Фото: ТАСС

Суд по делу Никиты Белых

15.11.2017 13:27:00 3122 0

Сегодня, 15 ноября, в Пресненском суде Москвы возобновлены слушания по делу экс-губернатора Кировской области Никиты Белых. Напомним, он обвиняется в получении взяток на сумму 600 тыс. евро.

В зале свидетель Юрий Зудхаймер. Уточняет, что имеет два гражданства -  российское и немецкое. На вопрос судьи — есть ли в зале родственники свидетеля, - отвечает отрицательно, сообщает zona.media.

13.17 У свидетеля есть бизнес в Кировской области — Нововятский лыжный комбинат и УК «Кировлес». Прокурор просит рассказать о знакомстве с Никитой Белых, покупке предприятий в Кировской области и передаче взятки.

Рассказывает о друге, появившемся более 20 лет назад, - Альберте Ларицком. В 2009 году тот предложил Зудхаймеру инвестировать в бизнес в Кировской области, а именно в НЛК. Ларицкий убедил его в успешности проекта, так как он «был задуман» вместе с губернатором Белых, говорит Зудхаймер.

13.37 Зудхаймер продолжает рассказывать о том, как давал Ларицкому деньги по договору займа — он делал это как лично, так и через свои компании. В результате его включили в совет директоров НЛК, однако сам Зудхаймер, по его словам, не знал об этом, никогда не бывал на собраниях директоров и не подписывал какие-либо документы от лица компании.

В 2013 году НЛК стал фигурировать в материалах уголовного дела. Ларицкий заверил, что дело заказное и вскоре будет улажено, говорит свидетель.

Весной 2013 года Ларицкий попросил одолжить ему денег, однако Зудхаймер отказал, поскольку тот уже должен был ему 37 млн рублей. При этом Ларицкий объяснил, что не сможет вернуть долг, поскольку его предприятия находятся фактически в состоянии банкротства. В результате они подписали мировое соглашение.

Продолжает рассказывать, как в 2013 году Ларицкий выразил готовность передать ему НЛК в счет долга. Впоследствии был проведен аудит, по итогам которого выяснилось, что никаких поводов для банкротства предприятия не было, а деньги были попросту украдены.

13.49 В 2013 году Зудхаймер приобрел 99% акций НЛК и 75% акций УК «Лесхоз». Говорит, что долго готовилось соглашение. Ларицкий вел переговоры с правительством Кировской области для того, чтобы передать Зудхаймеру предприятия с теми кредитами, что у него были.

Объясняет, что, если посмотреть на соглашение с Ларицким, можно сделать вывод, что НЛК на тот момент — 2013 год — ничего не стоило. Ларицкий согласовал с Белых, что вместе с предприятиями Зудхаймер получит 300 тысяч кубометров леса.

Вспоминает о встрече в кабинете Никиты Белых, которая состоялась после подписания соглашения.

14.08 Зудхаймер рассказывает, что хотел обанкротить НЛК, но Белых уговорил его не делать этого, опасаясь негативного влияния на имидж области. При этом говорит о больших долгах предприятия.

Вскоре стал выплачивать кредиты по НЛК и приобрел 75 процентов УК «Лесхоз», остальной частью которого владело правительство области, и стал вкладывать деньги в инвестпроекты. Вскоре стало известно, что  бизнесмену придется выкупить остальные 25 процентов УК «Лесхоз». Зудхаймер сделал это, надеясь, что это позволит вернуть деньги, уже вложенные в предприятие.

Отвечая на вопрос о проекте НЛК, Зудхаймер говорит, что тот фактически был выполнен, однако Белых отказывался подписать его, требуя помочь с избирательной кампанией. Рассказывает, как передавал взятку в 200 тысяч евро «в середине мая 2014-го».

14.44 Говорит, что после передачи денег отношение со стороны правительства к предприятию изменилось: "Да, нас перестали доставать".

Рассказывает о второй втрече в 2015 году в Братиславе. Говорит, что Белых снова потребовал деньги, после чего свидетель обратился в правоохранительные органы.

15.02 Говорит, что деньги для передачи передали сотрудники ФСБ. На встречу в ресторане отеля Lotte Plaza принес пакет с купюрами.

- Я еще ему бутылку вина привез… я же не знал, что его прямо там будут задерживать. Я искренне хотел подарить ему на день рождения бутылку вина.По его словам, ручки и сам пакет жидкостью или порошком обработаны не были.

После передачи пакета произошло задержание.

15.23 Считает, что Никита Белых знал, что в пакете деньги. "Нам Никита Юрьевич говорил, что не знал, что там деньги были", - говорит судья.

Свидетель уточняет, что пачки денег на дне пакета были накрыты целлофановым пакетом, а сверху лежала бутылка.

15.41 Рассказывает от отношениях Белых и Ларицкого.

Свидетель во время выступления обещает «сделать заявление на еще одно уголовное дело». «За каждым преступлением тянется финансовый след.

- Я хочу сказать о вашем правосудии!

- Вы про правосудие ничего не можете говорить, — обрывает его прокурор. — Я понимаю, что вы эмоционально настроены сейчас все высказать, но мы ограничены по времени, у вас сегодня рейс.

15.42 Прокурор просит уточнить, было ли принято решение инвестировать в предприятия после обещаний Белых помочь в этом вопросе. Зудхаймер подтверждает, что так и было, а теперь новое правительство не хочет выполнять эти обещания. «А что мне, бедному немцу, делать? Сейчас лес заберут, будет макулатура», - сетует он.

Говорит, что в случае изобличающих показаний ему никто уголовным преследованием не угрожал: "Потому что я был сам инициатором".

Рассказывает о ситуации, когда решался вопрос о возбуждении против Зудхаймера дела: на встрече с Ларицким в Москве, в августе 2013 года, был арестован. В участке "объявили, что против меня возбуждено дело о вымогательстве. Заявление было написано Ларицким".Затем отпустили, после чего свидетель уехал из страны.

Затем, говорит Зудхаймер, ему пришлось дать взятку адвокату, который утверждал, что дело в отношении него возбуждено, поэтому его объявят в международный розыск. Прокурор уточняет, что по этому эпизоду был вынесен отказ в возбуждении уголовного дела.

- Это как-то повлияло на достоверность того, что вы сейчас говорите? — спрашивает прокурор.

- Нет. надеюсь, Никита Юрьевич не имеет к этому отношения.

16.25 Вопросы задает Белых. Спрашивает, были ли в соглашении Ларицкого и Зудхаймера обязательства со стороны Кировской области? Зудхаймер отвечает, что речь шла только про кубометры леса. Подписей членов правительства региона под документом не было.

Белых спрашивает, хотел ли Зудхаймер приезжать в Россию после истории с уголовным делом и Ларицким в 2013 году. Тот говорит, что и сейчас не хочет. «Я хотел прояснить, почему встречи были в Риге и Братиславе. Спасибо», — говорит Белых.

Белых продолжает: - Вы говорили, что в принципе нельзя было внести изменения в инвестпроекты «Лесхоза»?

- Так сказали в Минпромторге.

Белых рассказывает, что и по НЛК, и по «Лесхозу» правительство области вносило изменения в инвестпроекты, и Зудхаймер должен был знать об этом.

Белых спрашивает поводу письма об аннулировании проектов НЛК. Свидетель не помнит: все со слов директора. Не готов сказать, когда такое письмо было получено.

- Вы говорите, что после нашей встречи в Братиславе в декабре, 29 декабря к вам пришла налоговая. Вы считаете эти события взаимосвязанными?

- Я не могу утверждать, что это ваша как бы работа. Но очень уж много совпадений.

- Какую я на себя брал ответственность при реализации вами инвестпроектов?

- Вы не брали. Мы хотели банкротить предприятие. После этого у нас бы там проблем не было. Вы убеждали, что этого делать не надо, предоставили списки предприятий.


16.32 Адковат Грохотов  спрашивает, почему свидетель в течение двух лет вы по поводу взятки (первой видимо) никуда не обращался.

Зудхаймер поясняет, что "боялся за предприятия".

16.47 Зудхаймер говорит, когда обратился в ФСБ 6 июня 2016 года; до этого с силовиками по этому вопросу он не сотрудничал. Со своими друзьями и партнерами он вел «интенсивные дебаты» о том, что ему следует сделать. «Некоторые из них до сих пор со мной не здороваются»,  замечает Белых.

- Вас интересует, что я думаю, должен ли Никита сидеть в тюрьме? Не должен. Никита добрый человек, - отвлекается свидетель. Судья останавливает его и просит вернуться к сути дела.

17.08 Белых спрашивает, что изменилось после взятки в 2014-году. Зудхаймер говорит, что «все стало спокойно». «По документам все по-другому», — комментирует Белых.

Он спрашивает, известно ли ему о каких-то отношениях Белых с другими бизнесменами. Свидетель отвечает отрицательно.

- Предлагалось ли мной проведение совещания с представителями налоговой и вашими предприятиями так же, как и с другими предприятиями?

- Предлагалось.

- Почему этого не произошло?

- Не знаю, - отвечает Зудхаймер.

Белых и Зудхаймер обсуждают сотрудничество губернатора с менеджерами НЛК и «Лесхоза». После этого Белых говорит, что у него нет вопросов, и предлагает еще раз прослушать аудиозапись разговора в аэропорту Риги.

17.16 После прослушивания записи Белых спрашивает: "Как вы сделали вывод, что я хочу получить наличными крупными купюрами?" "Ну вы же их взяли" - отвечает свидетель. "Подождите..." - вставляет Белых. " Ну я догадался!" - отвечает свидетель, после чего в зале смеются.

17.59 Адвокат Зудхаймера говорит, что у свидетеля самолет в восемь вечера, который «нереально отложить».

Судья говорит, что к свидетелю еще много вопросов, в показаниях много противоречий. Тот обещает прилететь еще раз.

18.05 Судья зачитывает показания Зудхаймера. Обращает внимание на замечания к протоколу допроса от 9 ноября 2016 года: в них Зудхаймер отмечал, что ничего не знал о программах по благоустройству Кирова; на совещаниях по этому он вопросу не участвовал. Также на допросе он говорил, что полученные взятки Белых тратил по своему усмотрению.

Белых задает вопрос: - Знаете ли вы, что за 10 дней до получения письма об аннулировании участия НЛК и «Лесхоза» в инвестиционных проектах, было совещание по проектам НЛК и УК «Лесхоз» (..). На этом совещании было принято решение не исключать предприятия из списка в приоритетных и рекомендовать внести изменения. Не кажется вам странным, что через 10 дней после этого совещания я вымогаю у вас взятку?

- Нет, не кажется.

Судья уточняет, за что именно просил деньги Белых: на допросе Зудхаймер говорил, что за обещание оставить НЛК и «Лесхоз» в списке инвестпроектов и покровительство, а теперь говорит, что он сам «догадался» об этом.

- То есть вы передали деньги, а потом спросили: все, вопрос [с исключением проектов] решен?

- Да!

18.10 Судья спрашивает, было ли «протокольное решение» проблем НЛК и Лесхоза до передачи денег. Адвокат Зудхаймера снова возмущается тем, что ему надо на самолет. Судья резко отвечает, что это «серьезный вопрос» и напоминает, что Зудхаймер принял решение, когда писал заявление.

Зудхаймер просит у судьи время, чтобы назначить дату второй поездки.

На этом заседание заканчивается. Следующее состоится 22 ноября в 12:00

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте