Как развивается медовый бизнес в Кировской области
Начинаем медовую историю
Распространенная история, когда производство меда становится делом семейным и объединяет несколько поколений. Но пути к этой точке пересечения ведут разные. К примеру, Антон Ветлужских сам дал старт семейной пасеке в поселке Косино Зуевского района.
Делом жизни называют производство меда семьи Жигарёвых и Зыковых из Уржума. Как рассказал Анатолий Жигарёв, представитель третьего поколения пчеловодов, ремесло развивалось внутри семьи всегда, но, пожалуй, он и его брат придали ему вес бизнес-проекта. То есть серьезно задумались о рынке сбыта, способах привлечения новых клиентов, расширении линейки медовых товаров.— Честно говоря, случайно решил попробовать организовать производство меда. Тогда возникла финансовая необходимость. Причем изначально вложения были минимальные. На первом этапе мне помогали обычные люди, особенно в плане продажи, – прокомментировал «Бизнес новостям» Антон.
— Пасека с пчелами у нас уже была. Чтобы официально зарегистрировать производство и оформить все необходимые документы, понадобилось порядка 20 тысяч рублей. Закупили новые пчелопакеты, один стоит от 4-6 тысяч рублей. Кроме того, нужна тара для фасовки меда. Примерно 20 рублей за одну банку вместимостью килограмм. И наклейки на каждую баночку – тут, конечно, оптом покупали большую партию, где-то 80 тысяч этикеток. Этого хватает примерно на год. Сейчас, когда мы уже несколько лет стабильно работаем, у нас в некоторых магазинах есть скидки постоянных клиентов.
— Идея заняться медом пришла мужу Михаилу, – рассказала свою семейную историю Светлана Огнёва, совладелица проекта «Деревня пчёл – Куковякино» (Слободской район). – У нас появилась земля сельскохозяйственного назначения, и встал вопрос, каким видом деятельности на ней заниматься. Мы оба учились по специальности «Туризм», поэтому решили, что будем развивать не просто пчеловодство, а сделаем экскурсии на пасеку. Сейчас наш план в стадии строительства, а в следующем году планируем уже принять первых гостей. В качестве первоначальных вложений понадобилось закупить сырье для деревянных ульев (позже приобрели современные из полиуретана), также оборудование для работы на пасеке (дымарь, стамеску, костюмы, перчатки), ручную медогонку и, конечно, пчел.
— На упаковку нашей продукции уходит существенная часть рабочего времени и расходов. Зато сейчас она соответствует стандарту нашей организации. На ней прописана вся информация, которая необходима потребителю. Мы около четырех месяцев разрабатывали ее и наш логотип, – добавила Светлана.
Секреты и трудности
— Наши пчелы собирают нектар вдалеке от города, на природе, – рассказали о своих принципах работы на пасеке в поселке Косино. – Рядом нет загрязненных участков. Главный секрет вкусного меда – удачное сочетание букета цветущих растений. Также важен правильный сбор и хранение продукта. Наш мед не растоплен и не разбавлен глюкозой, а пчелы не перекормлены сахаром.
На этой же пасеке существует функция предзаказа: перед новым сезоном клиентам предлагают забронировать мед со скидкой и без предоплаты. Это помогает владельцам производства спланировать работу.
— Некоторых соседство с пасекой раздражает, – отмечает Антон Ветлужских, говоря о трудностях бизнеса. – Но есть и те, кто не только не боится укусов пчел, а наоборот использует их для здоровья. Кроме того, пчелы помогают опылять цветы на соседних участках. Трудности в медовом производстве бывают в основном из-за погоды. Холод, засуха, затяжные дожди – всё это факторы риска.
— Наш мед фирменный, такого нет ни у кого. Даже у нас самих каждый год он разный. На это влияет множество факторов, начиная от погоды и заканчивая породой пчел, – считают пчеловоды из Куковякино. – К главной особенности бизнеса относится невозможность точного просчета прибыли. Количество меда, к сожалению, полностью не зависит от нашей работы. Например, может не повезти с погодой в момент медосбора. Также к первоначальным трудностям можно отнести сложность сбыта продукции. Сейчас нужно быть оригинальным и креативным, чтобы продать просто мед, не имея большого ассортимента в сортах. Именно поэтому мы начали делать крем-мед и добавлять сопутствующие товары в ассортимент, например, травяной чай. С расширением пасеки также появилась сложность – противостоять актуальной стоимости меда на рынке. Она явно не соответствовала всем затратам и себестоимости нашего продукта. Но мы не стали подстраиваться и сделали стоимость продукта, полностью соответствующую нашим затратам.
В расширении ассортимента медовых товаров видят перспективу и на производстве в Уржуме.
— У нас мед с лугового разнотравья, с гречихи, липовый, лесной – всего 11 видов. В ассортименте также есть с соком брусники, черники, с кедровой живицей, с прополисом, продаются медовые продукты: мази, масла, настойки, перга, пыльца, прополис и так далее, – говорит Анатолий Жигарёв. – Мы постоянно расширяем линейку товаров. Сейчас появились вяленые сосновые шишки – это необычный и полезный десерт со сладкохвойным вкусом. Часто выезжаем на ярмарки, где продаем свой мед. И там особенно заметно – палатка привлекает больше клиентов, если выставлен широкий ассортимент разных медовых товаров, людям интересно рассмотреть всё.
Он также добавил, что иногда трудности медового бизнеса приходят откуда не ждали:
— В прошлом году сельскохозяйственные поля обрабатывали веществами, которые отравили много медоносных пчел. Пришлось покупать новые семьи.
Отношения с клиентом вдолгую
— Хорошо в сбыте меда помогают ярмарки, – считает Анатолий Жигарёв. – Там появляются и постоянные клиенты. Мы стараемся выезжать как в Киров, так и в другие регионы. Конечно, главный праздник в нашем деле – Медовый спас. Большинство людей стараются покупать мед ближе к этой дате. Впрочем, и зимой, хоть и наблюдается некоторый спад спроса, мед расходится хорошо. Также продвигаем свою продукцию через социальные сети. Есть возможность доставки по Кирову, отправляем почтой и через курьерские службы.
Мнение эксперта Мария Леонова, председатель правления Кировской областной общественной организации пчеловодов «Вятка», прокомментировала положение дел в медовом бизнесе и его перспективы в нашем регионе:— За четыре года работы у нас появились постоянные клиенты, – рассказала Светлана из «Деревни пчёл – Куковякино». – Чаще всего нас находят в социальных сетях, мы там активно показываем свою деятельность. Клиенты – люди, которые имеют привычку есть мед постоянно. На сегодняшний день у нас несколько вариантов сбыта. Прежде всего через социальные сети. По стране доставляем Почтой России или транспортной компанией СДЭК. В Слободском у нас есть бесплатная доставка до дома, так как склад продукции и цех сейчас у нас находится именно там. В Кирове работает бесплатная доставка при заказе от 1000 рублей. Также у нас есть две оффлайн точки продажи – магазины с фермерскими продуктами в Слободском и оптовый сбыт на рынке b2b – это корпоративные подарки и сувениры. Планируем выйти на площадку Ozon.
— Проблем у пчеловодов сейчас немало. В связи с увеличением посевных площадей рапса и бесконтрольным применением инсектицидной обработки полей химическими препаратами 1 и 2 класса опасности была отмечена массовая гибель пчелиных семей в семи районах нашей области. К сожалению, пока Министерство сельского хозяйства не рассмотрело этот крайне важный вопрос. Кроме того, на федеральном уровне подготовлен проект приказа, который значительно осложнит жизнь пчеловодов. Речь идет об обязательной маркировке каждого улья с целью учета пчел. Основная проблема здесь в разном понимании, что такое пчелиная семья, у чиновников и пчеловодов.
Сбор меда на протяжении многих лет в Кировской области был стабильный, но в ближайшем будущем он сократится. В этом году из-за перепадов погоды пчеловоды собрали в разы меньше меда, чем обычно. Еще один проблемный вопрос – появление крем-меда, нового продукта на прилавках больших городов, которое вызвало волну фальсификаций. Часто его делают из дешевого сорта и выдают за редкий, экзотический продукт. Я считаю, больше шансов у натурального меда от пчел, а не у переработчиков.
Острая проблема отрасли – сохранение пчел и борьба с падением их популяции. Насекомые сталкиваются с различными угрозами: использование пестицидов, изменение климата, загрязнение окружающей среды. Для их устранения необходимо разработать стратегии охраны и восстановления популяции пчел. Сегодня российское пчеловодство исчерпало внутренние резервы и как никогда нуждается в помощи со стороны государства. В ближайшие годы необходимо включить пчеловодство в государственные программы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
Что касается перспектив производства, спрос на пчелопродукты, такие как мед, пчелиный воск, прополис, перга, пыльца, маточное и трутневое молочко, растет. Они активно используются в пищевой, косметической, фармацевтической и других отраслях промышленности.