Кино и «тачки»
«Почему «Прожектор»? Мы долго думали как бороться с «халявщиками»... вон там, видите, открытая площадка, куда можно машину поставить и смотреть кино бесплатно. Мы там прожектор установили, чтобы «зайцев» слепил. Так и родилось название», - спустя год после открытия «кинотеатра под звездами» «Прожектор» молодые предприниматели (вскладчину им едва наберется 50 лет от роду) Игорь Пефтиев и Павел Мохнаткин вспоминают прошлое лето с явным трепетом. Первый бизнес. С нуля. Без опыта. Почти без денег. Они еще не окупили затраты, но уже точно знают, что городская администрация вовсе не страшная, а бизнес на дружбе лучше не строить.
Как в мультике
Вторник. Вечер. На улице - кромешная темень. Свет в сквере у памятника Степану Халтурину только от экрана, да от того самого прожектора, который «от халявщиков».
У памятника революционеру-террористу развеселые ВДВшники маршируют, размахивая флагами:
- Але-оп! Шагом марш, левой, левой, раз два-три, песню за-пе-вай!
- «Расплескалась синевааа, расплескааалааась»...
Твердость шага покинула их, кажется еще с утра. И хорошо, что по близости нет фонтанов.
Впрочем, помимо нетрезвых экс-десантников спокойствие этого места ничего не нарушает. А в обычные дни (благо день ВДВ случается только раз в году) здесь, наверное, можно услышать мысли случайных прохожих. Тихо.
Парковочная площадка (она же бывший стадион) практически пустая, две-три одинокие машины уставились в экран. Готовятся к просмотру фильма. За тонированными стеклами людей не видно, поэтому создается ощущение, что мы где-то внутри мультфильма про «тачки» и вот-вот эти самые тачки начнут между собой общаться.
Средняя посещаемость кинотеатра четырехколесными киноманами - 10 машин за вечер. А 30 июля здесь, говорят, было не припарковаться - «Прожектор» праздновал первый год своего рождения.
- Это еще ничего, вы у нас на футболе не были, - хором говорят Павел и Игорь. - Мы уже даже за ограждением разрешили парковаться. А можно было и без машины смотреть: через открытые окна все было прекрасно слышно.
Здесь все как в настоящем кинотеатре: поп-корн, чипсы, кока-кола. Только над ухом жуют и хрустят пакетами не посторонние люди, а друзья. В собственной машине можно спокойно курить, разговаривать, не боясь быть обруганным злой тетей с переднего ряда. Не нужно судорожно лезть в сумку, чтобы отключить звук на телефоне, если он вдруг звонит в тот самый момент, когда весь зал «влип» в экран и замер в ожидании развязки сюжета. Вообще - никаких ограничений.
Павел: Фишка в том, что есть только ваше свободное пространство, в которое никто не вторгнется. Вы делаете то, что хотите. В пределах разумного, конечно.
Игорь: Да и не в пределах. Но это строго между нами.
- А пьют?
Павел: Нет, разумеется. За рулем же все. Бывает, пассажиры пьют пиво. Отдыхают все-таки. Да вы вообще посмотрите по сторонам. Здесь тихо, красиво, спокойно, летом за время сеанса луна как раз над экраном совершает весь оборот. Это ж такая романтика. Приехать вечером с девушкой, посмотреть романтическую комедию...
Игорь: В 50-х годах, кстати, 70% американских детей было зачато непосредственно в автокинотеатрах.
Не страшный чиновник
Тема «девушки» и «романтики» сквозит чуть ли не в каждой фразе. Кажется, кинотеатр для того и создан, чтобы было куда девушку на свидание привезти.
Обычные парни Игорь и Павел задумали открыть кинотеатр для «тачек» года полтора назад. Игорь (сейчас ему 26 лет) еще учился в сельхозакадемии на маркетолога, Паша (24 года) уже получил там же диплом инженера и осваивал аспирантуру (тяга к знаниям, говорит, у него). Обоим хотелось независимости, самостоятельности и «движухи». Оба - любители кино и автомобилей, поэтому решили употребить способности «в дело».
Павел: В городе особо заняться нечем. Скучно. А мы молодые, нам деятельности хочется.
Идею автокинотеатра привезли откуда-то из соседних регионов. Изначально в команде был еще один человек - общий друг, но пути разошлись «из-за разных взглядов на бизнес».
Игорь: Это хороший пример того, что бизнес на дружбе лучше не строить.
- А вы разве не друзья?
Павел: Это дружба, которая выросла из бизнеса.
Полгода компаньоны вынашивали идею, а в апреле 2010-го начали воплощать в жизнь.
Павел: И знаете что поняли? Стереотип, что с администрацией лучше не связываться - полная ерунда. Они нам здорово помогли.
Видимо, прочитав в моих глазах недоумение и немой вопрос, ребята поясняют.
Игорь: Мы долго искали место для кинотеатра. Делили город на квадраты, ездили, смотрели, лучше этой площадки ничего не нашли. Поэтому пошли в Первомайскую администрацию и так и сказали: «ребята, у нас есть идея».
Павел: Мы, если честно, вариант с арендой территории у горадминистрации рассматривали на крайний случай. Нам все говорили: как можно работать с администрацией, там же все так запущено, ни о чем нельзя договориться без знакомств. Но мы решили «а, была не была». Пришли просто с улицы. И сами удивились как хорошо нас встретили. Долгополов Михаил Александрович нам сказал «Ребята, идея отличная! Делайте!». Мы до сих пор в очень хороших отношениях.
Игорь: Есть, конечно, сложные моменты, все-таки имеем дело с бюрократической системой, но все побеждается терпением. Куда более серьезный вопрос был - где взять денег. Мы тогда были простые студенты.
Павел: Да, теперь вот не простые (смеется). Нет, серьезно: молодые, зеленые, никакого опыта предпринимательской деятельности за плечами, никаких «наставников» и «спонсоров». Все с нуля. А стартапы у нас никто кредитовать не желает. Как зайдет проект в Кирове - неизвестно, сравнить не с чем, аналогов и по России-то не очень много.
Игорь: Когда мы открывались, было порядка 17 таких кинотеатров. Сейчас, благодаря в том числе и нам, уже более 20-ти. Мы помогали открывать кинотеатры в Самаре, Сыктывкаре, скоро откроется кинотеатр в Ухте.
- Тиражируете опыт, значит. А в открытие своего кинотеатра сколько денег вложили?
Игорь: Рассчитывали на 450 тысяч. Получилось примерно 700.
Павел: Само по себе оборудование не дешевое. Один только экран (диагональ 12 метров) стоит 250 тысяч. В городе таких мощных проекторов, как у нас - всего лишь два. Это греет душу. Но с подсчетами затрат мы просчитались. Уже после того, как вложили свои сбережения и взяли кредит, поняли, что денег не хватает. Потихоньку вытаскивали средства из знакомых, друзей - у кого что было. Мы одно уяснили точно: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Это золотое правило, когда начинаешь бизнес.
Они же отдыхают!
Ребята рассказывают с такой легкостью и иронией, как будто не о бизнесе вообще. Максимум - хобби. Хотя понятно, что на карту поставлено буквально все. Работают по ночам, просыпаются с мыслью о кинотеатре, засыпают - с той же мыслью.
К будке-кассе периодически подъезжают машины, ребята по очереди выходят их встречать.
- Сколько стоит? 200 рублей? Отлично! - остается весьма доволен мужчина средних лет.
Все, что нужно для приятного просмотра - автомобиль, магнитола и пара сотен рублей.
- Цены не собираетесь повышать? - спрашиваю, все еще не понимая, на что этот кинотеатр существует.
В этом году точно нет, - твердо отвечают оба компаньона.
- А кинотеатр уже окупился?
Павел: Срок окупаемости - год-полтора. Все идет примерно по плану, что удивительно, судя по тому, как у нас росли затраты. В копеечку встает реклама, она в городе не дешево стоит. Придумываем разные пиар-кампании. Например, дружим с автоклубами. Они проводят гонки, в процессе которых наши визитки и листовки раздают изящные девушки в красивой одежде. Потом, кстати, люди в кинотеатр приезжают в поисках этих девушек.
А на кого вообще рассчитан кинотеатр?
Игорь: Изначально мы предполагали, что целевой аудиторией будут люди от 17 до 35 лет. На практике получается от 20 до 30 лет. Хотя и взрослые приезжают.
Павел: Сюда тянется молодежь.
Долго спорим, кто есть молодежь. Выясняется, что по мнению Игоря, мне остался буквально месяц до того, как я перестану быть молодежью. Паша же убежден: молодежь - это до 35. В любом случае, ставка сделана именно на потребность молодых людей в развлечениях. Оттого тут показывают «не груженые» фильмы.
- Жанры самые разнообразные - от комедий до ужасов, - поясняет Игорь.
В этот момент на экране мелькают слегка одетые тела и смазливые физиономии узнаваемых актеров. Для себя отмечаю: да, пожалуй провести автосвидание под аккомпанемент такого фильма было бы не дурно. Фильмы ребята покупают у московских дистрибьютеров.
Павел: У нас, в отличие от обычных кинотеатров, которые работают с пленкой и цифровыми носителями, нет возможности показывать новинки или какие-то топовые экшены. Мы стараемся привезти те фильмы, которых еще не было в кировском прокате.
Если «топовых» фильмов у вас нет, надо полагать, толпами народ к вам обычно не приезжает. Сколько вообще рентабельность у этого бизнеса? - задаю традиционный вопрос, хотя еще почти ни один предприниматель мне на него не ответил.
В этот раз исключения не произошло. «Сейчас у нас нет перед собой документов...», - отшучиваются компаньоны, а потом и вовсе начинают путаться в показаниях - то ли коммерческая тайна, то ли бухгалтер уснул, то ли еще какие магические силы не позволяют раскрыть информацию. В итоге ответ находится: «есть положительная динамика». Выясняется, что в последнее время народ вообще активно пошел в кинотеатры.
Павел: Официальная статистика это подтверждает. Дело в том, что большинство фильмов выходят в формате 3D. Дома насладиться всеми прелестями таких фильмов уже не получается, вот люди и идут в кино. Так что как минимум стационарным кинотеатрам грех жаловаться. А мы вообще не любим жаловаться. Все в наших руках.
Что вы сами смотрите?
Игорь: Все же, наверное, фильмы несколько иного формата, чем мы у себя в кинотеатре показываем. Я люблю фильмы не рассчитанные на широкую аудиторию.
То есть скидочку на массовость вы здесь делаете?
Игорь: Есть такой момент. Посетители хотят отдохнуть, а не напрягаться. Им нужно что-то легкое, смешное.
Павел: Людей приучили к зрелищам. Хотя я и сам люблю зрелища.
Хорошо, тогда назовите топ-10 фильмов, которые нравятся лично вам.
Я погорячилась с вопросом. Поток названий фильмов, режиссеров и актеров было почти невозможно остановить. Прозвучали «Бойцовский клуб», «Жизнь Девида Гейла», «Плати другому (или плати вперед)», «Американская история Х», «В погоне за счастьем», «Правила съема: Метод Хитча». «Начало», «Остров проклятых», «Область тьмы», «Трансформеры 3», «Достучаться до небес», «Пока не сыграл в ящик» и вообще фильмы с Морганом Фрименом.
Игорь: Недавно как раз смотрел фильм с Фриманом про президента Африки - «Непокоренный». Мы его пытались здесь показывать, но народ не отреагировал. «Октябрь» однажды закупил фильм «Поезд на Юму», люди и на него не пошли. Есть любители серьезных фильмов, арт-хауса, но их немного. Мы пытались показывать нечто подобное, еще в прошлом году - не пошло.
Павел: Может быть, специфика места: сюда серьезного зрителя не загнать. Это как раз то место, куда приезжают просто отдохнуть.
Пока народ веселится, Игорь, который в детстве мечтал стать строителем, как папа, и Паша, намеревающийся в будущем слетать на Марс (когда это туристическое направление освоят окончательно) строят планы. А именно: «расти, развиваться, зарабатывать на «лексусы», яхты и все остальное».
Павел: Кто бы что ни говорил, идей для бизнеса очень много. И они как всегда валяются под ногами. Надо просто пробовать, не бояться ошибаться. Бизнес дает ощущение независимости - от родителей, начальников и так далее. Да и на жизнь, в общем-то, хватает. Можно, конечно было пойти работать, например, на госслужбу, но там можно сильно завязнуть. А здесь мы свободны.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com