Zdвиг. И немного нервно
Это был уже четвертый фестиваль современного танца и перформанса. И каждая нынешняя постановка, казалось, была на грани: эмоции зашкаливали, движения будто жили отдельно от человека, свет стал одним из главных участников представлений.
Первой была «Гроза». Компания «Диалог данс» из Костромы (дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль современного танца») показала танец почти сумасшедших и трагических эмоций. Если это действо просто описать словами, то это будет выглядеть так: четыре сначала одетых, а потом обнаженных танцора долго мечутся и извиваются на сцене, причем их гибкость поражает. Если же заглянуть внутрь «Грозы» (той самой, которую когда-то писал Островский), и в душу Катерины (которую теперь анализируют с помощью танца), то выплеснется все: боль, страх, любовь. Самому зрителю ничего не стоит сойти с ума, глядя на эти движения, поразительно точные световые акценты, услышав эти звуки. Давление этих эффектов таково, что хочется, чтобы все скорей прекратилось.
Московский спектакль по известной пьесе Жана Кокто «Человеческий голос» предстал в виде безумно экспрессивной и тоже очень нервной исповеди брошенной женщины (литературное произведение, напомним, - это монолог героини со своим возлюбленным, голоса которого нет, по телефону). Сначала актриса изгибалась от страданий в каркасе большой юбки, потом она раскидала по сцене письма и белые шарики, дальше приготовила яичницу и тут же выкинула ее и закончилось все, как и в пьесе — признанием в любви.... в пустоту.
Аншлаг случился на третий день «Zdвига». Театр-студия современной хореографии из Москвы (спектакль «Едоки») тоже обратился к вечному - искусству знаменитого Ван Гога. «Художником двигала любовь, - сказал о спектакле его продюсер Игорь Шегай. - Любовь ко всему живому, настоящему, любовь к своим моделям, любовь к жизни. Наш спектакль – о поиске и выборе пути. Путь бывает долог, но у каждого своя Голгофа. Одно событие сменяет другое, день сменяет ночь, а горе – счастье. Мы попытались быть искренними, поэтому и разными». От того, что сюжет оказался неожиданным, зрительный зал, казалось, онемел. С помощью простых досок, табуретов и завядших подсолнухов танцоры точно и очень танцевально передают мир художника. Спектакль в этом году получил театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль современного танца 2012 года».
Завершил фестиваль наш бессменный лидер в современной хореографии — коллектив «Миграция». Аннотация к премьере спектакля «Гептагон» (семиугольник) очень короткая: «У вас никогда не было ощущения, что за вами наблюдают? Что вы - часть какого-то глобального эксперимента?». Главная героиня здесь — кукла, которой управляют шесть мужчин. Она никак не может от них избавиться. Главный вопрос спектакля остается открытым. Zdвиг же на этом закрыл свои двери, добавив в очередной раз каплю экспериментальной философии в нашу предсказуемую обыденность.
Елена Окатьева