Генеральная стратегия
Разработчик генерального плана Кирова на 2020-2040 годы институт ОАО «Гипрогор» сделал первые прогнозные выводы.
К 2040 году численность населения Кирова превысит 600 тысяч человек. Сегодня промышленные территории занимают более 1,7 тысячи га площади города, а эффективно используется лишь тысяча га. Из них около 400 га можно ввести в оборот, в том числе за счет смены функционала. В жилищном строительстве акцент целесообразно делать на среднеэтажную застройку, а для разгрузки внутригородского грузового транспорта стоит подумать о создании логистических комплексов на объездных дорогах.
Таковы первые прогнозные выводы разработчиков генерального плана Кирова на 2020-2040 годы - института ОАО «Гипрогор». Контракт с московским подрядчиком был заключен в начале этого года. Главный инженер проекта Владислав Татарников и главный архитектор проекта Юлия Барковская рассказали «Бизнес Новостям» о первых заключениях и предложениях по «перезагрузке» Кирова.
Концептуальное видение
В.Т.:- Разработка проекта генерального плана предусматривает пять этапов. Сейчас мы перешли ко второму — выработке концепции. Ее задача — определить основные целевые показатели и планировочные решения. После этого перейдем к формированию конкретных решений и их обсуждению с профессиональным сообществом.
Вы для этого приехали в администрацию?
- Формат общения шире. Помимо встреч с представителями администрации города мы приняли участие в «круглом столе», посвященном созданию Кировской агломерации Киров — Кирово-Чепецк — Слободской. Киров рассматриваем как основное ядро этой территориальной системы. Один из принципиальных наших подходов при разработке генплана — учитывать не только территорию в границах самого городского округа, но прилегающие территории. В первую очередь, речь о транспортно-коммуникационных связях, маятниковой миграции - смотрим, как передвигается население между Кировом, и подцентрами – Кирово-Чепецком и Слободским, какие существуют трудовые, культурно-досуговые, рекреационные связи и т. д.
Каковы основные задачи и направления концепции?
- Первая задача - выявление внешних факторов и драйверов, влияющих на развитие города. Вторая –определение внутреннего потенциала.Наша цель - выявить именно внутренние резервы. Это, к примеру, работа с промышленными территориями, их реновация. В этой части у Кирова большой потенциал: в городе промышленные территории занимают более 1700 га, а эффективно используются около 1000 га. Остальная территория требует особого подхода и дополнительного анализа. По нашим предварительным оценкам, около 400 га промышленных территорий можно ввести в оборот, возможно (для этого нужен более глубокий анализ) изменить их функционал. Немаловажный вопрос - сокращение санитарно-защитных зон действующих промпредприятий, потому что не все промышленные предприятияразработали и утвердили проекты по сокращению такихзон. Это проблема, поскольку часть жилой застройки попадает в их границы.
Большой потенциал видим с точки зрения экологическогокаркаса.Это использование природно-рекреационных ресурсов, природной оси реки Вятка (которая проходит вдоль всего Кирова), работа с общественными пространствами, создание речного фасада города, системы набережных.
Преемственность
Многие заложенные в действующем генплане решения пока не реализованы. Они будут учтены при разработке нового документа?
Ю. Б. - Действительно, издействующего генплана в полной мере реализована жилищная программа, а, к примеру, транспортная —только на 10-15%. Анализируя материалы предыдущего документа, мы, безусловно, смотрим на возможную преемственность. Оцениваем: что произошло с городом за эти 20 лет и как это можно применить в современных изменившихся условиях.
В генеральном плане до 2020 года заложено немало интересных идей. Среди примеров - Западный обход Кирова, который будет присутствовать и в новом документе. В предыдущем документе заложен третий мост через Вятку — в сторону Вересников. Скорее всего, мы это решение тоже поддержим: выход на другой берег необходим, нужны более глубокие связи Кирова с Кирово-Чепецком и Слободским. Точно будет исследована и принята в оборот территория самих Вересников, предусмотрено создание набережной и прогулочной зеленой зоны.
Обязательно поддержим исторический центр Кирова: нужно раскрывать историко-культурный потенциал, создавать дополнительные туристические маршруты, связанные с рекреацией. Очень редко в городах сочетание культурного наследия и рекреации находятся в такой близости друг от друга находятся. В Кирове погуляли в историческом центре – прошли вдоль оврагов «Засора».Создание рекреационных зон были заложены в предыдущем генплане, но решения не реализованы в полной мере. Мы их учтем. Здесь можно сделать акцент на создание ландшафтной территории в оврагах.
Каким видите дальнейшее развитие жилищного строительства?
Ю.Б. - Традиционно сложившийся уклад средне- и малоэтажной застройки, характерный для Кирова, считаем нужным сохранить. Такая застройка сильно не нагружает территории. У нас будет создано несколько рабочих групп, одна из которых займется проработкой этого направления. Многоэтажная застройка будет существовать, но в небольших объемах. Основной упор планируем сделать на среднеэтажную застройку, как более комфортную для проживания граждан.
В каких направлениях продолжится застройка?
- Традиционно — в южном, восточном (противоположный берег Вятки). Рассматриваем и северное направление. Конкретно посмотрим по промышленным площадкам, которые расположены по северной стороне вдоль реки — можно ли провести их реновацию. Изучаем и западные территории.
В.Т.: Преимущество Кирова — в его возможности развиваться во все стороны. Однако для этого необходимытранспортные связи, исключающие изоляцию районов друг от друга. Важно отвести транспорт от центра, обеспечить его связь с пригородами.
Дороги и наследие
Как, на ваш взгляд, можно решить транспортные проблемы?
В.Т.: - В первую очередь,за счет развития системы общественного транспорта, а также строительства дополнительных дорог, мостов, путепроводов. Принципиальные решения касаются строительства Западного обхода и третьего моста через Вятку.
Необходимо внимательнее посмотреть логистику, связанную с промпредприятиями. Логистика в зоне промпредприятий создает дополнительный трафик, дополнительное напряжение на улично-дорожную сеть города. Один из вариантов выхода из ситуации – создание транспортно-логистических комплексов на вылетных магистралях. Они позволят «перехватывать» и распределять трафик дальше, не заводя в город.
Пока еще не понятен вопрос по выделенным полосам для общественного транспорта. Подробнее он будет прописан в отраслевой схеме. Создание сети велодорожек — еще одно из направлений, которое надо будет внимательно рассмотреть.
Оцените потенциал исторической части города?
Ю.Б. - Она очень красива, потенциал большой. Видим развитие в создании здесь туристических пешеходных маршрутов, доступных для любых категорий граждан. Одни, более экстремальные. могут быть ориентированы на молодежь. Другие — на семьи с детьми. Историческую часть нужно насытить жизнью, объектами разных функций. Это не только стационарные магазины, но и уличные торговые объекты, кафе, лавочки, урны. Создание такой системы зависит от сценария развития исторического центра. Когда прописываешь сценарий – получаешь определенный набор инструментов, из которых этот маршрут должен состоять. В дальнейшем маршруты соединяются.
В. Т.: - Работа с общественными пространствами необходима. Мы несколько дней ходили по городу, смотрели обустройство пешеходных зон. Бросилось в глаза отсутствие единой системы исвязности общественных пространств. Это одно из направлений, по которому город может выйти на новый уровень.
Очень важно сохранить желание людей оставаться в городе. От демографических показателей зависит очень многое. Мы сделали предварительный прогноз численности населения Кирова на 2040 год - около 609 тысяч человек. Это один из целевых показателей, на который ориентируемся в работе. И сейчас, на стадии разработки концепции, и в дальнейшем, когда выйдем на разработку основных материалов генерального плана.
Власть и бизнес
Исполняемость генпланов постсоветского пространства составляет не более 10%. В чем причина?
Ю.Б:- Все просто. Выгоднее построить жилье, чем дорогу, которая не будет приносить прибыль. Это затянувшийся переходный период выхода из плановой экономики. В генпланы закладываются правильные решения, но денег для их реализации у городов нет, поэтому и получаются такие разрывы.
Современная тенденция - и Киров не исключение —в привлечении бизнес-сообщества крешению внутригородских проблем.
В.Т.: - Все развитые города выдвигают определенные требования к застройщикам по обеспечениютерритории объектамисоциальной инфраструктуры. Это совершенно новый подход к развитию территории, переход от развитой в 1990-2000-х годах точечной застройки к комплексной. Такая комплексная застройка накладывает обязанности не только на город, но и на застройщиков, инвесторов, которые заходят на эту территорию.
Ю.Б.:- Можно предоставить инвестору участок для застройки в чистом поле и сказать: стройся, но дороги мы тебе не сделаем (а это прерогатива города). Хорошо от этого не будет никому. А можно выстроить обоюдовыгодное сотрудничество. Город и застройщики вполне могут договориться и договариваются. В Москве большие строительные компании активно в этом плане сотрудничают с городом, иначе у них не купят жилье. Если запустить жилье рангом пониже - на территории без детского сада или школы — туда никто не поедет. Востребованность в таком жилье пропала. Сейчас люди тщательно выбирают, где хотят жить, уделяя большое внимание развитости социальной инфраструктуры. В свою очередь, город, давая преференции застройщику, получает часть выгоды для себя. Во многих городах дороги строятся за городской счет, внутренняя инфраструктура — за счет застройщика. Город согласовывает проект планировки, обеспечивает площадку инженерными и транспортными сетями, а застройщик создает социальные объекты. Такое разделение должно существовать.
Синхронизация планов
В.Т.: - В новом генплане определено два срока реализации. Первый этап– 2025 год,расчетный срок– 2040 год. Срок действия документа — 20 лет. Он синхронизируется со всеми отраслевыми схемами, в частности, разрабатываемой сейчас схемой комплексного развития транспортной инфраструктуры. Мы находимся в самом начале пути — работа длится всего около 3 месяцев. В общем итоге документ будет разрабатываться в течение двух лет. Сейчас идет ознакомление с городом, даются первые экспертные оценки. В дальнейшем какие-то позиции скорректируются.
По результатам прошедших на минувшей неделе в администрации города Кирова совещаний будут созданы рабочие группы, в рамках которых мы будем тесно взаимодействоватьи с профессиональным сообществом, и со структурынми подразделениями администрации.
Когда представите документ общественности?
В.Т.: - Разработка материалов проекта генплана закончится в конце года. В публичную плоскость выйдем в 2020 году, тогда материалы будут представлены для обсуждения с жителями города. В конечном итоге должен появиться документ, который нужен городу и который, что немаловажно, должен бытьреализуем городом.
Анастасия Белова
mail@bnkirov.ru