Международную торговлю не остановить — Наталья Владимирова
Наталья, от кого сегодня вам поступает больше всего запросов?
– От компаний, связанных с производством оборудования. Кто бы что ни говорил, в текущих реалиях международную торговлю не остановить, просто логистика поменялась. Если раньше мы много оборудования покупали в том же Китае или везли из Европы, сейчас переориентировались на поставки с Турции, часть идет из Индии. Хотя и Китай в объемах не уменьшился, даже вырос. Соответственно, от предприятий, которые занимаются оснащением и переоснащением своих производств, сегодня больше всего запросов.
Чем приходится чаще всего заниматься?
– Странно прозвучит, но чаще всего – ликбезом. 13-пакет санкций, китайские банки останавливают платежи, начались вопросы по Киргизии. Про Арабские Эмираты слышали? Там тоже банки начинают вводить ограничения, в том числе в отношении русских паспортов. Поэтому основной вопрос, который нам задают, что делать в таких конкретных ситуациях.
Россия в непростой ситуации, но ищет варианты выхода. А что чувствуете со стороны партнеров «той» стороны? У них «и хочется, и колется» – политика, санкции...
– Ощущение двоякое. Если, к примеру, говорить про Турцию (проходила там стажировку по президентской программе), представители бизнеса заявляют о большом желании работать с российскими компаниями, потому что у них есть много интересного для России и наоборот. А в реальности что получаем? Элементарно не можем оплатить товар. Пока платежи встали на паузу, хотя с Турцией мы вроде задружились. Приходится прибегать к помощи других дружественных стран. Были в Киргизии – аналогично. Бизнес говорит, что хотим и будем работать с Россией. С банками разговариваешь – нельзя, хотя на какие-то моменты глаза все-таки закрывают и продолжают сотрудничать. То есть бизнес по факту работать хочет, но не может.
С предпринимателями из недружественных стран общаетесь? Что говорят они?
– Сейчас по бизнесу больше не общаюсь, чем общаюсь. Там даже часто письма из России не читают. Но разговаривали недавно с одним партнером из Лондона. Говорит, что русские в любом случае придут. Просто нужно привыкнуть к тому, что партнер из России придет с другим паспортом, условно, сербским, но он придет. Он добавил: что бы ни происходило там «наверху», эти отношения необходимо выстраиваться и они будут выстраиваться.
Буквально на днях прилетела из Москвы, с самолета со мной вышли предприниматели из Италии. О чем это говорит? О том, что международную торговлю и отношения между бизнесом не остановить.
Что думаете о возможных альтернативных конструкциях для расчетов? До 2022 года мы имели достаточно сложившуюся систему мировой торговли, доминирование доллара, SWIFT, устоявшиеся логистические маршруты. В 2022 году всё изменилось кардинально, при этом альтернативные варианты регулярно обсуждают в рамках стран БРИКС, ЕАЭС. Вы как эксперт-практик видите в этом практический смысл? Мы сейчас не про политику, потому что действия со стороны России ответные.
– Смысл, конечно вижу, необходимо искать альтернативные варианты. И смотреть на шаг вперед. Уверена, что все равно их придумаем, только желательно побыстрее. Я в принципе живу на больших скоростях, и хочется, чтобы всё быстрее адаптировалось для применения на практике. Если нам правительство предлагает использовать цифровые валюты, то давайте тогда быстрее наше действующее валютное законодательство приведем в соответствие с нашими желаниями. Часто сначала создаем инструмент, а потом думаем, как его применять с точки зрения законодательства.
Вы сейчас про цифровой рубль?
– Я про все варианты. К примеру, в новостях проходит информация о том, что Росбанк, Сбербанк начинают использовать криптовалюту, проводить какие-то платежи, еще что-то. Но как бы я ни пыталась получить больше информации (а контактов у меня очень много и общаюсь с огромным количеством людей) – ее полной нет. Вы дайте эти рабочие инструменты для всех. Их хотят получить все участники, они им очень нужны.
Что хотелось бы поменять в отношении со стороны предпринимателей?
– Их подход к соблюдению законодательства. Мы уходим от 90-х, когда приходили с фразой «давай договоримся». Многим, допустим, известна схема карго поставок («серая» доставка товаров в обход законного таможенного оформления на границе, – ред.). Понимаю, что за раз от них не отказаться, это наша сегодняшняя реальность, но мне бы хотелось, чтобы предприниматели от подобных схем уходили. Правительство делает всё для обеления бизнеса. Платить налоги – это нормально. Сложно поменять мышление, но к этому надо прийти.
Во внешнеэкономических отношениях многое зависит и от цивилизационных, культурных особенностей, сегодня этот фактор нельзя не учитывать. Ближний Восток – своя история, Арабские страны – своя. Когда мы после закрытия Европы бросились в Китай, многим казалось, что сейчас быстро откроем друг другу объятия. Быстро поняли, что у китайцев свои приоритеты и интересы. Вы на какие-то подобные моменты обратили внимание?
– Действительно, пока вижу, что многие вроде с нами дружат, но дистанцию соблюдают. Возьмем для примера Арабские Эмираты. С тобой обсудят все вопросы, всё разъяснят, сопроводят, если речь идет про регистрацию компании. Однако как только ты приходишь для регистрации бизнеса в банк, на тебя смотрят по-другому. Или сидишь, условно, в очереди с босоногим индусом, чтобы положить на счет лишние тысячу дирхам. Индусу открывают счет, а тебе нет. И так во многих странах. Приезжаешь в Киргизию, начинаешь обсуждать дела... Да, они понимают, что могут попасть под американские санкции, но в то же время многие закрывают на это глаза и помогают. Где-то повезет, гдето нет. Так что нужно идти и разговаривать.
А с Китаем сейчас что по платежам?
– Мы как раз сейчас этот момент прорабатываем и изучаем. Основные банки Китая начали блокировать платежи. Мы составили и опубликовали у себя в тг-канале список российских банков, с которыми китайцы не хотят работать. В нем ничего удивительного, большая часть – санкционных. Всё пока на стадии проработки, и сказать, что – да, всё заблокируют и с нами больше дружить не будут, сейчас точно рано. Если теоретически это и произойдет, цепочки усложнятся, издержки повысятся, но, уверена, расчеты продолжатся.
Вернемся к разговору с моим лондонским партнером. Он сказал, что многие русские сейчас пытаются найти единственную волшебную таблетку для решения всех их проблем. Такого не существует. Партнер говорит о необходимости искать максимальное количество таких таблеток. Пусть из десяти восемь не сработают, но остальные две вытянут. Поэтому сейчас бежать в Китай и работать только с ним – точно не вариант. Соответственно, разговариваем и работаем с Китаем, параллельно ищем, прорабатываем и занимаемся другими логистическими направлениями.
Какие еще тренды сегодня наблюдаете в системе мировой торговли?
– Основной – все сами себя обманывают. Официально зарубежные компании говорят, что с Россией не работают, но на практике они с Россией работают. Америка заявляет, что не работает с Китаем, но Китай продолжает поставки в Америку через Мексику. На одном уровне говорят одно, в кулуарах совершенно другое. Мне кажется, этот тренд в ближайшие лет 10 сохранится, потому что Америка полностью от китайских товаров не откажется. Самообман будет продолжаться, а Россия всё равно продолжит искать пути и будет их находить – каким образом торговать с остальным миром.
Вы изнутри знаете работу зарубежных таможенных органов. Как на этом фоне выглядит Россия?
– Очень даже неплохо. Речь не только про таможню, а в целом про работу различных госорганов: в России всё работает быстро. Те же «Госуслуги», развитие электронного документооборота, оперативность предоставления информации, механизмы для общения с госорганами... Всё удобно для пользования. Мы очень много общаемся с представителями разных стран, поэтому можем сравнить и дать такую оценку.
Систему SWIFT для России отключили, а мы живем и продолжаем работать. Международные пластиковые расчеты закрыли, а мы все равно ездим по миру. Как думаете, с сегодняшними проблемами справимся?
– Думаю да. Дайте время, русский человек и не с такими вызовами справится.