Верность традициям и авторский почерк: почему дымковская игрушка – особенный промысел?

Верность традициям и авторский почерк: почему дымковская игрушка – особенный промысел?

24.01.2022 14:43:25 3057 0
В эфире программы «Ума палата» на радио «Киров Град» (региональный партнер «Эха Москвы»16+) с ведущим Владимиром Сизовым обсудили секреты успеха самого узнаваемого вятского промысла.
О своем творческом пути и наблюдениях за промыслом рассказала мастерица с 40-летним стажем, член Союза художников России Лариса Ушакова. Её творчество знакомо не только кировчанам, но и жителям столицы, где недавно проходила персональная выставка мастерицы. С творческими мастер-классами Лариса Геннадьевна посещает и другие российские города.
 
«Не везде знают [дымковскую игрушку], я езжу чтобы узнали. Не столько меня, сколько промысел. Всегда говорю, что славлю не себя, а свой промысел и землю Вятскую», – делится мастерица.
 
За более чем 400-летнюю историю существования дымковская игрушка переживала разные времена. Сложней всего было в 90-е, – вспоминает Лариса Ушакова. Спрос на яркие глиняные фигурки упал, мастерицы практически не получали зарплату. Несмотря на это Лариса Геннадьевна никогда не хотела бросить любимое дело. Но и сам промысел за долгие годы существования не утратил своей ценности и до сих пор пользуется популярностью, притом что другие промыслы глиняной игрушки в России навсегда исчезли.
 
«Каждая мастерица имеет свое лицо в игрушке, а темы какие разные... И каждый раз, когда мы видим ее в музеях, освещенную дополнительным светом, это праздник, невозможно устоять. Мало того, что она яркая в цветосочетании, мастерицы еще придумали ставить кусочки сусального золота, что добавляет яркости, эмоционального взрыва. Я вижу как люди реагируют, с какими эмоциями они уходят, как они говорят «спасибо» мастерам. Еще говорили, что с черной душой такую красоту невозможно делать, и, видимо, игрушка это передает», – рассказывает Лариса Ушакова.

DSC04170.jpg
 
Сейчас, по словам мастерицы, у игрушки тоже нелегкие времена. Выставок становится меньше, в большинстве они платные. Но отдельные коллекционные экземпляры игрушки ценятся, их стоимость может достигать десятков тысяч рублей. Чтобы добиться такого успеха нужны долгие годы работы, считают мастера промысла.
 
«Для того, чтобы стать мастерицей, узнаваемой мастерицей, нужно 5 лет как минимум. Потом ищешь себя, свое лицо, – это долгие годы. Нужно прожить, может быть, даже всю жизнь, когда ты становишься известной, когда о тебе говорят, что ты «национальное достояние». У нас принято, когда человек уходит, возрастают цены на его творчество, номинация денежная совершенно другая идет».

За годы существования игрушка сохранила свой фирменный стиль, но при этом современные экземпляры отличаются от старинных. Выросло число сюжетов, цветовая гамма стала разнообразней, увеличилась детализация.
 
«Если мы возьмем в руки старую игрушку и современную, мы увидим разницу, насколько просто и лаконично расписывалась старая игрушка и насколько богато сейчас расписывается современная. Я имею ввиду крупные работы.
Возможно, в те времена, когда мы выживали, когда плохо продавалась игрушка, мы старались для покупателя, и может быть, мы не сделали лучше для игрушки, но мы ее «уписывали», чтоб она была очень красивой, чтоб покупатель не мог отказаться и купил ее», – отмечает мастерица.
 
Как рассказала Лариса Геннадьевна, дымковскую игрушку нередко копируют и отличить подделку от оригинала бывает достаточно сложно. Эксперты промысла советуют обращать внимание на материал, из которого выполнена фигурка, это должна быть красная глина. Также авторские работы мастерицы подписывают своим именем. Это касается больших игрушек, уточнила Лариса Ушакова. 
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте