Российские туристы впервые за все время существования нашего туристического рынка отдают предпочтение отечественным направлениям: Египет и Турция не досчитались трети россиян.

Ждем у моря погоды

14.06.2015 12:33:00 1586 0

Почти наполовину снизился поток туристов из России в начале текущего года. 

Виной тому скакнувший доллар и обычный человеческий страх. С русским «авось» за границей не проживешь. В связи с этим часть турфирм закрылась, часть – все еще судится, а некоторые, как говорится, «ждут у моря погоды».
 
В дремучий Крым
Поток туристов из России в первом квартале текущего года снизился на 40%, или на 1,3 млн поездок, - с 3,2 млн до 1,9 млн (по сравнению с 2014 годом соответственно). Такие данные на прошлой неделе озвучил Ростуризм со ссылкой на Росстат. Самые популярные у нас страны: Испания, Италия и Греция  - потеряли 41, 31 и 29% российского турпотока соответственно. Даже одно из самых бюджетных направлений – Турция – недосчиталась трети российских туристов. Бессменная альтернатива Турции – Египет – тоже потерял треть россиян. Из этого следует одно: игры российского правительства с долларом и евро пугают людей больше, чем обанкротившиеся в прошлом году туроператоры.
 
Среди бюджетных направлений меньше всего пострадал Кипр - количество туристов туда уменьшилось на 10%, а также Черногория и Хорватия (-8% и -3% соответственно). Австрия, Германия, Франция и Чехия потеряли от 50 до 30% наших туристов.
Рад этому, в первую очередь, руководитель Ростуризма Олег Сафонов. По его мнению, теперь надо приложить все усилия для того, чтобы люди больше путешествовали по своей стране. Так, уже в прошлом году в турпоездки по России отправились более 41 млн человек, что на 30% больше по сравнению с 2013 годом.
 
По словам директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, спрос на внутренний туризм увеличился уже сейчас на 25-30%, и такие данные можно считать беспрецедентными. Дело в том, что впервые за 20 лет существования туристического рынка в России отдых внутри страны оказался дешевле заграничного: по данным Ассоциации, в среднем ценовом сегменте недельный отпуск на российском побережье будет стоить на 5-10% меньше. Отчасти подтверждают это и опросы ВЦИОМ: в этом году число россиян, собирающихся отдохнуть за рубежом, упало до 27%. При этом ровно столько же участников исследования планируют провести свой отпуск в Крыму.
 
– Конечно, сейчас покупается очень мало путевок за рубеж, - рассказывает Елена Кривошеина, директор турфирмы «За горизонтом». – Если в прошлом году это соотношение в моей компании было 30% на 70% в пользу заграницы, то сейчас все с точностью до наоборот. Дело в долларе и в том, что многим запретили выезд из страны. Играет роль и психология – все-таки у нас рубли, а там – валюта. А вдруг сегодня купишь путевку, завтра поедешь, а доллар опять скакнет? Но на самом деле поездка на российское море не дешевле. Возьмем, к примеру, средний четырехзвездочный отель в Турции и неплохой пансионат на черноморском побережье. Первый тур обойдется вам примерно в 70 тыс. рублей, второй – в 50, но без дороги. А доехать на русский юг вдвоем, как вы знаете – удовольствие не из дешевых.
 
Кроме того, всем известно, что сервис у нас, мягко говоря, слабый. По наблюдениям многих экспертов нашего рынка, сама туристическая зона у нас не очень велика: пляжная полоса очень узкая и маленькая, пляжи каменистые, входы в море сложные, не везде чисто. А с учетом того, что в этом году там будут лежать человек на человеке, картина вырисовывается не самая радужная. И как бы ни говорили власти, что сервис на русском юге улучшается, обогнать Турцию и Египет с их ставшей нормой системой «все включено», огромными оборудованными пляжами и прозрачным морем у нас пока еще не получается.
 
– А что вы хотите, если сам Медведев назвал отдых в Крыму дремучим, - говорит Александр Торопов, директор компании «Интур-сервис». – Какая реклама может быть еще хуже? В нашей среде уже ходят анекдоты: «Не хотите в Крым на шесть суток? – А это сколько звезд? – Это не отель, это дни – 6 дней на Керченской переправе и только в одну сторону». Поэтому количество клиентов сократилось у нас примерно наполовину: и на отечественные направления тоже. Если даже хлеба у людей нет, то отдыхать они точно не поедут.
 
Доллар, не прыгай
В прошлом году, напомним, туристический рынок настигла другая беда – один за одним банкротились туроператоры, что сказалось и на Кирове. Так, несколько фирм не смогли отправить туристов в оплаченные туры. Из них «Тибет» и «Альбатрос» чаще других были у всех на слуху. Они, к слову, до сих пор не работают, а их клиенты ждут денег.
 
– В настоящее время в отношении руководителя фирмы «Альбатрос» в ОБЭПе лежит около 20 заявлений, - рассказывает Ян Чеботарев, юрист, занимавшийся вопросами клиентов этих фирм. – Есть информация, что по ним будут возбуждены дела, но пока их нет. В отношении фирмы «Тибет» никаких мероприятий не проводилось за исключением того, что было установлено – деньги потрачены не в пустую, а на развитие самого предприятия. Есть много решений судов о взыскании, но исполнить их будет крайне тяжело, потому что сегодня фирма существует лишь на бумаге. Единственный шанс у граждан получить что-то – инициировать процедуру банкротства и привлечь руководство компании к субсидиарной ответственности. Но люди не готовы тратить деньги на подобные процедуры: им пришлось бы платить порядка 30 тыс. в месяц за ведение этого дела. Если учесть, что средняя цена проданных путевок не превышала 25 тысяч рублей, они вряд ли на это пойдут.
 
Сегодня по-прежнему по городу висят призывные таблички с, казалось бы, дешевыми ценами. На самом деле за ними скрывается просто меньший объем услуг. Кто-то пытается скрыть свои неважные дела, но плохо всем – путевки в среднем подорожали почти наполовину, а поток туристов сократился в два раза. Часть турфирм переезжает в меньший офис, сокращает штат, другие – сразу к себе домой. Однако федеральные эксперты утверждают, что туристический рынок постепенно приходит в норму. Согласна с ними отчасти Елена Кривошеина. По ее словам уже сейчас люди несколько привыкли к курсу доллара. «Было бы хорошо, если бы он не прыгал, - говорит она. – Пусть будет высоким, но стабильным, тогда люди будут меньше бояться».
– Пока мы не будем жить в нормальном мире со всеми, пока цены на нефть не будут на приличном уровне, пока мы не перестанем быть сырьевым придатком, этого не случится, - утверждает Торопов. – На нашем рынке сегодня плохо всем, кто бы что ни говорил. Кто-то закрылся, а кто-то еще просто ждет у моря погоды.
 
По мнению же Яна Чеботарева, туристический рынок уже адаптировался к кризисным условиям: все слабые, не подготовленные к выживанию в условиях стагнации предприниматели отсеялись. «Рынок стабилизировался, - говорит он, - Хотя доходность туристического бизнеса резко сократилась по сравнению с уровнем прошлого года».
 
Все в итоге говорят об одном разными словами – туристический бизнес не живет, а выживает. Однако эксперты утверждают, что этот рынок в России обладает уникальной способностью к восстановлению объемов и если взять в качестве примера кризисный 2008 год, то через два года – в 2010 году объемные показатели рынка превысили докризисные. Такого нет нигде в мире. Видимо, мы так долго сидели взаперти, что теперь жажду приключений в нас ничем не убить. Остается надеяться, что и этот кризис она преодолеет.
 
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте