Участники круглого стола:
Константин Петропавловский, директор МУП «Горэлектросеть»
Дмитрий Трегубов, гендиректор кировского завода электромагнитов «Димал»
Олег Бударгин, директор ОАО «Россети»
Роман Лобанов, главный управляющий директор Кировских коммунальных систем
Дмитрий Сергеев, директор строитиельной компании «Маяковская»
Стимулы для эффективности
Константин Петропавловский:
- На первый взгляд заморозка тарифов естественных монополий – правильная мера, которая должна положительно отразиться на экономике. Однако говорить об этом надо очень аккуратно. В случае заморозки тарифов предприятия-монополисты, рискуя потерять свою выручку, будут вынуждены на размер инфляции снизить объемы работ, сократить производительность, что негативно скажется на экономическом росте в целом.
Как показывает мировая практика, в стране с экономическим ростом требуются определенные инфляционные процессы, их отсутствие является тормозом экономического развития.
Олег Бударгин:
- Но с другой стороны, «заморозка» тарифов создает дополнительные стимулы для повышения эффективности и развития электросетевого комплекса. Решение руководства страны позволит максимально сосредоточить усилия компании на повышении эффективности и сокращении издержек. Безусловно, мы уже видим, где и какие трудности нас ожидают. Но в условиях становления новой компании «Российские сети», такое решение задает исходные условия для развития, основанного на принципах повышения эффективности и качества работы, сокращения издержек и оптимизации производственных процессов. Это позволит нам сформировать новую вертикаль управления, новую программу надежности, новую программу развития электросетевого комплекса.
Роман Лобанов:
- Если замораживание произойдет только на услуги таких естественных монополий как РЖД, электроэнергетика и газ, то для нас это будет позитивным фактором, поскольку в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения составляющая этих монополий высока. Если замораживание тарифов коснется и тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения – то это отразится на работе нашей компании крайне негативно.
Начнем с того, что тариф на услуги Кировских КС зависит от многих составляющих: от инфляции, от цен на импортные химические реагенты, оборудование и запасные части, цен на услуги строительных, подрядных организаций. Если цены на эти составляющие вырастут, значит это должно быть учтено в тарифе.
Дмитрий Трегубов:
- Давно пора было «заморозить» тарифы! Но дело, как всегда за малым, за политической волей. Самое главное для нас, это тарифы на транспорт, которые напрямую связаны с тарифами на естественные монополии. Ясно, что транспорт — это энергия. Страна огромная, просторы большие. Товары производить в принципе на месте можно, но вывезти их невозможно, так как затраты на доставку слишком несоизмеримы. Если тарифы не заморозят, то мы вскоре станем просто неконкурентоспособны.
Олег Бударгин:
- Для нас и так главной задачей компании сегодня является не допустить снижения качества работы, повысить производительность труда и обеспечивать надежным электроснабжением потребителей. Год «нулевого тарифа» - это период для наведения порядка в электросетевом комплексе, устранения имеющихся недостатков. Убежден, что нам с такой задачей удастся справиться.
Наивысший приоритет среди финансируемых за счет тарифных источников проектов должны иметь программы, связанные непосредственно с надежным и качественным электроснабжением потребителей, направленные на формирование аварийно-восстановительного запаса, реконструкцию, техническое перевооружение и т. д.
У нас на Правлении уже рассматривались пути снижения операционных затрат в ОАО «Россети», в том числе, в части уменьшения расходов на аппараты управления дочерних обществ и их филиалов.
Константин Петропавловский:
- Заморозка тарифов – это популистский шаг, от которого, в первую очередь, выиграют энергоемкие промышленные предприятия. Но станут ли они сдерживать свои цены на производимую продукцию, получая ресурсы по замороженным тарифам?
Услуги в долг
Дмитрий Трегубов:
- Ровно 100 лет назад в США такой товарищ как Рокфеллер сделал добычу нефти во всей Америке невыгодным делом одним простым способом: скупил почти всю транспортную систему в преддверии первой мировой войны и поднял тарифы. В результате все остановилось. Однако американское правительство с ним так хорошо «поговорило», что 50% прибыли он стал отдавать на благотворительность, иначе его просто бы уничтожили.
Здесь абсолютно все то же самое. Если государство не примет соответствующих мер — не будет самого государства. Ни больше — ни меньше.
Дмитрий Сергеев:
- Что касается застройщиков, то для нас это незначительная мера поддержки, на самом деле. Почему? Потому что заморозка тарифов на естественные монополии отразится на стоимости строительных материалов, но никак не отразится на плате за технологическое присоединение. Так как инвестиционные программы утверждены на 5 лет как минимум, и плата там утверждена. Она не изменится.
Напомню, что стоимость этого всего оплачивает инвестор, который покупает квартиру в доме. То есть, он оплачивает тарифы естественных монополий и строительство инженерных сетей. Естественная монополия, являясь собственником этих сетей, включает эти деньги в амортизационные отчисления и включает их в тариф. То есть, фактически человек дважды платит «сетевикам».
Роман Лобанов:
- Я могу говорить только за себя. Помимо всего вышесказанного существует областное тарифное соглашение, которым предусматривается ежегодная индексация заработной платы рабочих. Мы обязаны его выполнить и повысить тарифную ставку рабочих в следующем году. Заработная плата у оперативного персонала нашей компании и так крайне низкая, повысить ее не позволяет ограничение роста действующих тарифов. Работа у слесарей, ремонтников, сварщиков в ККС тяжелая и непристижная, да еще зарплата низкая. Это приведет к тому, что скоро некому будет трубы в городе ремонтировать.
Не стоит забывать и о том, что финансирование систем водоснабжения и водоотведения по остаточному принципу в советский период истории нашей страны привели к тому, что в отрасли накопилось огромное количество проблем. В частности, в Кирове износ трубопроводов и оборудования составляет около 80%. Система ветшает, и, если этот процесс не остановить, если не заниматься перекладками, это приведет к коллапсу. Но для этого нужны средства. Единственный источник этих средств – тарифы.
Далее, сейчас законодатели ведут речь об ужесточении экологического законодательства, увеличении водного налога. Что прикажете делать с этим? Ведь налоги также должны быть заложены в тариф.
Константин Петропавловский:
- Присоединяюсь. С одной стороны, заморозка тарифов заставит МУП «Горэлектросеть» сократить объемы ремонтной кампании и капиталовложений в части реконструкции и модернизации действующих сетей, что может негативно сказаться на надежности электроснабжения потребителей города Кирова. С другой стороны, данная правительственная мера поставит в необходимость решение вопроса по ограничению издержек, оптимизации расходов и повышению эффективности, а также может послужить стимулом для проведения реформ и работы с внутренними резервами предприятия.
Роман Лобанов:
- ...И еще очень важный момент – это неуклонно растущая задолженность управляющих компаний за уже оказанные услуги. На август месяц этого года общий долг управляющих компаний и ТСЖ г. Кирова приближается к отметке в 200 миллионов рублей с глубиной задолженности в 6 месяцев. Это означает, что мы сегодня против нашей воли вынуждены кредитовать управляющие компании и оказывать услуги в долг! И эта проблема не решается.
Дмитрий Трегубов:
- Я не удивлен. Естественные монополии ничего другого и не могли сказать, потому что на все, что у них производится, «накручено». Кто у нас самые богатые? Естественные монополии или те, кто к ним имеет хоть какое-то отношение. Самый лучший способ всех ограбить — встать «на входе» или «на выходе». Особенно в нашем холодном климате. Только коррупция мешает получению прибылей и дальнейшему развитию сетей, но никак не низкие тарифы. Сети вообще, считаю, нельзя было приватизировать либо приватизировать под очень жестким контролем, как на Западе.
Дмитрий Сергеев:
- Но, согласитесь, в целом для российской экономики «заморозка» тарифов будет благом. Основным локомотивом роста цен является инфляция, которая зачастую обусловлена ростом тарифов естественных монополий. Инфляция, конечно совсем «нулевой» не станет, но рост ее значительно замедлится. Возможно, до двухкратного размера. То есть, если было 6-7%, то опустится до уровня 3-4%. Для экономики это в целом, я уверен, станет положительным моментом.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru