровна ахнула и подумала про себя: «Так недолго и в ВЧК попасть».
Организовать политическое воспитание детей дошкольного возраста было непросто: «Организация ребенка для правильной коммунистической жизни с младшего возраста, хотя отчасти, но достигается нами. Для выполнения этой задачи нужны руководители с большим педагогическим тактом и знанием психологии, таковые встречаются нечасто. Это большой тормоз в работе. В данном случае приходит на помощь сам ребенок. Он свободно и быстро ориентируется в налаженной обстановке, сам, практическим путем, улавливает необходимость действовать на коммунистических началах, а не индивидуально».
Екатерина Горбушина,
eka-gorbushina@mail.ru
Фото: www.herzenlib.ru