Как избавиться от долгов?
Государственные гарантии Кировской области со 152,7 млн рублей в 2017 году сократятся до нулевой отметки к 2020-му. Долговая нагрузка бюджета области с 92% снизится до 75%.
Кредиты кредитных организаций с 9,3 млрд рублей увеличатся до 10,6 млрд рублей, в то же время бюджетные кредиты с 16,5 млрд рублей сократятся до 13,4 млрд рублей. Такая динамика госдолга Кировской области озвучена в распоряжении «Об утверждении долговой политики Кировской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2010 годов». Bnkirov.ru поясняет, как, когда и за счет чего регион намерен выходить из долговой ямы.
Четыре задачи
Основной целью долговой политики является сокращение госдолга региона, поясняется в документе. Среди задач долговой политики — четыре.
Во-первых, сокращение госдолга и поддержание умеренной долговой нагрузки облбюджета.
Во-вторых, обеспечение постоянного доступа к внутренним источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований.
В-третьих, оптимизация структуры государственных внутренних заимствований, увеличение доли среднесрочных и долгосрочных заимствований, снижение рисков рефинансирования краткосрочных кредитов.
Четвертая задача - своевременное и полное исполнение принятых долговых обязательств, повышение прозрачности системы управления госдолгом, поддержание доверия кредиторов.
До экономически безопасного уровня
- Приоритетным направлением долговой политики является сокращение государственного долга Кировской области и снижение долговой нагрузки областного бюджета до экономически безопасного уровня, - подчеркивается в документе.
Реализация этого направления, по планам, должна привести к целому ряду позитивных изменений.
Первое. Обеспечение в 2018-2020 годах дефицита облбюджета на уровне не более 10% от суммы доходов бюджета региона без учета безмозмездных поступлений за финансовый год.
Второе. Обеспечение по состоянию на 1 января 2018 года выполнения показателя доли госдолга не более 95% от объема доходов бюджета области (без учета безмозмездных поступлений за 2017 год). В дальнейшем — ежегодное на (1 января 2019 года, 2020-го и 2021-го) снижение показателя — не менее, чем на 2%.
Третье. Доля долгов региона по государственным ценным бумагам Кировской области и кредитам от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций на 1 января 2018 года не должна превышать 50% суммы доходов областного бюджета. В дальнейшем этот показатель увеличиваться не должен.
Четвертое. Возможность привлечения кредитов по приемлемым ставкам - не более уровня ключевой ставки ЦБ, увеличенной на 1% годовых.
Эти задачи планируется решить за счет реструктуризации бюджетных кредитов, реализации направлений, озвученных в бюджетном послании губернатора на ближайщие три года, программы по оздоровлению финансов, приостановлении предоставления госгарантий юридическим лицам.
Среди инструментов долговой политики обозначены пять. При их выборе власти региона ориентируются на доступность, стоимость обслуживания и гибкость использования того или иного вида заимствований, поясняется в постановлении.
Первый инструмент - бюджетные кредиты.
Напомним, к началу 2018 года объем госдолга Кировской области по бюджетным кредитам из федерального бюджета составляет 16,5 млрд рублей. Из них 15,6 млрд рублей — кредиты, полученные в 2015-2017 годах, подлежащие реструктуризации с 1 января 2018 года на срок от 7 лет (регион попал в эту программу, запущенную федеральными властями).
- В 2018 — 2020 годах особое внимание должно быть уделено выполнению условий реструктуризации, в том числе стимулированию роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кировской области в целях получения возможности продления периода реструктуризации этих бюджетных кредитов до 12 лет, - говорится в распоряжении.
В ближайшие три года продолжится практика по привлечению краткосрочных бюджетных кредитов.
Вторым инструментом значатся заимствования временных свободных средств со счетов бюджетных и автономных учреждений Кировской области.
Третьим — кредиты кредитных организаций.
- Коммерческие кредиты будут привлекаться в объеме, не превышающем объем погашения долговых обязательств в финансовом году, подчеркивается в документе.
Для повышения гибкости и эффективности использования этого инструмента планируется открытие возобновляемых кредитных линий и линий с плавающей процентной ставкой (рассчитывается как сумма ключевой ставки ЦБ и фиксированной надбавки, определенной в госконтракте).
Для снижения рисков рефинансирования краткосрочных кредитов, равномерного распределения нагрузки по годам планируется увеличить доли среднесрочных и долгосрочных долговых обязательств.
Четвертый инструмент — государственные ценные бумаги региона.
С 2006 года Кировская область не выпускала облигационные займы, отдавая предпочтение более гибкому механизму привлечения коммерческих заимствований — у кредитных организаций.
- Исходя из устойчивой тенденции к снижению ключевой ставки Банка России и, как следствие, снижение стоимости рыночных заимствований, в 2018 — 2020 годах особое внимание будет уделено возможности выпуска государственных ценных бумаг Кировской области с целью рефинансирования краткосрочных и среднесрочных кредитов кредитных организаций, - говорится в документе с пояснением, что их выпуск будет зависеть от текущей ситуации на финансовом рынке.
Пятый инструмент — государственные гарантии Кировской области.
Обязательства региона по таким гарантиям являются условными, но вместе с тем наиболее рискованными. Дело в том, что ответственность по ним возникает ввиду обстоятельств, не зависящих от гаранта. В Кировской области государственные гарантии не предоставлялиь с 2010 года.
- На сегодняшний день их доля в структуре государственного долга невелика. Это долгосрочные государственные гарантии, выданные предприятиям реального сектора экономики Кировской области в рамках антикризисных мероприятий в 2008 и 2009 годах, - поясняется с документе о политике.
В этом и следующем году особое внимание планируется уделить рискам, связанным с возможными гарантийными случаями по действующим государственным гарантиям. В ближайшие три года госгарантии юридическим лицам предоставлять также не планируется, отмечается в документе.
В зависимости от конъюктуры рынка
В заключительной части документа подчеркивается: долговая политика продолжит оставаться умеренной. Она направлена на снижение уровня госдолга, платежеспособность региона, способности региона получать заимствования для решения социально-экономических задач на условиях, приемлемых для области как надежного заемщика.
- Фактический объем и структура государственных заимствований будут определеться результатми исполнения областного бюджета и конъюктурой внутреннего рынка, - резюмируется в документе.