В Кирове появился новый экскурсионный тур «Вятка железнодорожная»
Факт № 1. ЖД вокзал Киров-1 на самом деле второй
У главного железнодорожного вокзала города мы собрались утром. Мы – это я, еще несколько представителей кировских СМИ и министерства культуры области. Встретились у памятника собаке Найде и здесь же услышали от экскурсовода Валерии Пластининой, методиста Музея истории развития железной дороги станции Киров, факт № 1 - ЖД вокзал на Комсомольской был вторым по времени строительства и началу работы в городе.
Но раз уж мы начали с него свое историческое путешествие, то пусть он будет фигурировать в нашем материале первым. На самом деле, сейчас трудно представить себе, что главный ныне вокзал города был когда-то небольшим одноэтажным кирпичным зданием и вмещал всего 30(!) пассажиров. Первый пассажирский поезд с него отправился в Вологду, и это случилось 3 марта 1906 года.
Так как ЖД вокзал оказался слишком мал и для пассажиров, и для железнодорожников, уже через несколько лет были построены еще два деревянных павильона с залами ожидания и билетными кассами.
В 1961 году была проведена вторая реконструкция – надстроены этажи центрального здания и построены боковые части, по три этажа. Кстати, по первоначальному проекту предусматривался большой купол над залом ожидания и 20-метровый шпиль. Однако, в те годы в стране шла борьба с излишествами, почему, собственно, мы и не наблюдаем сейчас этих красивых элементов в архитектуре главного ЖД вокзала. В общем, жаль, конечно, но уже как есть.
С этого времени вокзал мог вместить в себя 1200 человек. Появились автоматические камеры хранения, автоматизированная справочная служба и табло о наличии свободных мест на поезда дальнего следования. Работали даже питьевые фонтанчики!
Ну, а 40 лет назад, в 1982 году, случилась третья реконструкция – был построен конкорс для обеспечения безопасного перехода пассажиров на «островные» платформы.
Факт № 2. Вместе с железной дорогой на Вятке появился водопровод
Следующим пунктом нашего путешествия стало здание первого вокзала, которое находится по адресу Преображенская, 115. Долго мы петляли по улицам Кирова, пока не выехали к ЖД путям.
В какой уже раз я удивился тому, как много в городе старинных зданий. Причем, кое-какие из них вот уже более ста лет служат по своему первоначальному назначению. Одно из них как раз – самый первый вокзал на Вятке, который был заложен весной 1897 года (то есть 125 лет назад), а уже осенью принял пассажиров.
На перроне растет большая яблоня, название станции «Киров-Котласский» оформлено старинным шрифтом, а само здание, несмотря на то, что это был, скорее всего, типовой проект тех лет, так и дышит очарованием 19 века. Чувствуешь себя, если не оглядываться на пути с современной техникой, словно в другую эпоху попал. Даже привокзальная площадь, скорее всего, выглядит почти так же, как 125 лет назад (смотрите на фото – там, где большая лужа), только вместо конных экипажей – автомобили. В планах РЖД есть намерение все-таки ее благоустроить. Может, и не стоит... Что-то потеряется из общего очарования этого места.
Кстати, по тем временам вокзал был оборудован по последнему слову технику – имел телеграф, телефон, электрическое освещение и водопровод, который появился на Вятке вместе (и благодаря) со строительством железной дороги. А еще тут был ресторан, в котором всегда было полно народа.
Надо сказать, что я немного опешил, когда вместе с сотрудником охраны мы зашли в маленький зал ожидания. Там на сиденьях расположились несколько пассажиров. Самих сидений было всего несколько. Как-то не вязалось в голове, что в городе есть еще один действующий ЖД вокзал. А он есть. Фотографировать нам его разрешили. Не разрешили фотографировать железнодорожные пути, на которых кипела то ли погрузочная, то ли разгрузочная (а скорее всего и та, и другая) работа.
Факт № 3. Мы первыми в мире сделали ж/д кран грузоподъемностью 150 тонн
Ныне «Кировский машзавод 1 мая» открылся еще 21 августа 1899 года под названием Вятских Главных железнодорожных мастерских. Логично, что располагается он неподалеку от станции Киров-Котласский. Поэтому завод стал следующим пунктом нашего исторического путешествия.
Понятно, что от прежних мастерских здесь мало что осталось. Но есть одна история, которая вызывает патриотические чувства. Железнодорожные краны с высокой грузоподъемностью выпускали только два завода – наш и немецкий. Были попытки в 1990-х скооперировать их в один. Однако в нулевых кировские мастера спроектировали и выпустили кран с грузоподъемностью 150 тонн! Что было немыслимо по тем временам. Немцы прервали с нашим заводом все связи. Понятно, мы обогнали их на десятки лет. Причем, завод не только сделал пробную машину, но и поставил производство на поток.
Факт № 4. В «Репинском особняке» располагалось Управление Пермь-Котласской (первой на Вятке) железной дороги
Этому зданию, расположенному рядом с Театральной площадью и принадлежащему ныне Вятскому художественному музею, более 200 лет. Оно было построено в 1815 году на ул. Владимирской (сейчас Карла Маркса) для купца Репина. И в нем, кроме 17 жилых комнат, был еще винный склад, в подвале.
В 1871 году особняк был пожертвован городу для приюта детей бедных граждан, а в 1895-м город отдал его в аренду управлению строительства железных дорог. Это, к слову, было одно из лучших зданий того времени во всем городе. В 1919 году в нем открылся музей искусств и старины, который позднее был переименован в художественный.
Факт № 5. Паровоз в ж/д музей доставили волоком – на железной ледянке
Неподалеку от «Репинского особняка» располагаются еще два старинных здания, связанные с историей «Вятки железнодорожной». Большой трехэтажный каменный дом купцов Клабуковых на углу улиц Карла Либкнехта и Спасской (был построен в 1896 году), в котором находилось 1920-1930-х годах общежитие для железнодорожников, и Дом врача Левицкого на Карла Маркса (построен в 1910 году).
Последний построил, будучи довольно состоятельным человеком, сам Антон Левицкий, приехавший на Вятку после отставки из армии, чтобы занять пост заведующего железнодорожной больницей. Работал врач на износ, в какой-то момент решил попробовать морфий для поддержания сил, что в итоге его и сгубило. Один из городских мифов утверждает, что в особняке Левицкого обитает приведение и видели его не один раз.
После того, как все обсудили историю с приведением, мы отправились в конечный пункт нашего исторического путешествия – в железнодорожный музей, который так же расположен на ул. Карла Маркса.
Естественно, первым объектом, который нас заинтересовал, стал стоящий «на приколе» паровоз ЭР 788-74, построенный в 1952 году. Со стороны смотреть на него интересно, но еще интереснее было оказаться в будке машиниста (не кабине!). Правда, чтобы забраться туда по крутой лесенке, нужно иметь определенную смелость. Спускаться – еще сложней. Кировских журналистов это не остановило.
Больше всего, кстати, нас волновал вопрос – как сюда доставили такую громадину? Оказалось, просто. Сделали это по зиме. Облили водой большой железные лист и на такой импровизированной ледянке докатили паровоз до точки назначения. А здесь уже специалисты собрали воедино всю композицию. Под паровозом, к слову, кусочек настоящей железной дороги – с насыпью, шпалами и рельсами.
P.S. Подстаканники и подрюмочники
В самом музее есть много чего увлекательного. Перечислять не буду, слишком большое количество экспонатов. Здесь нужно побывать самому. Но наибольший интерес вызвал у журналистов (и у меня в том числе, конечно) стенд с подстаканниками. Среди больших стоял совсем маленький, а в нем была... рюмка. Получается, что это подрюмочник. Но о назначении его нам представители музея ничего не ответили, так, отшутились. Точнее даже не о назначении (и так понятно), а о том, использовалась ли эта миниатюрная красота в поездах.
Наверное, именно такими мелочами и отличаются живые исторические экскурсии. Это то, что связывает полученную информацию у вас в голове, оставляет атмосферу и эмоции в памяти, чтобы можно было об этом потом рассказать друзьям и близким. Так, как не написано ни в одной статье в интернете.
Фото: автора, службы корпоративных коммуникаций ГЖД, из архива железнодорожного музея.