«Верное решение»: Владимир Сысолятин – о реформе в министерстве, бизнесе и госслужбе

«Верное решение»: Владимир Сысолятин – о реформе в министерстве, бизнесе и госслужбе

30.05.2021 16:04:54 4053 1
«Объединить под одно мощное министерство весь реальный сектор – верное решение руководства области». Об этом в интервью «Бизнес новостям» сказал и.о. министра промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области Владимир Сысолятин, возглавивший реформированное министерство два месяца назад. И привел неоспоримые аргументы. Поделился также видением отраслевых проблем, своим отношением к чиновникам, кадрам из «старой гвардии» и к лозунгу летчика-испытателя Чкалова.

БН Владимир Петрович, вы по своей натуре больше предприниматель или чиновник? И что вам дало занятие бизнесом?

– Я действительно долгое время был предпринимателем. Работал в коммерческих структурах, причем не формата «купи-продай», а производственных. Мне нравилось что-то делать, где результат осязаем и быстро виден. Затем ушел в Совет Федерации, далее – в правительство.

Занятие предпринимательской деятельностью, безусловно, наложило отпечаток. В правительстве при принятии решений я понимал что хорошо, а что плохо. И очень хотел: если не я, так пусть другие развивают производства.

После – вновь ушел в предпринимательство. За эти годы (как сейчас любят говорить, в постсоветское время) удалось во-зобновить или запустить три предприятия. На 41 комбинате – комбинат древесных плит. Его хотели вывезти из области, но мы тогда совместно с руководством предприятия его запустили, производство и сейчас работает. Там же, на 41-ом, защищал проект по строительству фанерного завода – тогда еще перед «Банком Москвы» (сейчас он ИФК «Система»). Проект запущен, предприятие работает, расширяется. Ну и на «Нововятском лыжном комбинате» – цех по производству плит OSB, который также удачно реализован.

БН Почему из правительства вернулись в бизнес?

– Я более года пытался найти инвесторов для строительства цеха OSB в Нововятске. Проблемы с реализацией низкосортной древесины в Кировской области были и тогда, а для OSB лучше всего подходит осина, которая в регионе не востребована. Бегал, искал инвестора – не нашел. Предложили самому заняться проектом. Решил: раз никто не берется, сам возьмусь.

БН Сейчас вновь вернулись. Почему?

– Да, пригласили возглавить министерство промышленности, предпринимательства и торговли. Многих людей, с кем приходится общаться, я давно знаю. К тому же у министерства значительно расширились полномочия, а это новые задачи. Решил: почему бы не потрудиться, еще что-то хорошее не сделать? У меня принцип: если работать, то работать. Когда-то я был летчиком, и мне очень нравился (и до сих пор нравится) чкаловский лозунг: «Если быть, так быть первым». Не в смысле куда-то забраться первым, а делать вовремя и как положено. Я такой смысл в эти слова вкладываю.

БН Долго думали над предложением? Вас уговаривали?

– Не уговаривали. До этого поступило предложение заняться одним крупным проектом, но процесс запуска затянулся. Тогда предложили возглавить министерство с расширенными функциями. На самом деле это было неожиданно, но думал недолго. Мне на встречах обозначили предварительные цели, они мне показались интересными, и я дал согласие идти на госслужбу. 

БН Почему возникла необходимость в реформе министерства? В частности, насколько целесообразно одному ведомству курировать и крупный бизнес, и деятельность субъектов МСП?

– Как говорится, «у семи нянек дитя без глаза». Если реальный сектор экономики разбросан – часть у экономического блока, часть у имущественного, часть у промышленного – как все увязать? Поэтому считаю решение руководства весь реальный сектор объединить под одно мощное министерство правильным.

Вот что такое малый и средний бизнес? Это тоже производства, тоже промышленность – как их рассматривать отдельно? Возьмем ту же лесопереработку. В регионе более 30 предприятий, занимающихся домостроением. И к ним нельзя относиться просто как к малому и среднему бизнесу, это целый производственный пласт. Надо внимательно посмотреть, чем им можем помочь.

БН От минимущества вам переданы функции в сфере сопровождения инвестиционных и инновационных проектов, чем частично занималась Корпорация развития Кировской области. С какой целью и что сейчас будет с КРКО?

– Опять же – как можно разорвать: промышленность здесь, МСБ здесь, а инвестиции отдельно? Давайте будем честными: серьезных прорывов не произошло. В Корпорации будут приняты организационные меры, но как институт мы ее сохраним. Надеюсь, с помощью Корпорации запустим несколько серьезных проектов.

БН Они связаны с промпарками или технопарками?

– Ситуацию с промышленными парками надо выправлять, это однозначно. К сожалению, я до сих пор не съездил в промпарк в Вятских Полянах, однако планирую. Промпарки – одна из первоочередных задач, ТОСЭРам тоже необходим импульс. То есть по так называемым «подведам» работы очень много. Надеюсь, справимся.

БН Ведется ли работа по созданию в регионе технопарков, инициатором которых выступает бизнес? С учетом того, что сейчас предусмотрены преференции со стороны федерации на создание таких объектов?

– Она началась. Пока в зародышном состоянии, но началась. Лично я поддерживаю технопарки, поэтому внимательно смотрим, где нам стоит подключаться. Для любого хорошего проекта нужна инициатива. Насаживать сверху малоэффективно. Поэтому мы будем вести переговоры, слушать людей. Как почувствуем, что инициатива реальная, нужная, глаза у инициатора горят – будем поддерживать. Я сейчас не только про технопарки, а в целом.

photo_2021-05-28_14-57-49 (2).jpg

БН На ваш взгляд, на какие отрасли или задачи правильно делать ставки в регионе?

– На этот вопрос можно долго отвечать, затрону часть. Начнем с оборонки – она достаточно развита, сейчас в числе передовиков. У ОПК заключены контракты, отрасль увеличивает объемы производства, это потенциал для области.

Недавно губернатор Игорь Васильев отмечал, что объем произведенной продукции предприятиями ОПК области в 2020 году составил 27,6 млрд рублей, выполняется в регионе и поставленная президентом страны задача по увеличению доли гражданской продукции в общем объеме производства предприятий ОПК. По итогам 2020 года она составила 23%, в то время как в 2019 году показатель был 17,5%. Основные разработки ведутся в интересах Роскосмоса.

Неплохо работает обрабатывающая промышленность, несмотря на пандемию, которая многим позволила проанализировать и увидеть, как поднять собственные показатели.

При этом, считаю, самое время уделить работе такого института, как Фонд промышленного развития Кировской области. Там работают полтора человека, а кредитов в промышленность региона привлекли на сумму более 3,5 млрд рублей. Вот она, реальная поддержка: кредиты по льготной ставке, позволяющие развивать собственные производства. Правильное направление? На 100% правильное.

Если говорить о малом и среднем бизнесе, и здесь созданы институты, которые считаю эффективными – и Центр поддержки экспорта, и «Мой бизнес», и микрокредитная организация. Для некрупных производственников кредит до 5 млн под льготный процент может стать существенным вливанием в небольшой бизнес, поэтому этими инструментами предприниматели начали активно пользоваться.

Далее по отраслям. Кировская область – лесной регион, поэтому ЛПК необходимо уделять особое внимание. И решать вопрос с реализацией низкосортной древесины, поэтому мы ведем переговоры и с нашими предприятиями, и со сторонними, готовыми зайти в регион. Не теми, кто приходит и просит: «Дайте лес, еще и наполовину бесплатно», а кто сначала готов что-то построить, затем что-то просить.

Домостроение – отдельный пласт, и президент страны Владимир Путин выделил это направление, разработана целая программа. В эту сторону тоже надо смотреть. Может, мы пока смотрим недостаточно. Сложность в чем? Есть крупные предприятия, которые позиционируют себя как «мы сами с усами», помощь не нужна, лучше не мешайте. Но есть предприятия среднего уровня, малые, которым стоит задуматься об объединении. Создание кластера домостроения – тоже тема, над которой стоит хорошо подумать, обсудить с теми, кто занимается домостроением. Тем более кластерному развитию сейчас уделяется много внимания. Надо успеть не в последний вагон заскакивать, а хотя бы посередине, а лучше – в первые.

БН Тема переработки низкосортной древесины в регионе обсуждается уже несколько лет, однако проблема решается со скрипом...

– Ситуация начинает меняться. Меня как-то спросили: «Чем отличается сегодняшнее правительство от предыдущих?» Отличается. Сегодня инструментарий, который может использовать правительство, другой и экономическая ситуация другая. И внутренний рынок открывается: с тем же закрытием границ для ввоза импорта стимул для развития дали не только пищевке. В промышленности так же: ситуация и подходы тоже меняются.

Раньше приглашаешь крупное перерабатывающее мебельное предприятие и предлагаешь заняться реализацией низкосортной древесины. А они спрашивают: «Нам это зачем?» Инвестору надо дать сначала много денег, тогда он построит завод, но просто работать за идею «займись низкосортом» – это утопия. Это в «том» правительстве. 

Сегодня приходят и говорят по-другому: «Мы построим производство ДСП и параллельно – по выпуску плит, для которых эту низкосортную древесину используем». Они понимают, зачем сюда зайдут, что будут производить и как сделают производство безотходным. Вот в чем отличие. А когда у бизнеса есть понимание – зачем, тогда он заходит. Сейчас переговоры с одним таким инвестором в активной фазе.

БН Раз затронули ЛПК, часть функций вашему министерству передана от минлесхоза. В частности, полномочия при реализации приоритетных лесных инвестпроектов. Почему вам, а не минлесхозу?

– Каковы основные функции министерства лесного хозяйства? Защита, восстановление, охрана лесов и так далее. Инвестпроект – это промышленность. Может, из-за такой организационной структуры часть лесных проектов до конца и не реализована. Можно наделить кураторством лесных инвестпроектов, условно, таможню, а где эффективность? Дали лес по минимальной цене, а кто отслеживает его эффективность? Министерство промышленности, так что это тоже логичное решение. 

БН В прошлом году в регионе стартовали лесные конкурсы на выделение лесных участков. Из-за несовершенства законодательства на них заявлялись и побеждали организации, которые в заявке указывали прогнозные показатели – по созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций и т. д. – априори невыполнимые. Прошел год, настало время анализа и проверки обещанных результатов. Вы какие-то контрольные срезы делаете?

– У меня целая аналитическая кипа документов лежит по этим конкурсам. Заявлять, что компания с гектара получит продукции на миллиарды, – естественно, бред, однако в силу нормативных актов этот заявитель действительно становится победителем. Естественно, надо немедленно проверять, что из этого получилось. И вносить на законодательном уровне изменения в правила проведения лесных конкурсов. Мы к этому процессу проверок тоже подключимся.

БН На федеральном уровне об этих пробелах законодательства уже год говорят. Наши областные законодатели могут помочь решить проблему?

– Есть такая идея. Вятская ТПП сформулировала и отправила в ТПП России свои предложения от бизнеса. Посмотрим реакцию. Если ее не последует, есть смысл попробовать через наших депутатов. В конце концов ОЗС обладает правом законодательной инициативы. Пора начать очень настойчиво заявлять на федеральном уровне о проблеме. Просто так сидеть мы точно не собираемся. Посмотрим, каким путем идти.

БН На проверки с налоговыми органами будете выходить, у вас есть на это полномочия? Иначе скажут, что кошмарите бизнес.

– Мы прессовать и не будем. Проверили, посмотрели, что на самом деле происходит. Видим «провалы» – пишем в соответствующие инстанции. У нас функционал с этой точки зрения минимален, а там полномочия есть.

БН Под кураторство вашего министерства переданы практически все институты инфраструктуры поддержки и развития бизнеса. Как их сотрудники восприняли смену куратора?

– Нормально восприняли. Все же понимают, куда правильно вкладывать силы: это все равно промышленность – не важно, малая или большая, о чем мы с вами говорили. По взаимодействию есть полное понимание. Откорректируем отдельные позиции – и дальше работать. Лично я оценивают работу этих институтов только с точки зрения эффективности – можно работать еще эффективнее или уже хорошо? Как раз сейчас они отчитываются о результатах. 

БН Чем сейчас занимается бывший министр промышленности Андрей Перескоков, который наряду с Ларисой Агалаковой является вашим заместителем?

– Ведет вопросы взаимодействия с промышленными предприятиями. Мне помогает. Занимается созданием новой структуры. Но об этом позже.

БН При этом свое окружение вы укрепляете кадрами «старой гвардии»? Еще один ваш заместитель – Сергей Банин, по факту, ваш прежний соратник. Кто-то еще сейчас рядом с вами из бывших друзей, знакомых?

– Поверьте, никогда при приеме на работу не рассматривал каких-то своих соратников, друзей или партнеров. Есть поговорка: «Хочешь потерять друга – заведи с ним бизнес». Это на 100% правда. И не надо мне никаких родственных связей, друзей в окружении. Смотрю только на уровень компетенций. Ну и чтобы человек был порядочным и неконфликтным: не приемлю конфликтов, особенно на пустом месте.

Кстати, на самом деле с кадрами – хорошими, опытными – не так все хорошо, и не только в Кировской области. Вы спрашиваете про Банина. Когда я пришел в правительство, он здесь уже работал, не я его приглашал. И те, кто приглашают сотрудников на такие должности, точно понимают – почему и зачем. Поверьте, у Банина ни одна косая бумажка не выйдет. Он досконально разберет предмет, о котором говорит, делает или пишет, и только после этого выпустит эту бумажку. Это опыт, который нужен в исполнительной власти. Чтобы конкретизировать: когда я пришел сюда работать, штат был набран на 100%. У меня возможности – даже если бы захотел кого-то пригласить на работу в министерство – и не было.

БН А как вы бумажки выпускаете?

– У меня тоже есть свои требования. Вижу – что-то не так, приглашаю исполнителя и говорю: «Из вашей бумаги не понятно, что хотите. Правильнее и тактичнее стоит так написать». Нужно-то всего поменять местами несколько слов или фразу изменить. Поэтому с бумагами надо уметь работать.

БН Разные люди вас называют ставленником Васильева, Чурина и еще ряда персон, которые якобы таким образом укрепляют свои позиции. Прокомментируете высказывания подобного рода?

– Игорь Васильев и Александр Чурин – это государственные служащие. Я кто? На сегодня тоже государственный служащий, которого пригласили работать в правительство – на госслужбу. Они занимаются госслужбой, и я занимаюсь госслужбой. Вот и все. Если мы на госслужбе, то не можем быть ничьими. Даже в законе о госслужбе это прописано.

Кстати, и с губернатором, и с председателем правительства я сразу обговорил: если у меня что-то не будет получаться – намекните, уйду, найдется кто-то более достойный. Будет получаться – буду работать. 

hO2ZiVluO4M.jpg

БН Когда вы избавитесь от приставки и.о.?

– Я с этим не тороплюсь. И.о. или министр – меня это совсем не волнует. Даже не задумывался об этом ни разу.

БН В вашем понимании министр – это больше управленец, чиновник, исполнитель, дипломат или кто?

– Точно – управленец. Любой руководитель крупного предприятия, даже если начинал со слесаря, прошел все эти стадии карьерного роста и стал директором, превращается в управленца. Хороший директор – это прежде всего управленец. Остальное все идет прилагательными.

Исполнительность должна быть? Конечно, должна. Нельзя же работать в отрыве от правительства и заниматься чем попало.

Слово «чиновник» мне совсем не нравится, хотя и стало нарицательным.

Дипломат? В какой-то степени да. Если мы в это понятие вкладываем более широкий смысл: умение разговаривать с людьми, порядочно к ним относиться. Если вы этот смысл вкладываете в это слово, то да, это одна из необходимых черт. Так что министр всё, кроме чиновника. Но управленец – в первую очередь. 

БН Какой вы руководитель?

– Ну и вопросы вы задаете... Меня все время причисляли к демократам. Я действительно люблю внимательно выслушать людей, как они докажут свою точку зрения. Если меня убедили, то готов поменять свое решение. Считаю это правильным. Хотя некоторые так не считают, говорят, что я мягок. Но нельзя же быть семи пядей во лбу. Будь ты хоть трижды министром, но самым умным все равно не будешь. Мне нравится работать с умными людьми, которые могут предложить альтернативу моим убеждениям. Но если какое-то решение – пусть и принятое демократическим путем – не исполняется, тут я далеко не мягкий. Даже поругаться могу.

БН Часто ругаетесь на подчиненных?

– Нет, стараюсь сдерживаться. Ну что, что ты покричал? Что человек понял после твоего крика? Понял, что он не прав, а в чем неправ –
этого не понял. Лучше разъяснить – неправильно потому, потому и потому.

БН О чем я у вас не спросила, что хотелось бы донести до читателей «Бизнес новостей»? С учетом специфики нашего издания – бизнес, экономика, политика, власть?

– Мы многое, что успели обсудить. Единственный вопрос, который не затронули, – торговля и общепит, которые тоже находятся в введении министерства. Положение в связи с пандемией этой части бизнеса пошатнулось. Мы делали и делаем все возможное для того, чтобы облегчить их работу. Тем не менее, это не происходит быстро, моментально, по щелчку пальцев. Это долгосрочная работа, на которую мы будем обращать внимание. И я надеюсь, что и торговля, и общепит выйдут на нужные показатели и, более того, будут активно развиваться.

БН Задач много, а планов?

– У министерства в целом много планов на работу, на развитие, на исправление каких-то шероховатостей. Эти планы предварительно согласованы и с губернатором, и с председателем правительства. Начнем активно реализовывать – тогда и расскажем подробнее. А так… Надеюсь, что движемся в нужном направлении. На развитие министерства я смотрю с оптимизмом, вижу большие перспективы. Со мной это будет происходить или без меня – не важно. Лишь бы работало. И правильно работало.

photo_2021-05-28_14-57-12.jpg

ДОСЬЕ

Сысолятин Владимир Петрович.

Дата и место рождения: 25 мая 1957 г. в Котельниче.

Образование: два высших. В 1981-м окончил высшее Волчанское авиационное училище лётчиков СССР, в 1991-ом – Нижегородский социально-политический институт.

Трудовая деятельность:

После окончания лётного вуза служил лётчиком-инструктором Кировского авиаспорт-клуба, позже 11 лет был командиром вертолёта МИ-2 Кировского объединенного авиаотряда.

1992 – 2001 гг. – начальник коммерческого отдела АО «Вятка-Агро», гендиректор «Вятка-Имэкс», гендиректор Центральной компании финансово-промышленной группы «Вятка-Лес-Инвест».

2002 – член Совета Федерации (комитет по вопросам местного самоуправления).

С ноября 2002 г. – заместитель председателя правительства, с октября 2003 г. – первый зампред председателя правительства, с ноября 2003г. по январь 2004г. – и.о. председателя правительства Кировской области.

После госслужбы возглавлял ряд коммерческих структур: Кировский филиал ОАО «Территориальная генерирующая компания №5», ООО «АРМ Плюс», ОАО «Нововятский лыжный комбинат».

До назначения на должность и.о. министра работал советником директора ООО «АРМ Плюс» города Киров.


Беседовала Анастасия Белова. Фото Александра Папырина.

VK TW
0
Знающий_точно!
Верное решение не публиковать комментарии про прошлое этого господина
Имя Цитировать
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте