«Я вырос с отцом в тракторе»

06.04.2019 16:22:00 1703 0

Он старожил среди чиновников. Кто-то его критикует за, казалось, непопулярные решения, а жизнь показывает: именно такие подходы к управлению отраслью работают. На минувшей неделе исполнилось 15 лет с тех пор, как у руля аграрного сектора Кировской области встал Алексей Котлячков, занимающий сегодня пост зампреда правительства, министра сельского хозяйства и продовольствия. В интервью «БН» он рассказал, каким был АПК региона тогда, стал сейчас, на что делаются ставки и в чем сила вятских аграриев. Откровенно поведал и о личном.

- Алексей Алексеевич, почему вы 15 лет назад согласились возглавить аграрный сектор региона?

- Я понимал, что делать, потому что жил в деревне. Мои родители были связаны с сельскохозяйственным производством. Я вырос с отцом в тракторе. По образованию инженер, 20 лет отработал на производстве, в том числе директором крупного сельхозпредприятия (ред: госплемзавода «Соколовка» Зуевского района). 7 лет возглавлял район.

Когда пригласили на эту должность, мне были поняты и поставленные губернатором задачи, и состояние отрасли. Весной 2004 года назначили заместителем председателя правительства, чуть позднее стал и председателем комитета сельского хозяйства и продовольствия Кировской области. На тот момент уже прошло определенное время с периода 90-х, когда во всех отраслях была стагнация, но ситуация продолжала оставаться очень непростой. Прямых денег в обращении практически не было. Сельскохозяйственное производство приуныло - после Советского времени, когда вкладывались серьезные деньги и в производство, и в социальную сферу, и в землю. После 90-х все понимали: состояние отрасли тяжелое, поизносилось все - машины, оборудование, обеднела земля.

- Поднимать отрасль начали, делая акцент на молочном животноводстве?

Акцент на этом сделали еще раньше. Не могу не отметить, что в тот период, в начале 2000-х, руководство Кировской области много сделало для сохранения сельского хозяйства (в то время, как, к примеру, в Нижегородской области колхозы распустили). Политика властей была такой: фермер нас накормит, а с точки зрения бизнеса фермер — это мелкотоварное производство. И надо понимать, что всем правит экономика. У нас на северах (я говорю не только про Кировскую область, но и про Питер, Вологду, Кострому, Удмуртию) зима длинная, лето короткое. Кормов надо успеть заготовить много. В то же время высокомаржинальные сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза - на чем сегодня хорошо зарабатывают южные регионы - у нас не растут. Еще 100 лет назад губернские власти определили: с учетом климатических условий на нашей земле выгоднее всего заниматься молочным животноводством.

"В то же время высокомаржинальные сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза - на чем сегодня хорошо зарабатывают южные регионы - у нас не растут. Еще 100 лет назад губернские власти определили: с учетом климатических условий на нашей земле выгоднее всего заниматься молочным животноводством"

- При этом очень много внимания уделяется и совершенствованию кормовой базы.

Мне часто задают вопрос журналисты — почему так? Потому что в молочном животноводстве 60% успеха зависит от кормовой базы. Все механизмы - какие культуры выращивать, как мотивировать на производство семян здесь, на месте, - отрабатывались годами.

- Ставки делаются и на развитие племенных животных. Сегодня наши бычки ценятся во всем мире.

- Наши племобъединения тоже поддерживаем. Центр нашего племенного животноводства в поселке Захарищевы (ред: ОАО «Кировплем») сохранен. По Указу Президента России в 2009 году предприятие включено в холдинг «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных», куда вошли 20 сохранившихся племенных объединений. Через систему искусственного осеменения идет улучшение породности.

Еще момент: летом цена на молоко по объективным причинам снижается - горожанин уезжает, спрос на продукцию падает, цена — тоже. Это законы рынка. Существует понятие «большое молоко». Оно до сих пор присутствует во многих регионах, в Кировский области мы от этого отошли. Именно через искусственное осеменение, грамотное ведение животноводства, смещение растелов, селекционно-племенную работу добились, чтобы «большое молоко» у нас было в зимний период, когда цена выше. Надо сказать, что я никакой революции не совершал, а продолжил работу, которую делали руководители и специалисты до меня.

Многое зависит и от руководителей хозяйств. Племенной скот специфичен: чем выше продуктивность, тем требовательнее к себе животное. Были случаи, когда у наших хозяйств купят племенной скот, не накормят, как полагается, и предъявляют претензии: у вас плохие быки. Мы помогаем через областной бюджет покупать скот, но и ты сам должен грамотно его содержать.

- На ваш взгляд, насколько за это время преобразилось отрасль?

- Не побоюсь сказать, что преобразилась коренным образом. Продуктивность, которую имеет область сегодня — это результат многолетней работы министерства со всеми федеральными структурами, грамотность руководителей сельхозпредприятий. Меня эти показатели даже иногда пугают — что дальше будет? Мне сегодня очень приятно видеть руководителей — этих же самых людей, но совершенно другого формата. Грамотные, ездят на хороших машинах, умеют вести сельскохозяйственное производство. База, созданная этими руководителями, совершенствуется. В совокупности грамотность глав хозяйств, специалистов, всего аграрного сообщества позволила преобразить отрасль.

Сегодня в Кировской области собраны лучшие мировые технологии. Тот факт, что на фермах в регионе работают 36 роботов-дояров, уже о многом говорит. Модернизация идет везде — на ферме, в поле, при заготовке кормов. Горожанин или несведущий человек едет по дороге и говорит: «У нас и коров-то не осталось, потому что скот не пасется». Мы его и не пасем, потому что научились заготавливать корма хорошего качества и в достаточном количестве. Когда на лето скот переводится на пастбище и начинает потреблять другую пищу - у него стресс, спад по молоку. Точно также и осенью, когда с пастбища корова заходит на ферму. На сегодняшний день у наших аграриев хватает сил и возможностей отойти от такого подхода.

"Горожанин или несведущий человек едет по дороге и говорит: «У нас и коров-то не осталось, потому что скот не пасется». Мы его и не пасем, потому что научились заготавливать корма хорошего качества и в достаточном количестве."

- Все хозяйства перешли на такой принцип содержания?

- Называется однотипное кормление. 70% - то есть основное стадо — у нас не пасется.

- Как доносите знания до аграриев? На ваших семинарах и совещаниях видно, что не власть учит, а сами руководители друг с другом делятся опытом.

- Чиновников, какими бы грамотными они не были, не очень слушают. Я это понимал изначально и щек не надувал. При этом с самого начала знал: обучение необходимо. Мы проводим много семинаров на площадке Института агробизнеса на Производственной, 20, через созданный консультационный центр. Еще чаще — на площадках самих хозяйств. Слабых везем к средним, средних — к сильным, сильных — к очень сильным. Руководителя или специалиста лучше слушают и слышат. Хотя далеко не все. Я иногда говорю: не изобретайте, послушайте и скопируйте. Когда семинар проводим на базе предприятия, оно и само готовится к приему делегации: «прическу, «стрижку» наведут на фермах. Это все - подходы к усовершенствованию всего аграрного производства. Здесь роль чиновника — во-первых, разработать нормативную базу для использования бюджетных средств (ее надо правильно использовать), во-вторых, организовать процесс перенимания опыта.

Три года назад решили создать клуб передовых хозяйств. Отбирали по ряду критериев, характеризующих развитие производства: по продуктивности стада, рентабельности, уровню зарплаты. Предполагали, что у нас будет примерно 20 сельхозпредприятий, а получилось 66. Потом их число выросло до 72, сейчас уже до 76. Обучение проводили и в рамках клуба.

Ежегодно проводим межрайонные совещания. Пытаемся всех вытянуть на разговор, чтобы сами хозяйства делились достижениями. Не в формате «зал с президиумом», а в виде «круглых столов». Так разговор строится легче, и участники лучше втягиваются в обсуждение, то есть формат взаимоотношений разный. Главным в этом процессе считаю постоянно заряжать людей позитивным опытом. От этого очень много зависит. Людей нельзя оставлять один на один с их заботами и проблемами. И немаловажно, как глава района работает на своей территории.

"Главным в этом процессе считаю постоянно заряжать людей позитивным опытом. От этого очень много зависит. Людей нельзя оставлять один на один с их заботами и проблемами. И немаловажно, как глава района работает на своей территории"

- На мой взгляд, сегодня в обществе формируется тренд уважения к людям села, которые являются нашими кормильцами. Но все-таки есть те, кто делит людей на «горожан» и «колхозников». Вы как считаете?

- Я пока этого не ощущаю. Может, у нас с вами круг общения разный, вы же ездите по крепким хозяйствам. Я пока в обществе не ощущаю уважаемого отношения к людям, проживающим на селе. При любой возможности, в том числе на пресс-конференциях, всегда подчеркиваю: селяне - наши кормильцы. Очень часто можно услышать: «У вас как в колхозе». Если бы в колхозе работали, как на некоторых предприятиях, мы бы все давно голодными ходили! В селе просто умеют работать и работают тогда, когда надо работать. Солнце вышло – в 4 утра уже на ферме. Заставьте-ка в такую рань горожанина подняться! Почему сегодня нет очереди на работу даже в самые передовые хозяйства? Для большинства молодежи самое сложное - рано вставать. Образ жизни в городе отличается от сельского.

Раньше в семье, в садике, в школе учили ценить труд селянина. Говорили: не доел кусочек хлеба – не выбрасывай! Он стоит человеческого труда, поэтому собери, подбери, пусть на корм пойдет, но ты не выбрасывай! Отношение к хлебу было другим. Сейчас такой идеологии нет. Сегодня пришел в магазин – на полках чего только нет! Человеку-горожанину трудно определить значимость труда, которым занимается сельский житель. Я не могу вам ответить, что отношение к селянину меняется. Если вы видите, что меняется, то слава богу.

"Раньше в семье, в садике, в школе учили ценить труд селянина. Говорили: не доел кусочек хлеба – не выбрасывай! Он стоит человеческого труда, поэтому собери, подбери, пусть на корм пойдет, но ты не выбрасывай! Отношение к хлебу было другим. Сейчас такой идеологии нет"

- Сложно ли сегодня быть чиновником? В понимании многих это слово ругательное. Что вы вкладываете в понятие «чиновник»? Каким, на ваш взгляд, должен быть современный госслужащий?

- Я очень ревностно отношусь к профессионализму, поэтому чиновник должен быть профессионалом. Он обязан знать сферу, которую курирует, изнутри и говорить с ее представителями на одном языке. Как и все руководители, должен любить людей. Не жалеть, а именно любить! Людей никогда нельзя жалеть, это только навредит.

Что касается моего отношения к слову «чиновник»... Это такой же человек, который ходит по такой же земле. И я понимаю людей, которые идут за окном здания правительства и думают: «Чем они там занимаются?» Многие говорят о необходимости сократить число госслужащих. Надо сокращать тогда, когда к ним перестанут ходить. Если вам не надо и вы не идете к чиновнику, это не означает, что к нему не идут за день десятки других людей. До тех пор, пока приходят, решают какие-то вопросы, должность нужна. Система государственности это предусматривает, других формул у нас нет. В любом государстве есть чиновник, который решает государственные вопросы. При этом людей на улице, которые задают такие вопросы, я тоже понимаю.

- Что цените в сотрудниках?

- В первую очередь, опять же профессионализм. И требую, чтобы они мне в рот не смотрели, а умели профессионально высказывать свое мнение. Если смотрят в рот - с таким сотрудником работать не буду. Всегда же чувствуется, когда тебе льстят, хотят подыграть, я этого терпеть не могу. По жизни люблю вокруг себя сильных людей.

"Если смотрят в рот - с таким сотрудником работать не буду. Всегда же чувствуется, когда тебе льстят, хотят подыграть, я этого терпеть не могу. По жизни люблю вокруг себя сильных людей"

- Если ваш сотрудник не просто скажет свое мнение, а сделает так, как сам считает нужным. При этом решение окажется ошибочным. Как поступите?

- Сделать неправильно не даст система. У нас же все проходит через правовые документы. И любые вопросы я проверяю с разных сторон. С моим участием или без меня проходит межрайонное совещание - обязательно позвоню людям и задам вопросы: как прошло, что недоделали, как вы видите решение того или иного вопроса.

- Вам ставят в упрек некоторые методы руководства, к примеру, что поддерживаете сильные хозяйства...

- Немножко вновь вспомню историю. В 90-е годы колхозы разваливались. У нас было 900 коров (это большое поголовье), со шлейфом – 2700. Плюс 6 тысяч голов на свинофермах. В советское время нам выделяли фонды на комбикорма: покупали 3,5 тысячи тонн ежегодно. Началась перестройка — и никаких фондов. Цена на рынке сразу подскочила. У нас тогда продуктивность составляла 5 тысяч кг на корову. И все молоко мы расходовали на уголь: социалка была на нашем балансе (кроме одной школы, на содержание которой деньги бюджет выделял). На котельную «КамАЗ» угля за сутки уходил.

Весной надо в поле ехать, а у меня – ни топлива, ни денег, ничего нет. Зерна – тоже нет. Если убрать свиней, как основного потребителя зерна, то куда людей деть? Со мной тогда главным инженером работал Вячеслав Николаевич Ягдаров, который сейчас возглавляет колхоз. Мы с ним из Яранского района привезли жернова (на лошадей обменяли), поставили к ним двигатель от Т-150, и пекли ржаной хлеб. На рынке рожь не ценится, но в обороте должна быть, поэтому мы ее производим. В рацион больше 20% класть нельзя: слабит. Мы из ржи и начали печь. Днем для людей, во вторую и третью смену – для свиноматок. У нас за счет ржаного хлеба плодовитость повысилась! Пошли на такой шаг от безысходности, выживать надо было, а вон как все обернулось.

Так что мы бывали в худших ситуациях, а не сломались. И я никогда не понимал отношение к выделению денег при Советской власти: чем хуже работает колхоз, тем больше денег ему дают. Не понимал такой экономики. Когда пришел на эту должность, изменил подход к выделению господдержки. Убыточным хозяйствам деньги из бюджета выделять перестали (тогда еще такой шум поднялся!) Принцип один: потей, работай – и получай.

- При этом рук не опускай?

- Без этого нельзя. Бывало, иду с производства: угля нет, корма нет, а руки нельзя опускать. Понятно, что проще сесть, напиться, голову опустить – но нельзя. Пусть я молодым был, но являлся руководителем. На меня народ смотрел, как на отца родного. Да, денег нет, ничего нет, но жизнь-то продолжается. Я был обязан создавать настроение, показывать будущее, заряжать. Всю жизнь вынужден был заряжать людей. Привык заряжать и заряжаю. Если сопли размазывать начну, народ тоже руки опустит. Энергией подзарядишь – и люди снова работают, как бы тяжело ни было.

"Всю жизнь вынужден был заряжать людей. Привык заряжать и заряжаю. Если сопли размазывать начну, народ тоже руки опустит. Энергией подзарядишь – и люди снова работают, как бы тяжело ни было"

- Как вам удается оставаться таким энергичным?

- За счет активного образа жизни. Люблю охоту. Много двигаюсь, на работу и с работу хожу пешком. Определенную роль играют и природные данные. Главное, что у меня очень хороший тыл. Говорят: «Повезло колхозу с председателем: колхоз живет и развивается». Так и аналогично: «Повезло мужу с женой: мужчина состоялся». У меня хорошая жена. Мудрая женщина, которая воспитала не только детей, но и меня. Может, в 30 лет я этого не осознавал. В 40, может, и понимал, но как скажу об этом: гордости слишком много. Когда за 50 – «Спасибо, милая, что вышла за меня замуж». Я видел, сколько хороших мужиков не состоялись, потерялись, потому что с женой не повезло.

Досье:

Котлячков Алексей Алексеевич — зам. председателя правительства - министр сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.

Дата и место рождения: 13 октября 1955 года в Фаленском районе.

Образование: высшее. Окончил факультет механизации сельского хозяйства Кировского сельскохозяйственного института в 1977 году (по специальности инженер-механик сельского хозяйства).

Карьера: 1977 - 1990 г.г. - зав. гаражом и главный инженер госплемзавода «Соколовка» Зуевского района Кировской области; август 1990 г. ноябрь 1996 г. - директор «Соколовки»; ноябрь 1996 г. - март 1997 г. - оператор ОАО «Лукойл – Кировнефтепродукт» Зуевской нефтебазы; апрель 1997 г. - март 2004 г. - глава Зуевского района; марте 2004 г. - назначен зам. председателя правительства; апрель 2004 г. - переведен на должность зам. председателя правительства области, председателя комитета сельского хозяйства и продовольствия; 17 декабря 2004 г. - зам. председателя правительства области, глава департамента сельского хозяйства и продовольствия (в связи с преобразованием комитета); 2009 г. - глава департамента сельского хозяйства и продовольствия; с 30.09.2010 г. - зам. председателя правительства, глава департамента сельского хозяйства и продовольствия; c 01.10.2015 г. - зам. председателя правительства, министр сельского хозяйства и продовольствия; с 07.2016 - 09.2017 г. и.о. председателя правительства, министра сельского хозяйства и продовольствия; с 09.2017 – н. вр. - зам. председателя правительства области, министр сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.

Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте