В Кирове появился новый экскурсионный тур «Вятка железнодорожная»

В Кирове появился новый экскурсионный тур «Вятка железнодорожная»

Руслан Марьин 28.07.2022 18:14:28 1326 0
Накануне 160-летия Горьковской железной дороги (1 августа), куда входит и наш регион, «БН» в числе первых отправились в путешествие по историческому маршруту, специально разработанному к круглой дате, и узнали много интересных фактов из прошлого Вятки железнодорожной.

Факт № 1. ЖД вокзал Киров-1 на самом деле второй

У главного железнодорожного вокзала города мы собрались утром. Мы – это я, еще несколько представителей кировских СМИ и министерства культуры области. Встретились у памятника собаке Найде и здесь же услышали от экскурсовода Валерии Пластининой, методиста Музея истории развития железной дороги станции Киров, факт № 1 - ЖД вокзал на Комсомольской был вторым по времени строительства и началу работы в городе.

Но раз уж мы начали с него свое историческое путешествие, то пусть он будет фигурировать в нашем материале первым. На самом деле, сейчас трудно представить себе, что главный ныне вокзал города был когда-то небольшим одноэтажным кирпичным зданием и вмещал всего 30(!) пассажиров. Первый пассажирский поезд с него отправился в Вологду, и это случилось 3 марта 1906 года.

20220728_105834.jpg

Так как ЖД вокзал оказался слишком мал и для пассажиров, и для железнодорожников, уже через несколько лет были построены еще два деревянных павильона с залами ожидания и билетными кассами.

В 1961 году была проведена вторая реконструкция – надстроены этажи центрального здания и построены боковые части, по три этажа. Кстати, по первоначальному проекту предусматривался большой купол над залом ожидания и 20-метровый шпиль. Однако, в те годы в стране шла борьба с излишествами, почему, собственно, мы и не наблюдаем сейчас этих красивых элементов в архитектуре главного ЖД вокзала. В общем, жаль, конечно, но уже как есть.

С этого времени вокзал мог вместить в себя 1200 человек. Появились автоматические камеры хранения, автоматизированная справочная служба и табло о наличии свободных мест на поезда дальнего следования. Работали даже питьевые фонтанчики!

Ну, а 40 лет назад, в 1982 году, случилась третья реконструкция – был построен конкорс для обеспечения безопасного перехода пассажиров на «островные» платформы.

Факт № 2. Вместе с железной дорогой на Вятке появился водопровод

Следующим пунктом нашего путешествия стало здание первого вокзала, которое находится по адресу Преображенская, 115. Долго мы петляли по улицам Кирова, пока не выехали к ЖД путям.

В какой уже раз я удивился тому, как много в городе старинных зданий. Причем, кое-какие из них вот уже более ста лет служат по своему первоначальному назначению. Одно из них как раз – самый первый вокзал на Вятке, который был заложен весной 1897 года (то есть 125 лет назад), а уже осенью принял пассажиров.

20220728_105652.jpg

На перроне растет большая яблоня, название станции «Киров-Котласский» оформлено старинным шрифтом, а само здание, несмотря на то, что это был, скорее всего, типовой проект тех лет, так и дышит очарованием 19 века. Чувствуешь себя, если не оглядываться на пути с современной техникой, словно в другую эпоху попал. Даже привокзальная площадь, скорее всего, выглядит почти так же, как 125 лет назад (смотрите на фото – там, где большая лужа), только вместо конных экипажей – автомобили. В планах РЖД есть намерение все-таки ее благоустроить. Может, и не стоит... Что-то потеряется из общего очарования этого места.

Кстати, по тем временам вокзал был оборудован по последнему слову технику – имел телеграф, телефон, электрическое освещение и водопровод, который появился на Вятке вместе (и благодаря) со строительством железной дороги. А еще тут был ресторан, в котором всегда было полно народа.

Надо сказать, что я немного опешил, когда вместе с сотрудником охраны мы зашли в маленький зал ожидания. Там на сиденьях расположились несколько пассажиров. Самих сидений было всего несколько. Как-то не вязалось в голове, что в городе есть еще один действующий ЖД вокзал. А он есть. Фотографировать нам его разрешили. Не разрешили фотографировать железнодорожные пути, на которых кипела то ли погрузочная, то ли разгрузочная (а скорее всего и та, и другая) работа.

20220728_110004.jpg

Факт № 3. Мы первыми в мире сделали ж/д кран грузоподъемностью 150 тонн

Ныне «Кировский машзавод 1 мая» открылся еще 21 августа 1899 года под названием Вятских Главных железнодорожных мастерских. Логично, что располагается он неподалеку от станции Киров-Котласский. Поэтому завод стал следующим пунктом нашего исторического путешествия.

20220728_105537.jpg

Понятно, что от прежних мастерских здесь мало что осталось. Но есть одна история, которая вызывает патриотические чувства. Железнодорожные краны с высокой грузоподъемностью выпускали только два завода – наш и немецкий. Были попытки в 1990-х скооперировать их в один. Однако в нулевых кировские мастера спроектировали и выпустили кран с грузоподъемностью 150 тонн! Что было немыслимо по тем временам. Немцы прервали с нашим заводом все связи. Понятно, мы обогнали их на десятки лет. Причем, завод не только сделал пробную машину, но и поставил производство на поток.

Факт № 4. В «Репинском особняке» располагалось Управление Пермь-Котласской (первой на Вятке) железной дороги

Этому зданию, расположенному рядом с Театральной площадью и принадлежащему ныне Вятскому художественному музею, более 200 лет. Оно было построено в 1815 году на ул. Владимирской (сейчас Карла Маркса) для купца Репина. И в нем, кроме 17 жилых комнат, был еще винный склад, в подвале.

20220728_105507.jpg

В 1871 году особняк был пожертвован городу для приюта детей бедных граждан, а в 1895-м город отдал его в аренду управлению строительства железных дорог. Это, к слову, было одно из лучших зданий того времени во всем городе. В 1919 году в нем открылся музей искусств и старины, который позднее был переименован в художественный.

Факт № 5. Паровоз в ж/д музей доставили волоком – на железной ледянке

Неподалеку от «Репинского особняка» располагаются еще два старинных здания, связанные с историей «Вятки железнодорожной». Большой трехэтажный каменный дом купцов Клабуковых на углу улиц Карла Либкнехта и Спасской (был построен в 1896 году), в котором находилось 1920-1930-х годах общежитие для железнодорожников, и Дом врача Левицкого на Карла Маркса (построен в 1910 году).

20220726_114854.jpg

Последний построил, будучи довольно состоятельным человеком, сам Антон Левицкий, приехавший на Вятку после отставки из армии, чтобы занять пост заведующего железнодорожной больницей. Работал врач на износ, в какой-то момент решил попробовать морфий для поддержания сил, что в итоге его и сгубило. Один из городских мифов утверждает, что в особняке Левицкого обитает приведение и видели его не один раз.

После того, как все обсудили историю с приведением, мы отправились в конечный пункт нашего исторического путешествия – в железнодорожный музей, который так же расположен на ул. Карла Маркса.

Естественно, первым объектом, который нас заинтересовал, стал стоящий «на приколе» паровоз ЭР 788-74, построенный в 1952 году. Со стороны смотреть на него интересно, но еще интереснее было оказаться в будке машиниста (не кабине!). Правда, чтобы забраться туда по крутой лесенке, нужно иметь определенную смелость. Спускаться – еще сложней. Кировских журналистов это не остановило.

Больше всего, кстати, нас волновал вопрос – как сюда доставили такую громадину? Оказалось, просто. Сделали это по зиме. Облили водой большой железные лист и на такой импровизированной ледянке докатили паровоз до точки назначения. А здесь уже специалисты собрали воедино всю композицию. Под паровозом, к слову, кусочек настоящей железной дороги – с насыпью, шпалами и рельсами.

P.S. Подстаканники и подрюмочники

В самом музее есть много чего увлекательного. Перечислять не буду, слишком большое количество экспонатов. Здесь нужно побывать самому. Но наибольший интерес вызвал у журналистов (и у меня в том числе, конечно) стенд с подстаканниками. Среди больших стоял совсем маленький, а в нем была... рюмка. Получается, что это подрюмочник. Но о назначении его нам представители музея ничего не ответили, так, отшутились. Точнее даже не о назначении (и так понятно), а о том, использовалась ли эта миниатюрная красота в поездах.

20220726_120200.jpg

Наверное, именно такими мелочами и отличаются живые исторические экскурсии. Это то, что связывает полученную информацию у вас в голове, оставляет атмосферу и эмоции в памяти, чтобы можно было об этом потом рассказать друзьям и близким. Так, как не написано ни в одной статье в интернете.

Фото: автора, службы корпоративных коммуникаций ГЖД, из архива железнодорожного музея.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте