Василий Щиенко: «Дайте нам дешевые кредиты, и мы поднимем экономику страны» – интервью номера

Василий Щиенко: «Дайте нам дешевые кредиты, и мы поднимем экономику страны» – интервью номера

Руслан Марьин 18.09.2022 21:36:37 1281 0
Как выживает и развивается производство в период санкционного давления? Каким образом бизнес перестраивает логистику и с какими основными проблемами сталкивается? Какая помощь предпринимателям прежде всего нужна от государства? Почему не хватает специалистов и как решить проблему кадрового голода? Об этом и многом другом «Бизнес новостям» рассказал основатель и генеральный директор компании по производству лодок ПВХ «Big Boat LTD» Василий Щиенко.

Польша как ворота в Европу

— Василий, как возникла идея производить лодки и как вы ее воплощали в реальность?

— Поворотным моментом для меня стал 2016 год. До этого занимался разными видами бизнесов, в основном связанными с оказанием услуг. Но всегда была мысль о создании собственного производства, потому что ты делаешь продукт для людей, помогаешь им. К тому же я думал: если будет производство, ты всегда будешь на плаву. Общее представление, как все будет выглядеть, было.

Возникла идея начать с производства комплектующих для машин. Позвонил товарищу, серьезному предпринимателю, посоветоваться. Он занимается катерами. Предложил мне заняться надувными лодками. В то время я понятия не имел, как это делать, но подумал: а почему бы и нет? Всегда полагаюсь на советы опытных людей из своего окружения. К тому же узкая направленность – что может быть лучше?

Подошел к вопросу серьезно. Два года занимался аналитикой – продавал лодки, точнее, перепродавал. Заключил соглашение с одной компанией. Разработал бренд, название, сайт (над ним работали три программиста). Заказал в Москве логотип, который клеили на лодки при продаже. За два года проанализировал характеристики и размеры лодок, которые пользуются спросом, в результате выстроил модельный ряд для своего производства.

Нашел специалиста, который смог обучать людей – тут повезло. На самом деле, отыскать нужного спеца очень непросто. В общем, когда пришло время, запустил производство (в 2018 году). Взял в аренду сразу большую площадь, с потенциалом.

Помогли связи, наработанные на перепродажах с регионами и другими странами: у меня уже была очередь. Продукт хоть и узкий, но востребованный на рынке. Сейчас мы делаем от 7000 лодок в год.

— Вы только открылись, а тут грянул кризис из-за пандемии. Как справились?

— Да, проблема с коронавирусом была, это оказалось очень серьезным испытанием для всех. Организации закрывались, а мы только начали развиваться. Единственная возможность тогда была продержаться – госконтракты. Мы ею воспользовались, так как наши лодки нужны и МЧС, и оборонке (хотя это очень сложные контракты), и научным институтам... Если работаешь на государство, тебя никто не закроет.

К тому же люди в то время сидели дома, и я понимал, что досуг им все равно нужен. Выехать не могут, остается природа. Значит, спрос будет. Все «антиковидные» требования мы, конечно, выполняли. Сотрудники ходили со всеми необходимыми справками и допусками на работу. Кризис мы тот в итоге пережили не в минус. Продажи были хорошие.

— Вы сразу начали выходить на рынки других стран. Зачем? Не хватает клиентов в нашей стране?

— Я неспокойный тип. Мне все равно, куда продавать. Нужно будет, и в Америку буду лодки поставлять. Правда, там люди серьезные. Сложно, но можно. Это так, отступление. Нас заметили в Европе, если быть точным, то в Польше. Хотя мы уже отправляли единичными экземплярами нашу продукцию в Турцию, Англию, Чехию, Словакию, но в основном поставки шли в Польшу. Я и рассматривал эту страну в качестве своеобразных ворот в Европу. Нашу штаб-квартиру там хотел сделать. Рекламу запустили, сайт сделали, перевели с русского языка. Созвонился с товарищем, который там проживает, целый год вели переговоры о том, как будет выглядеть наше сотрудничество. Пришли к тому, что организуем фирму с ним 50/50. Название то же, только добавляем PL, то есть Польша. Первую партию лодок подготовили, отправили прямо из Кирова на машине через Белоруссию. Успели до кризиса. До этого я сам туда ездил по визе, чтобы на месте все документы подписать, получить специальный код, необходимый для регистрации предприятия в Евросоюзе. Было непросто, но в итоге все сделали за три дня. Я выехал обратно из Польши в Россию на автобусе 23 февраля 2022 года...

WhatsApp Image 2022-09-15 at 17.05.52.jpeg

Кризис из-за... клея

— Когда вы почувствовали, что вводимые санкции начинают влиять на ваш бизнес?

— Когда в марте смотрел конкурентов. Мы как раз первую (и последнюю, к сожалению) партию отправили. Водитель мне тогда советовал по-английски говорить. Был курьез в одном из городов Польши: я на русском говорил (мне удобнее так было), переводчики местным объясняли, что я, мол, жил в Киеве, поэтому по-русски говорю, а сейчас в Германии живу... Чувствовалось, что нагнетается атмосфера. Но бизнес есть бизнес. У меня ведь были планы Европу полностью взять в оборот. И госконтракты заключать. Первую партию мы успели все-таки продать, а потом границы закрыли. Оказалось, что ничего мы уже поставить в Европу не можем. И получить что-то оттуда – тоже. Банк, с которым я работал по евросчету, первым попал под санкции. Дальше пришлось работать с банками, которые под них не попали. Чтобы деньги дошли из Европы, надо было провести целую цепочку транзакций через несколько банков. Я попробовал. Мне отправили оттуда 50 евро. Понял, что обслуживание почти всё «съедает». А мы ведь хотели там производство свое открыть...

— И что в итоге сейчас с Польшей?

— Мы связи с партнером не теряем, но пока все поставили на паузу до лучших времен. Замерло все. Пропаганда там идет сильная. Мы эту ситуацию не обсуждаем. Но, когда мой товарищ из Польши перевел мне те 50 евро, к нему пришли люди, четыре часа вопросы задавали. Помогло то, что у нас договор был заключен еще до начала кризиса.

—  Если не брать упущенный (пока) экспорт в Европу, как еще отразились санкции на вашем производстве?

— Этот год для нас очень непростой. Сразу возникла проблема с логистикой. Ткань для лодок у нас китайская. Все ткани шли через Амстердам, водным путем: через море дешевле было, чем с Дальнего Востока доставлять по железной дороге. Сейчас приходится перестраиваться.

Но самое главное – это клей! Он создавался на немецком комплектующем. Сейчас его у нас нет. То, что пробовалось-делалось на китайской основе – не такого качества. Обувщики могут им пользоваться, мы не можем. В данный момент этот компонент для клея пытаются разработать в Уфе, пока не очень получается. К сожалению, нет пока у нас научной базы и технологий для того, чтобы это сделать.

— И как выходите из этой ситуации?

— Чтобы избежать простоя, закупался всем, что еще было. Сто банок литровых купил, потом нашел по 800 г... Дал поручение менеджерам искать по стране у тех, кто раньше покупал. Еще 12 пятилитровых канистр купил. Вот-вот должна прийти партия корейского клея, который вроде как по опытам подходит. Ждем. Если он подойдет, значит мы выйдем из положения. Если нет... будем еще что-то придумывать.

1990-е много специалистов у нас выкосили, когда те уезжали за границу. Их отсутствие сейчас, а, соответственно, и технологической, научной базы – это проблема номер один. Взять ту же ткань для лодок. В России не производится, остается Китай. Раньше брали немецкую, финскую. Последняя дорогая, но нужна на определенных госконтрактах. Сейчас все переходят на китайскую. Попытались что-то сделать в Подмосковье, но то, что получилось, подойдет на тенты для машин, не для лодок. Делали в Белоруссии, но лодка максимум ходила год, потом ткань начинала отслаиваться. Санкции.

Решения «методом тыка»

— Проблемы только с клеем и тканью?

— Нет, почти со всем. Тот же закрепитель для клея брали немецкий. Сейчас отрабатываем его поставки, логистику из Эмиратов. Еще не пробовали его в деле. Проблемы сейчас у многих, потому что многое действительно приобреталось в Европе. В России пока нет сильной образовательной базы для того, чтобы делать такие вещи. Это все химия. Нужно целые химические комбинаты создавать для того, чтобы такая продукция могла производиться у нас. Необходимо этим заниматься, вновь выстраивать систему, которая была разрушена в 1990-х. Сейчас в школах хотят внедрять инженерные классы. Хорошее дело, но это время. Мы уже дедушками станем, когда это все заработает.

Раньше, когда все это закупали в Европе, не заморачивались. Сейчас «методом тыка» ищем варианты, чтобы сохранять производство. Краску, например, раньше тоже закупали в Европе. С ней мы нашли выход, перепробовав несколько производителей: предприятие по производству краски, которая нам подошла, есть в Кирове, с ним сейчас и работаем. С другими комплектующими пока сложно.

Плюс еще и спрос упал. Я добавил денег на рекламу, это помогло удержать объем производства на уровне прошлого года. Но финансовые траты увеличились, поэтому минимизируем расходы – тоже как можем. Многие вещи нельзя минимизировать. К примеру, у меня работает около 40 человек, которым надо платить зарплату и индексировать ее.

— Рынок сбыта в данное время как-то перестраиваете?

— Сейчас работаем по Казахстану. Как я уже говорил, всегда хотел расширять рынок сбыта. Турция в работе, хочу туда зайти. Но опять же возникает вопрос логистики. Есть еще Киргизия, Белоруссия. Спрос на наши лодки есть везде. Где найду партнеров, там и будем работать. Заметили нас уже много где и давно.

Казахстан сейчас «раскачивает» моя супруга Ирина. Она у меня тоже бизнесом занималась, в Москве, но в свете последних событий решили заняться семейным делом. Ирина взяла под свой контроль отдел продаж и экспорт. У нее по этим направлениям большая практика, супруга много училась. Она же занимается всеми айтишными делами: делает сайты для других стран.

Запрос бизнеса

— Какую конкретную помощь вы бы хотели получить от государства?

— Я, конечно, привык справляться со всеми сложностями сам. Но сейчас у меня как у предпринимателя востребована промышленная ипотека. Этот государственный проект очень нужно запустить. Я готов взять кредиты под стройку цеха: наше помещение в аренде, не дай Бог что случится... Для бизнеса очень важно иметь возможность приобрести нужное помещение, а еще лучше – построить под свои нужды. У меня был заказ на лодки длиной 5,5 метра. Это высота второго этажа. Цех, который мы снимаем сейчас в аренду, единственный, который нам подходит. Плюс сейчас можно взять кредит, допустим, от 3,5%, но только от 50 млн рублей. А мне не нужна такая сумма. Мне нужно 30 млн. В общем, с кредитами нужно дорабатывать.

И не 5% делать, а 3%. Дайте нам дешевые кредиты, и тогда мы поможем поднять экономику. А у нас всё рамки. Я точно говорю: будет ставка 3% – я возьму кредиты, поставлю новый цех. В голове у меня есть еще одно серьезное производство, которое бы хотел запустить.

Государство в правильном направлении сейчас идет, власти пытаются что-то сделать, потому что экономику не поднять, если будут дорогие кредиты. Бизнесу нужны деньги. И они в России есть. Они промышленность и поднимут. Это выход из кризиса. 

20220913_171108.jpg

БЛИЦ

— Ваше хобби?

— Стрельба по мишеням. На днях хочу попробовать охоту, что-то новое. Отдыхать тоже нужно.

— Что цените в людях?

—  Дисциплину.

— Готовы ли вы отправится на лодке собственного производства, скажем, по Вятке?

— Да запросто! Даже корабль бы себе сделал с большими бортами.

— Если бы вы стали губернатором, что бы вы сделали в первую очередь?

—  Губернатор – это очень ответственное лицо. Как предприниматель я очень внимательно изучаю экономическую обстановку региона. Нынешний руководитель региона мне импонирует: везде проехал, производством интересуется... Я бы, в первую очередь, обратил внимание на промышленность – что можно для нее сделать. И главная цель – выйти из списка дотационных регионов. Мы можем справляться сами. У нас все для этого есть. Для этого, к примеру, возобновлять производства, которые позакрывали в 1990-х... Это не узкий, а глобальный вопрос. Можно долго говорить.

— Если бы вы были дверью, куда бы она открывалась?

— В мир знаний. Образование – это все.

https://t.me/businessnewskirov
https://vk.com/bnkirov  

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте