Битва за покупателя
Зашедший в Кировскую область федеральный ритейл по-прежнему ущемляет интересы местных производителей и навязывает свои правила игры. При этом федералы заявляют о готовности вести конструктивный диалог с бизнес-сообществом региона.
Создан «Совет рынка»
Практический шаг в этом направлении сделан: по инициативе заинтересованных структур в Кировской области создан «Совет рынка» (по примеру ряда регионов, в частности, Владимирской области, где такой уже работает).
- Цель работы «Совета рынка» - организовать диалог между товаропроводящими сетями (как федеральными, так и региональными) и местными производителями, - рассказал bnkirov.ru вице-президент Вятской ТПП Андрей Усенко, курирующий тему. - Диалог ведется не с органами власти, не с административным ресурсом, а именно с бизнесом.
Первое организационное собрание Совета прошло в июне. Среди прочего на нем обсудили темы, приоритетные для работы на ближайшую перспективу. Одна из них — избыточность так называемых «алкомаркетов».
- Руководство страны и региона заняло последовательную позицию ограничения реализации алкогольной и табачной продукции по времени, по доступности. А по факту имеем огромное число торговых объектов, где все это продается в шаговой доступности. Формально все нормы и требования законодательства соблюдены, но вызывает вопрос появление большого числа таких структур, - комментирует Андрей Леонидович.
Также на повестке дня Совета - решение проблем фальсификата и появления продукции, не соответствующей нормативам. Это прямой путь к развитию недобросовестной конкуренции, когда «кого-то проверяют, а на других закрывают глаза».
Проведут торгово-закупочные сессии
Акцент планируется сделать на тему присутствия местных производителей на полках торговых сетевиков. Особенно тема актуальна в преддверии открытия распределительных центров «Магнита» и «Пятерочки» (напомним, открытие центра «Магнита» запланировано на сентябрь, «Пятерочки» - на октябрь).
- Мы в рамках Совета уже договорились с «Пятерочкой» и договариваемся с «Магнитом» о проведении торгово-закупочных сессий на площадках распредцентов при их открытии. Приедут менеджеры, отвечающие за присутствие товаров на полках, - сказал Андрей Усенко.
Перед этим, ориентировочно в сентябре, Совет инициирует проведение федералами обучающих семинаров, где местным производителям озвучат требования к продукции, которая сможет попасть в распредцентры. К примеру, одно из требований X5 Retail Group — работа только с одноразовой невозвратной тарой. Многие местные производители отправляют свои молоко или хлеб в пластиковых ящиках или упаковках.
Очередное заседание Совета, более содержательное, планируется провести в сентябре. Его участники приглашают к конструктивному диалогу все заинтересованные стороны, которые готовы озвучивать проблемы, предлагать пути их решения и оперативно делать это совместно.
«Торговлю поделили сети»
Тему взаимодействия с федеральными сетями затронули на состоявшемся на прошлой неделе заседании аграрной комиссии ОЗС.
- Вся торговля в Кирове поделена между сетями, в которые попасть очень сложно. Последняя мода — появление собственных торговых марок. Сеть говорит: «Мы возьмем вашу продукцию, но вы дадите нам пакет молока на 5-7 рублей дешевле нашего». Получается ниже себестоимости. Проблема в том, что мы сами запустили на территорию региона огромное количество сетей, - высказал на заседании свое мнение гендиректор «Кировского молочного комбината», депутат ОЗС Василий Сураев.
По его мнению, урегулирование вопроса во многом зависит от политики властей.
- Слушал одно из последних выступлений главы Республики Мордовия. Там 70 процентов продукции в сетях — товары местных сельхозтоваропроизводителей. 70 процентов! Это политика властей, когда договоренности идут «на берегу», еще при заходе ритейла. Мы тоже вынуждены работать и за пределами региона (хотя деньги «тянем» сюда), в регионе работать становится все сложнее. К тому же для отдельных заводов есть преференции и «зеленая улица» в торговых сетях, - продолжил он.
Местные власти заявляют: работа ведется. Недели три назад, во время разговора и.о. зампреда правительства региона, министра сельского хозяйства и продовольствия Алексей Котлячков сказал об увеличении объемов реализации местных продуктов через торговые сети.
- Думаю, распределительные центры «Магнита» и «Пятерочки» позволят еще увеличить объемы, - добавил спикер.
На вопрос: «Вы как власть можете ритейлу навязать свои условия?» Котлячков ответил:
- Навязать не можем, мы по закону не имеем права вмешиваться и диктовать все условия, которые были бы интересны нашим сельхозтоваропроизводятелям. Мы предложили заключить сетям рамочные соглашение, на что практически все согласились. Там подразумевается создание определенных условий для наших аграриев.
Покупатель голосует рублем
Ряд производителей уже сейчас говорит о налаживании диалога с федералами. В частности, руководитель ООО «Котельничский молочный завод» Владимир Журавлев в беседе с bnkirov.ru сказал, что «удалось наладить рабочие отношения, зайти и в «Магнит», и в «Пятерочку». Нашли общие точки соприкосновения, да и жизнь внесла коррективы».
- Сначала сети планировали молочную продукцию завозить из Удмуртии, Центральных регионов. В большинстве случаев это товары не натуральные, восстановленные из сухого молока или произведенные с использованием растительных компонентов. Вятские продукты — натуральные, с небольшими сроками годности и именно ее предпочитают местные жители, голосуя кошельком. Если поначалу для местных производителей были ограничения, то сейчас те, кто может давать необходимые сетям объемы и соблюдать их требования, нашли место на полках, - сказал Владимир Журавлев, дополнив, что «правила одинаковы для всех производителей и федералы ко всем «дышат ровно».
Отвечая на вопрос: «Скажутся ли требования федералов, в частности, к работе только с невозвратной тарой, на конечной цене продукции», собеседник ответил утвердительно:
- На цене отразится. Речь, в первую очередь, о таких продуктах, как хлеб и молоко. Это объемная продукция, но реализуется по низким ценам. На коньяке или мясных консервах, может, и не скажется, а при транспортировке хлеба или молока затраты производителей увеличатся.
При этом собеседник добавил: такие требования нормальны. Все лишние звенья из логистики должны уходить.
За тему взялись федералы
Вопрос урегулирования с крупными торговыми сетями решается и на федеральном уровне. На упомянутом выше заседании аграрной комиссии ее председатель Владимир Яговкин озвучил направленные в адрес региональных парламентариев предложения комиссии при Совфеде, разработанные в целях защиты производителей от дискриминационных практик в сфере торговли продуктами. В частности, предложения «Национальной мясной ассоциации» предусматривают ограничение штрафов и санкций (не более 3% от цены приобретаемого товара), выставляемых торговыми сетями сельхозпроизводителям. Также предлагается закрепить обязанность сетевиков при приемке продукции ограничиваться ГОСТами, а не внутренними документами. Еще одно из предложений связано с внесением свежих тепличных овощей от российских производителей в перечень социально значимых товаров.
- Эти меры направлены на защиту интересов производителей продуктов питания и ограничивают возможности злоупотреблений на рынке со стороны торговых сетей, - зачитал часть документа Яговкин.
Комиссия предложения поддержала. Соответствующее письмо решено направить в Совет федеральных законодателей.