«Слоны и моськи»
27.08.2012 07:37:00
1232
0
Диалог с федеральными сетями стал уже притчей во языцех. Эмоциональные беседы наши производители с не нашими продуктовыми сетями ведут уже больше двух лет. Казалось бы, все уже об этом сказано и очередное письменное противостояние в защите родного мяса и хлеба суровым законам капитализма вряд ли приведет к желаемому результату.
Ан нет – вятская земля все же славится хватскими людьми, и если многоуважаемые власти наши хитрые идеи поддержат, можно считать, не все еще потеряно. Но обо всем по порядку.
Пустые, но не в проигрыше
Второй раз с того момента, как «Пятерочка» сменила «Семью», захожу в один из ярко-красных (цвет скорее отталкивает, чем привлекает внимание) магазинов. Ассортимент, увы, опять не радует: продуктов чрезвычайно мало для таких площадей и весь ассортимент будто размазан по полкам в отличие от того же, к примеру, «Глобуса», где все битком (это не только мое субъективное мнение, это же отмечают практически все опрошенные мною эксперты). Однако появилось вот что: практически у каждого кировского ценника теперь красуется красная рекламная картонка с нарисованной дымковской барыней и надписью «Покупай вятское». Подробнее об этой акции чуть позже. А в магазине теперь можно легко найти наше родное: «сураевское» молоко (за ним, оказывается, федеральные сети сами бегают), майонез «Здрава» прямо в картонных коробках в углу холодильника, несколько видов вареной колбасы от «Дороничей» и пару хлебных десертов от кировских производителей, чем я и решаюсь подкрепиться. Все остальное – неизвестного для кировского покупателя происхождения. Самих покупателей, кстати, здесь, как и весной после открытия магазинов, не больше, чем в любом кировском музее. Есть среди них и такие, кто, просто передвигаясь от полки к полке, разводит руками и уходит ни с чем. Благо есть куда. Один из каждодневных примеров кировских будней: конец рабочего дня – пустая «Пятерочка» и абсолютно свободная парковка возле нее и очереди во всех трех кассах «Глобуса», находящегося в 200 метрах от «Пятерочки». Результат всего этого, как по секрету сказал один из наших экспертов – продажи «Глобуса» с весны этого года, с того времени, как «Семья» продалась «федералам», выросли на 20%.
И вот это уже даже в голове не укладывается – ведь эти «парни» (я имею ввиду федеральных ритейлеров) умеют вести бизнес – у них огромная сеть по всей стране. Отчего в нашем городе у них так все плохо?
– Федеральные сети изначально не заинтересованы в том, чтобы продавать много и качественно, - говорит один из самых активных борцов с их «монополией» Владимир Журавлев, генеральный директор мясоперерабатывающего завода «Киби». – Кто это понимает, тот знает, что зарабатывают они путем размещения своих акций на международных биржах. Они купили новый магазин, увеличили объем компании и покупают больше акций. Именно за счет них они и закрывают свои долги, в том числе и по Кировской области. Причем они это не скрывают, а абсолютно честно об этом говорят.
Кроме этого, по словам Владимира Бердинских, директора другого мясоперерабатывающего завода «Бизон-Т», федералы зарабатывают на откатах, бонусах и скидках, и тот факт, что у них маленькая накрутка на товар, для них в итоге не важен. Так, если у производителя в собственных сетях наценка на товар равна примерно 15%, то у федералов она составляет 30% (бонус – 10%, скидка, наценка). При этом, как признаются последние, только 1,5% от этой цифры – рентабельность, все остальное уходит на содержание магазинов. Журавлев же говорит, что накрутка в федеральных сетях может доходить и до 45%. Это, конечно, для местных производителей совсем невыгодно, но кто же откажется от дополнительной, пусть и меньшей, чем в собственных сетях, прибыли.
В итоге наши производители отдают в сети такую продукцию, по которой могут сделать большие скидки. Так, приведем только один пример: колбаса «Говяжья» от «Дороничей» при отпускной цене 202 рубля за килограмм стоит в «Пятерочке» 224,55 рублей, а у местного ритейлера «Продуктовая лавка» - 232,30. В итоге всех переговоров «Дороничам», судя по всему пришлось уступить, как минимум, 5% стоимости продукции. Жертва немаленькая, если перевести ее на стоимость всей миллионной партии.
Выгодный компромисс удается находить немногим. Так, Руслан Владимиров, директор торгового дома «Вятич» рассказывает нам свою несложную арифметику. «Возьмем оптовую цену 0,5 л нашей бутылки пива – 23 рубля, - говорит он, расписывая при этом цифры на бумажке. – Вычтем 18% НДС, останется 19,49. Вычтем акциз на пиво - 12 рублей с литра (и если, кстати, мы продаем в день 200-250 тонн пива – налогов мы платим, получается, 3 млн рублей каждый день). Остается 13,49. Вычтем стоимость бутылки и этикетки – 4 рубля. Остается 9,49. Из этого еще вычтем часть стоимости отстроенного завода, стоимость сырья. И когда мы все посчитаем, выясняется, что лучше бы и не считать - становится грустно. Но когда мы ведем переговоры с федеральными сетями, я им всю эту же математику рисую. И либо они с ней соглашаются, либо мы не сотрудничаем. В итоге пусть переговоры и длятся долго, но к компромиссу мы приходим».
Ларьками по сетям
Две недели назад, как известно, Михаил Сусов, директор по корпоративным отношениям компании «X5 Retail Group N.V.» решил рассказать местным производственникам об их неприятном будущем. Так сказать, резанул «правду-матку». В ближайшие два года федеральные сети откроют в регионе еще 30-40 магазинов. Кроме того, после вхождения страны в ВТО на нашем рынке окажется много производителей иностранного производства, конкурировать с которыми по цене будет весьма сложно. В связи с этим маленьким магазинам нужно переквалифицироваться на узкую специализацию, а многим производителям переходить под крыло и марку федеральных сетей, либо вырастать до размеров «монстров». Перспективы, мягко говоря, неприятные, однако местные производители опередили эти высказывания и предложили свои меры борьбы с федералами: прямо под окнами их магазинов нужно создать свои торговые точки – что-то наподобие ларьков с товарами местных производителей.
Властями эта инициатива сразу была подхвачена, правда пока только на словах. Губернатор Никита Белых поручил разработку соответствующих мер или программы своему заместителю Георгию Мачехину. Тот же сказал, что они ждут предметного оформления этой идеи от ее инициатора – Владимира Журавлева («Киби»), и уже после этого начнут рассматривать и думать, что можно сделать.
Согласно задумке предпринимателя всего нашему городу нужно как минимум 50-70 магазинов. Но практически ни один местный производитель не может себе позволить такой разбег. Во-первых, из-за отсутствия земли. По мнению местных предпринимателей, «федералы» платят немалые деньги за то, чтобы получить землю. У них, естественно, таких денег нет. Во-вторых – производитель должен производить, а не строить магазины стоимостью около 2 млн рублей каждый. При том, что срок окупаемости у них будет около 5-7 лет, а то и все 10. И все же появление таких торговых точек могло бы и очень облегчить жизнь производителям, и оправдать надежды покупателей. Так, сегодня известно, что свежую колбасу со сроком годности трое суток федеральные сети к себе в магазины не берут. Из этого следует простая аксиома: больше срок – меньше затрат и менее качественно, а значит дешевле, за что и ратуют во всеуслышание федеральные сети. Власти же, по мнению Журавлева, просто отмахнулись от идеи с мини-магазинами. По словам другого предпринимателя, Владимира Метелева, директора завода «Принто» и организатора торговой сети с одноименным названием, выход очень прост – городская администрация может предлагать предпринимателям пустующие муниципальные помещения, которых очень много, по льготной цене. Взять их в аренду многие, скорее всего, не откажутся. Но пока надежды слишком призрачны.
– Я не испытываю особого оптимизма по поводу нашей инициативы: все, что требует хоть какой-то минимальной работы администрации идет крайне медленно, а рыночная ситуация меняется ежедневно, - говорит Наталья Осипова, директор КЦ «Вятский» (розничная продуктовая сеть из 14 магазинов). - Мы проиграем федералам по эффективности действий. Надо спасать кировский бизнес, поскольку сам он, по большей части среднего и мелкого размера, не выживет по простой логике захвата рынка более сильным и крупным конкурентом, Поэтому заявление «федералов» о гибели мелких производителей - это простая констатация факта, подтвержденная многими примерами развития рынка в других странах и в других регионах РФ. Здесь нет ничего жесткого. Они захватят рынок и будут диктовать условия: что и по каким ценам продавать местным производителям и чем питаться кировским покупателям. Позиция руководства области такова: это конкуренция, можете выживать - выживайте, нет, ваше место займет более сильный. И они правы. Именно это и произойдет. Но выиграет в такой ситуации федеральная сеть, а не местный производитель, местный продавец и местный покупатель. Большая часть налогов тоже будет уходить из области. В перспективе 10-15 лет это приведет к еще большим дотациям, оттоку капитала и населения из региона. Единственное, что может изменить эту ситуацию - это специальные меры, корректирующие захват рынка и поддерживающие местный бизнес. И это меры, в первую очередь, социальные, а только во вторую - экономические.
«Контрудар» по федералам
Не поддержав пока настолько необходимую кировскому бизнесу идею, областные власти поспешили хотя бы немного смягчить довольно резкие заявления федеральных сетей. С начала 2012 года по инициативе регионального правительства действует программа по поддержке местных производителей в федеральных сетях. Занимается ее осуществлением департамент развития торговли и предпринимательства Кировской области, а бюджет на этот год составляет 700 тыс. рублей. Программа состоит из трех блоков. Во-первых, недавно во всех крупных магазинах стали появляться билборды, баннеры, аудио- и видеоролики с призывом «Покупай вятское!» (именно о них говорилось в начале статьи). Во-вторых, прошло уже три сессии переговоров местных производителей с федеральными ритейлерами. В-третьих, наготове обучающие программы: профессиональные бизнес-тренеры расскажут местным предпринимателям о том, как вести переговоры с федеральными сетями.
Кажется, что за решение проблемы наконец-то взялись обстоятельно, и федеральным сетям будет нанесен контрудар. Вроде бы все на нашей стороне: и вкусно, и полезно, и покупатель выбирает местные магазины. Однако пока мы произносим торжественные речи похвалы нашему вятскому качеству и размышляем, как построить несколько новых магазинов хотя бы в столице области, федеральные сети считают свои миллиардные доходы, открывают десятки новых торговых точек в год по всей России, и кажется, смотрят на наши действия с некоторым пренебрежением и свысока, как слон на Моську.
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru