Екатерина Белорусова: «У нас в городе многие любят запускать свое производство» – материалы газеты

Екатерина Белорусова: «У нас в городе многие любят запускать свое производство» – материалы газеты

Елизавета Захарова 17.10.2021 17:00:00 2306 0

Представить, что в области, где установлены «северные выплаты», десятилетия существует нежный бизнес по выращиванию роз и тюльпанов, – сложно. Однако он существует. «Мир цветов» – сеть флористических салонов, которая зародилась с попытки одной семьи вырастить в Кировской области краснодарскую розу. О том, как селекционные эксперименты переросли в цветущий бизнес с 12 салонами флористики и взращиванием продукции в собственных теплицах, готов ли кировский потребитель платить за сервис – «Бизнес новостям» рассказала заместитель директора сети «Мир цветов» Екатерина Белорусова.

БН: Екатерина, «Мир цветов» – семейный бизнес. Все начиналось с продажи цветов на рынке?

– Основателями нашего семейного бизнеса были дедушка с бабушкой. В 70-е они привезли из Краснодарского края первые саженцы роз. Наш регион все равно относится к северной части страны, и, если помнить, что раньше зимы были холоднее, то с первыми саженцами они экспериментировали: выживет или нет? Опыт удался, и наша семья стала выращивать розы. Сначала только для себя. Дедушка был селекционером – выводил новые виды и распространял продукцию только через знакомых. Потом общее дело подхватил отец. Он с мамой продавал цветы на центральном рынке. Так розы принесли нам первые заработки.

БН: Сколько тогда у вас было теплиц, грядок?

– Всего одна теплица на две небольшие грядки. Это был не маленький парник, а полноценная крупная для того времени теплица, в которую мы постоянно вкладывались. Потом взялись за стройку одной теплицы с 8-10 грядками. Мой папа по образованию строитель, поэтому он постоянно работал над ее усовершенствованием. Понятно, что зимой никакой продукции не было – мы только поддерживали температурный режим, чтобы саженцы не погибли. Да и о прибыли тогда речи не было.

БН: Сейчас вы стали одной из крупных сетей флористических магазинов города...

– Да, у нас двенадцать точек по городу Кирову. Планируем в этом году открыть тринадцатый магазин, нацеленный на VIP-обслуживание, VIP-подачу продукции. Кстати, «13» – наше счастливое число: мы живем в доме № 13, папа и брат уходили в армию 13-го числа. Это число вызывает у нашей семьи радостные эмоции.

Сейчас у нас две крупные функционирующие теплицы, в которых выращиваем розы до осени и весной тюльпаны. Благодаря специальной голландской технологии бутоны наших тюльпанов получаются намного крупнее, зелень хрустит – видно, что цветок только что срезан. Наши тюльпаны продолжают расти даже срезанные в вазе! Я однажды экспериментировала: ставила в воду цветы высотой 50 сантиметров и они вырастали до 75-80 сантиметров.

БН: Какие волшебные технологии вы используете, что срезанный цветок у вас не увядает, а растет?

– Это наши семейные секреты. Мы их не выдаем.

БН: С одной стороны, имея семейный бизнес, знаешь, что тебе всегда есть где работать. Но, с другой, – это то самое детище, на «воспитание» которого могут не сойтись взгляды у разных руководителей. Есть ли у вас столкновения мнений и как вы решаете задачи семейного бизнеса?

– Как таковых столкновений мнений у нас нет. Действует негласное разделение обязанностей: с моей стороны – современный взгляд на тенденции мира бизнеса и флористики, со стороны папы – значительный опыт как в роли руководителя, так и в роли опытного строителя. 


Мы стараемся прислушаться друг к другу и найти какую-то золотую середину. Все нацелены на продолжение семейного дела. 



У основателя – моего папы – есть восьмилетний внук. Мы и его приучаем к нашему бизнесу. Он уже знает какой-то ассортимент, что-то понимает, в чем-то разбирается. Иногда даже «включает директора» и подсказывает что-то девочкам.

БН: Какой процент импортной и собственной продукции представлен в ваших магазинах?

– Основу ассортимента составляет, конечно, импортная продукция. Во-первых, российский рынок и тем более наши объемы производства не дают возможности полного замещения продукции. Во-вторых, из-за погодных условий невозможно постоянно поддерживать ликвидное качество товаров. Нюансов может быть много. Не скажу, что выращивание своего цветка приносит какую-то прибыль. По большому счету это – отдушина. Хочется продолжать заниматься этим, потому что это дело дедушки и папы.

БН: Получается, что вы выращиваете свои цветы в большей степени для имиджа?

– И это тоже! У нас в городе многие любят делать что-то свое, запускать собственное производство – молочный комбинат, фермы и т.д.

БН: Как вы реализуете собственную продукцию: через свою сеть или другие магазины?

– Объемы производства пока не позволяют отдавать цветы на закупку другим сетям, поэтому реализуем своими силами. Это тоже имиджевая история: в наших сетях вы можете купить цветы местного производителя.

БН: Как собственное производство цветов сказывается на ценообразовании букета?

– Разумеется, издержки собственного производства немаленькие. Содержать одну, две теплицы или тепличный комбинат – достаточно затратно. У нас нет никакой наценки на собственную продукцию. Ценообразование идет из расчета производственных издержек и минимальной стоимости розницы. На местную продукцию у нас цены достаточно низкие: роза от 30 рублей, самая дорогая – полутораметровая – 80-90 рублей. Отпускать собственную продукцию по себестоимости – снова про имидж, а не про прибыль.

БН: Одна из самых распространенных издержек цветочного бизнеса – это выб-рос неликвидного товара. Что сложнее или дороже обходится: выкинуть цветы собственного производства или дорогостоящий импортный товар?


«Я думаю, что мы уже пережили этот период, когда нам было больно что-либо выбрасывать вне зависимости от того, своя продукция или импортная»


– В любом случае, компания несет затраты – что при закупке импортного цветка, что при производстве собственного. Необходимо просто принять ситуацию.
Разумеется, бывает, что продукция остается, но мы стараемся, чтобы вся она ушла покупателю. Если цветок некачественный, мы его утилизируем или оставляем себе в качестве украшений для теплиц. Каждый раз планируем, какой срез должен быть, на какой день, чтобы не было перетарки.
Если в период максимального цветения взращиваются качественные цветы, то устраиваем акции, участвуем в благотворительных мероприятиях, где дарим нашу продукцию.

БН: Рынок продажи цветов напрямую зависит от уровня жизни населения. За последние два года изменился ли спрос и поведение покупателя в магазине?

– Сейчас, после пандемии, покупатели разделились на две группы: платежеспособные, которым доступен букет в любое время и по любому поводу, и экономные, которые покупают цветы только по необходимости. Например, каждый человек принесет на похороны хотя бы один цветочек.

После пандемии покупатель только-только возвращается к прежним запросам. Потребность в цветке есть, но в меньших объемах, чем была раньше.

БН: Теперь вы работаете не только в розницу, но и в корпоративном сегменте – оформляете мероприятия. Почему открыли второе направление?

– Хочется развиваться не только в розничной сети, но в других направлениях, например, показать людям настоящий сервис. В 2021 году сервис – одно из важнейших составляющих в мире предоставления услуг.

БН: Готов ли Киров к такому необычному и изысканному оформлению мероприятий живыми цветами? Мне кажется, мы лишь недавно ушли от гигантских арок из шаров.

– Киров готов морально, но не финансово. Заказчикам по-прежнему хочется сделать объемную арку с живыми цветами, но на бюджет арки из шаров. Сюда, наверное, подойдет фраза «хочется дорого-богато, но за маленькую сумму». 


Это основная проблема в Кирове. Необходимо донести до покупателя, в чем разница между условным оформлением шарами и живыми цветами и за что он будет платить деньги.


БН: Хотите сказать, что не все понимают, что за сервис надо платить? Клиент приходит и просит обслужить его как королевскую персону, но за малые деньги?

– Да, как раз сейчас и нужно делать акцент на сервис. И не только в нашем направлении, но и во многих других направлениях города. Иногда приходишь в местные заведения и понимаешь, что мало кто уделяет внимание на то, чтобы обучить свой персонал и задать планку немного выше, чем она может быть.

БН: Насколько цветочный рынок в Кирове конкурентоспособный?

– Конкуренция была, есть и будет в любом направлении, и наше не исключение. В Кирове пока еще здоровая конкуренция, но приближается к перенасыщению. Мое отношение к конкуренции: у каждого свои покупатели. Каждый выбирает свой любимый салон, качество товара и обслуживание, цены – то, что ему комфортнее, ближе и по душе.

БН: Сейчас в России, и в Кирове в частности, зарождается культура преподношения цветов «просто так». С вашей профессиональной точки зрения, меняется ли подход клиентов к букетодарению? Почему это происходит именно сейчас?

– Разумеется, отношение меняется. Это больше зависит от воспитания современных детей. Когда они смотрят на своих родителей и видят, как папа приносит маме цветы без повода, чтобы порадовать. В один из наших салонов каждую неделю приходил мальчик второго-третьего класса. Каждый раз покупал цветочек – маме. Однажды мы с ним разговорились, он сказал, что просто хочет сделать маме приятное! Это показывает отношение и воспитание его родителей. Сюрпризы нужны без повода, они намного приятнее и памятнее.
Например, я люблю, чтобы каждую неделю у меня на столе стояли цветы. Многие спрашивают: как мне, человеку, который с цветами 24/7, они не надоели? Но подаренные цветы – это совершенно другие эмоции.

БН: Вы 25 лет в цветочном бизнесе, вам не приелись цветы?

– Мне? Нет!

БН: Как вам за это время не надоело ваше детище и что делать, если это всё же произошло?

– В прошлом году у меня произошло выгорание – обнуление. Но работу стараюсь воспринимать как хобби, возможно, поэтому у меня нет какого-то «приедания». Отношусь с легкостью: есть куда стремиться и развиваться. Зачастую именно мы, флорис-ты, диктуем какие-то условия флористики, создаем новые веяния, направления. У нас нет стандартов, мы постоянно куда-то двигаемся. Для меня цветочный бизнес – динамичный!

БН: Если говорить о планах, то через три года каким вам видится будущее вашего бизнеса?

– У нас в планах – расширяться. В Кирове еще есть микрорайоны, где нас нет и где нас ждут. Планируем, чтобы наша продукция была доступная в каждом микрорайоне города. Дальше – охватить районы Кировской области.

БН: Какие главные проблемы рынка?

– Говорить о проблемах сложно. Хочется, чтобы, несмотря на трудные условия, увеличивался покупательский спрос. Чтобы клиенты понимали, что значит современный европейский букет и что огромные букеты с «розочками в юбочках» должны остаться в девяностых.
Еще хочется, чтоб наше правительство обратило внимание на местных товаропроизводителей, чтобы мы могли получить поддержку государства. В большей степени это касается вопроса налогообложения. К примеру, ввести льготы на налогообложение собственной продукции, выращенной на территории региона. Мы хотим понимать, что не просто существуем, а нужны региону, и правительство в нас заинтересовано.

Беседовала Елизавета Захарова.


VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте